Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:32, курсовая работа
Цель исследования - выявить подходы и содержание социально-педагогической деятельности с подростками по месту жительства.
Объект исследования – социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования – эффективные формы социально-педагогической деятельности по месту жительства.
Введение.
Глава 1.Теоретические основы социально – педагогической работы с учащимися в микрорайоне.
1.1. Роль внешкольных учреждений в воспитании детей.
1.2. Место жительства как место воспитания.
1.3. Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства.
Глава 2. Основные направления и методики социально-педагогической деятельности по месту жительства.
2.1. Воспитательная деятельность по месту жительства в учреждениях дополнительного образования.
2.2. Клуб по месту жительства, как перспективная форма воспитания.
2.3. Роль игротеки в воспитании и развитии детей по месту жительства.
Глава 3. Социально-педагогический проект подросткового клуба по месту жительства «Бумеранг»
Заключение
Список литературы
Главной функцией органов управления образованием в работе с детьми и подростками по месту жительства в этих условиях выступает организация воспитательной деятельности.
На уровне субъекта Российской Федерации, города, района, иного муниципального образования, органы управления образованием для воссоздания и развития системы работы по месту жительства:
Целями организации воспитательной деятельности с детьми и подростками в конкретном микрорайоне (города, посёлка, села) в зависимости от условий могут быть:
Базовыми учреждениями системы образования для организации работы по месту жительства традиционно являются школы и учреждения дополнительного образования детей, включая подростковые клубы по месту жительства, центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества, центры и станции юных туристов, техников, детско-юношеские спортивные школы и другие.
2.3. Роль игротеки в воспитании и развитии детей по месту жительства
Одной из форм воспитательной деятельности по месту жительства является организация игротеки. Ребёнок в условиях игротеки получает новый опыт, сам отвечает за свои действия, развивает самоконтроль и свой творческий потенциал.
В начале 30-х годов игротеками стали называть комнаты игрушек для школьников, которые создавались в Дворцах пионеров. В настоящее время игротеки имеются в каждом доме культуры, в клубах и других детских учреждениях. Работа современной игротеки, её возможности во многом зависят от того, каким инвентарём и оборудованием она располагает. Поэтому первая и неотложная задача внешкольного учреждения состоит в том, чтобы приобрести, изготовить для игротеки как можно больше игр, предназначенных для удовлетворения разнообразных интересов и запросов детей.
Игротека - это учреждение (отдельное помещение при каком-либо учреждении), которое с помощью игры и игрушки помогает детям реализовать свои потенциальные возможности.[ ]
Цель игротеки - обеспечить доступность игрушек для большего числа детей с тем, чтобы стимулировать их игровую активность.
Игротека давно известна в разных странах, и организуется по разному в зависимости от условий и целей её создания.
Во многих странах наиболее распространены игротеки при библиотеках, например, в Чехословакии, в городе Чадце, игротеки предназначаются для детей от 3до 5 лет. Кроме книг и периодических изданий, дети могут взять кассеты, репродукции картин, слайды и другие развлекательные и учебные пособия, а также могут пользоваться игрушками разных видов. Игрушки, как и книги, разложены на полках, и дети имеют свободный доступ к ним. Сами выбирают, играют или берут домой. Наряду со стационарными, существуют и передвижные игротеки на автомашинах. Цель таких игротек – предоставить возможность детям и взрослым, живущих в отдалённых сельских районах, пользоваться играми и игрушками. Игротека «на колёсах» раз в две недели объезжает деревни. Работники игротеки один раз в месяц в каждой деревне организуют день игры, что является важным культурным событием.
История игровой работы в Англии своими корнями уходит в 60-годы прошлого столетия. Основной целью такой работы было оказание помощи социально незащищённым детям. Современные формы игры осуществляются в учреждениях типа площадок приключений, игровых центров, клубов продлённого дня. Уделяется внимание осуществлению игровых проектов для детей с ограниченными возможностями.
В нашей стране за последние годы увеличилось количество учреждений дополнительного образования – это детско-подростковые клубы в разных городах, где имеется опыт создания игротек, их оформления, подбора игрушек. На базе этих учреждений проводятся семинары-практикумы по определению направлений и распространению опыта работы.
Игротека может быть организована с целью проведения игровой терапии, которая рассматривается как взаимодействие с ребёнком и предоставление ему возможности для свободного самовыражения. Ребёнок в условиях игротеки получает новый опыт, сам отвечает за свои действия, развивает самоконтроль и свой творческий потенциал. [ ]
Комплектование игротеки игрушками зависит от финансовых возможностей учреждения, на базе которого она организована.Игрушки должны подбираться с учётом уровня современных научных знаний в области гигиены, медицины, педагогической психологии и эстетики.
С точки зрения педагогической психологии игрушка должна способствовать расширению кругозора ребёнка, развивать навыки ручного труда, творчества.
С медицинской точки зрения необходимо, чтобы игрушка была безопасной, исключала возможность ранения или несчастного случая.
С эстетической точки зрения большое значение должно придаваться внешнему виду и упаковке игрушки, ее форме, раскраске, материалу, которые должны стимулировать развитие эстетического вкуса ребенка.
Игротека должна иметь в своем арсенале игрушки для всех возрастных групп, отвечающих требованиям физического, интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Игротека должна предлагать детям как классические игры и игрушки(домино, лото, транспортные и строительно-конструктивные игрушки, хозяйственные наборы, игры для улицы, дидактические игры), так и научные, математические, электронные игры.
Перечень игрушек и инвентаря в игротеке:
1. Игрушки: куклы, персонажи литературных
произведений, мебель, посуда, одежда,
принадлежности для сюжетно-
2. Настольные и настенные игры: разрезные картинки, кубики, домино, лото, викторины и электровикторины, шашки, шахматы, настольно-двигательные игры.
3. Инвентарь для подвижных игр: мячи, мишени, обручи, скакалки, ракетки, самокаты, лыжи, велосипеды и др.
4. Принадлежности для
5. Материалы и инструменты для изготовления самодельных игр и игрушек: наборы природного и «бросового» материала.
6. Пособия с описаниями и правилами игр, имеющихся в наличии.
7. Оборудование для проведения и хранения игр: столы, раскидные столики, ширмы, стеллажи, декорации, музыкальные инструменты и др.
8. Сооружения на игровой
Чтобы фонд игрушек использовался максимально, игротека должна располагать соответствующими помещениями: приемная, где сдают взятые игрушки напрокат, зал с экспозицией игрушек, места для игр детей, ремонтной мастерской, где дети самостоятельно или с помощью взрослых могут починить поврежденные игрушки.
Не менее важным фактором, определяющим деятельность игротеки является персонал. Работники игротеки, кроме выдачи игрушек, должны дать совет, выбрать, научить пользоваться игрушкой, организовывать коллективные игры. Для работы в игротеки необходима профессиональная подготовка.
В игротеки можно проводить дни игры «День интеллектуальных игр»; выставки «Игрушки народов мира», «Игрушки дореволюционной России». В содержании деятельности игротеки нужно включать работу творческой мастерской по изготовлению игрушек.
Делая вывод, можно отметить, что игра и игрушка являются важным фактором в процессе формирования личности ребенка и одним из условий здорового, физического, умственного и нравственного развития детей. Деятельность игротеки позволяет организовать досуг, способствующий расширению кругозора, интеллектуальному развитию и трудолюбию детей
Глава 3. Социально-педагогический проект подросткового клуба по месту жительства «Бумеранг»
В последнее время в нашем городе как и во всей стране система работы по месту жительства претерпела серьезные изменения. Исчезли многие детские площадки, комнаты по месту жительства, дворовые спортивные площадки. Вся культурно-досуговая и социально- педагогическая деятельность сосредоточена в отдельных учреждениях культуры и образовательных учреждениях. Но подростки много времени проводят на улицы.
Снижение возможностей для воспитания по месту жительства приводило к серьезным социальным последствиям: росту асоциальных неформальных подростковых групп, увеличению числа детей с девиантным поведением, употребляющих алкоголь и наркотики, массовая безнадзорность несовершеннолетних.
В нашем городе за 2002 год 114 преступлений совершили несовершеннолетние: из них 2 убийства, 70 групповых, 72 тяжких преступления. 104 человека употребляют наркотики, из них 20 подростков.
Анализируя эти данные встает вопрос об организации досуга несовершеннолетних по месту жительства. Дети, подростки остро нуждаются в самостоятельной активной деятельности, связанной с проверкой или демонстрацией силы, ловкости, теоретических знаний и практических умений.
Эта потребность абсолютно естественна и объективна, а активная деятельность в детском или подростковом возрасте - самое результативное средство развития личности. Без участия и влияния педагога детская или подростковая активность может проявляться в негативных для окружающих формах и содействовать становлению не здоровой психики будущего взрослого человека.
Цель проекта: организация правильного целесообразного досуга детей и подростков на основе клубной деятельности.
Задачи: 1.Привить интерес к активным формам досуговой деятельности.
2. Способствовать формированию здорового образа жизни.
3. Развить организаторские, коммуникативные умения детей.
4. Воспитать уважение к себе и к окружающим людям.
Проект будет реализован в 4 этапа.
Первый этап – подготовительный.
Формирование и обучение инициативных групп.
Второй этап – диагностический.
Выявление интересов и склонностей детей, диагностика причин, отклоняющегося поведения.
Третий этап – основной деятельности.
Решение основных задач проекта, осуществление социально-педагогической деятельности.
Четвертый этап – заключительный.
Осуществление и анализ проведенной деятельности.
Проект рассчитан на 9 месяцев.
Данный проект не противоречит экономическим, правовым, организационным и другим отношениям. Он способствует удовлетворению интересов и потребностей детей и подростков согласно «Типовому положению об учреждениях дополнительного образования».
Предполагаемый результат деятельности подросткового клуба будет выражаться в приобщении учащихся к спорту, увеличении процента вовлеченности учащихся в клубную деятельность, в умении подростками организовать свой досуг, осуществлении социально-педагогической деятельности. Правильно организованная досугово-воспитательная деятельность в системе дополнительного образования будет содействовать формированию не только здоровых психофизических качеств и интеллекта, но и воспитывает трудолюбие, как естественную потребность реализации знаний и умений, значит содействует нравственному воспитанию личности.
Проект предполагает работу клуба по трем направлениям.
Клубом управляет совет клуба, в который входят – руководитель клуба, педагог дополнительного образования, тренеры, организаторы, специалисты, работающие в клубе, также члены клуба.
Проект будет реализован на бюджетные средства, в рамках финансирования МДКУ «Молодежный центр» имени В.Н.Огонькова, с привлечением спонсорской помощи.