Социально-педагогический проект подросткового клуба по месту жительства «Бумеранг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить подходы и содержание социально-педагогической деятельности с подростками по месту жительства.

Объект исследования – социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования – эффективные формы социально-педагогической деятельности по месту жительства.

Содержание

Введение.
Глава 1.Теоретические основы социально – педагогической работы с учащимися в микрорайоне.
1.1. Роль внешкольных учреждений в воспитании детей.
1.2. Место жительства как место воспитания.
1.3. Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства.
Глава 2. Основные направления и методики социально-педагогической деятельности по месту жительства.
2.1. Воспитательная деятельность по месту жительства в учреждениях дополнительного образования.
2.2. Клуб по месту жительства, как перспективная форма воспитания.
2.3. Роль игротеки в воспитании и развитии детей по месту жительства.
Глава 3. Социально-педагогический проект подросткового клуба по месту жительства «Бумеранг»
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание деятельности в рамках проекта

 

этап

Содержание деятельности

сроки

ответственные

1.подготовительный

- подбор помещения, его оборудование;

- создание инициативной подростковой  группы;

- проведение общего собрания  для учащихся и родителей.

1 месяц

педагог дополнительного образования;

социальный педагог.

2. диагностический

1.Изучение социума, анализ и оценка  ситуации (анкетирование подростков)

2. Изучение личности подростков.

- направленность личности (тест);

- особенности эмоционально-волевой  сферы(тест);

- тест на выявление  способностей каждого подростка;

-  участие в различных  видах деятельности;

- характеристика межличностных отношений (наблюдение,тестирование, беседа)

1месяц

социальный педагог;

Педагог дополнительного образования

3. основной деятельности (состоит из трех блоков)

I. Спортивно-туристическая деятельность

- спортивные секции для  детей и подростков (волейбол, баскетбол);

- встречи с командами МДКУ  «Молодежный центр»;

- соревнования по волейболу  и баскетболу;

- работа кружка «Юный турист»

  • Лекции по темам: «История развития туризма», «Значение туризма», «Виды костров», «Работа с компасом» и т.д.
  • Практические занятия по темам: «Вязка узлов», «Установление палатки», «Составление маршрута» и др.
  • Двухдневный туристический поход с познавательной целью(один раз в полгода)
  • Работа летнего лагеря для детей и подростков группы риска.

II. Досуговая деятельность.

1.Просмотр фильмов, ставящих философские и социальные проблемы:

- «Детки», «Полет над гнездом  кукушки», «Человек дождя», «Беспредел», «Шестое чувство», «Достучаться до небес».

2. Реализация программы  «Загородный отдых»:

    • проведение игр

- на местности;

- учебные игры «Чистый город» (см. приложение 1)

«Наше будущее»(см.приложение 2).

    • Тематическая танцевально-развлекательная программа «Эхо молодежи»:

- конкурс на лучшую  демонстрацию  музыкального клипа;

- конкурс  «Лучший ди-джей»;

- танцевальный конкурс «Давай, давай, не отставай!»

III. Волонтерская деятельность по профилактики наркозависимости.

1.Проведение коммуникативных тренингов «Снежный ком», «Чувства», «Молекулы» и др.

 

2.Проведение тренингов  на формирование ассертивного  поведения: «Шприц», «За кругом», «Шахматы» (см. приложение 3)

 

3. Патронаж семей подростков  с девиантным поведением.

 

 

 

 

4. Осуществление консультаций  для подростков: «Будущее без  наркотиков»,

 

 «Курение вредит вашему  здоровью» и др.

6месяцев

тренер по волейболу, баскетболу; руководители кружков; социальный педагог; педагог дополнительного образования

4. заключительный

- анализ результатов проведенной деятельности;

- анализ деятельности  с членами клуба;

- коррекция содержания  деятельности

1 месяц

руководитель клуба; социальный педагог; тренеры;

специалисты клуба


 

Данный проект был апробирован в одном из клубов по месту жительства

 

Заключение

 

Проводя теоретическое исследование по проблеме организации работы учреждений дополнительного образования с детьми и подростками по месту жительства, было выявлено, что клубы по месту жительства на современном этапе играют значительную роль в жизни подростающего поколения.

Из ведущих  форм работы, которые были рассмотрены наиболее эффективной является клуб.

Клуб выступает для подростка местом, в котором он растёт и развивается как личность.

Клуб является местом встреч, где ребята общаются друг с другом в комфортной обстановке, обмениваются новостями,не опасаясь за свою психологическую безопасность.Клубное объединение прекрасно выполняет роль референтной группы,где подросток осознаёт себя как часть коллектива,имеющего собственные ценности,правила,порядок и цели существования.

Клубное объединение может служить для подростка средством решения личных проблем в трех плоскостях. Во-первых, подросток учится общаться со взрослыми (педагогами дополнительного образования).Во-вторых, безопасная среда и наличие разновозрастной группы помогает избавится от желания противопоставить себя взрослым. В - третьих, клубное объединение как подростковая группа представляет возможность обсудить возникшие проблемы в атмосфере доверия и безопасности.

В процессе участия в работе клуба подростку предоставляется возможность узнавать и учиться, а также осознавать и принимать прожитый позитивный опыт. Клуб является средством получения знаний, умений и организации собственного жизненного пространства, благодаря чему у подростка формируются навыки планирования, умение распоряжаться собственным временем, правильно определять свои возможности и границы.

 

Поэтому такая форма работы дает возможность осуществлять профилактику девиантного поведения.

 Анализируя проблему организации  досуга детей и подростков по месту жительства, был разработан социально-педагогический проект клуба по месту жительства. Работая над реализацией проекта в клубе по месту жительства было найдено подтверждение теоретическим положениям дипломной работы.

Активное внедрение и адаптация проекта послужит совершенствованию методики социально-педагогической деятельности в системе дополнительного образования.

Данная работа может быть использована преподавателями для организации досуговой деятельности. Педагоги дополнительного образования могут воспользоваться материалом для проведения родительских собраний, конференций, консультаций.

Приложения к дипломной работе могут быть использованы для проведения различных воспитательных мероприятий в учреждениях дополнительного образования и в школе. Исходя из этого можно подчеркнуть, что данная исследовательская работаобладает большими потенциальными возможностями  при организации деятельности клубов по месту жительства, а также профилактики девиантного поведения среди детей и подростков.

 

Библиография

1.Анисимов В.П. Дойти до каждого: Записки партийного работника об идейно-воспитательной работе по месту жительства.- М.: Советская Россия, 1980.

2.Асеев В.Г. Возрастная психология:Учеб. Пособие.- Bhrencr^BUGB?1990/

3.Балясная Л.К. Внешкольные учреждения.-М.:Просвещение,1978.

4.Бочарова В.Г. Воспитание учащихся по месту жительства.-М.:Просвещение,1987.

5.Бочарова В.Г., Плоткин М.М. Школьник  в микрорайоне.-М.:Значение,1986.

6.Бочарова В.Г. Программа подготовки  организаторов воспитательной работы  с детьми и подростками по  месту жительства.-М.:Просвещение,1982.

7.Байярд Т.Г.,Байярд Д.Ваш беспокойный подросток.-М.:Семья и школа,1991.

8.Белкин А.С.Основы возрастной  педагогики.-М.:Академия,2000.

9.Властенин В.А.,Исаев И.Ф.,Шиянов Е.Н.Педагогика.-М.:Академия,2002.

10.Волохов А.В.Будем работать  вместе/Программы деятельности детских и подростковых организаций.-М.:1996.

11.Вульфов Б.З.,Поташник М.М.Организаторы  внеклассной и внешкольной работы.-М.:Просвещение,1983.

12.Вульфов Б.З.,Семёнов В.Д.Школа  и социальная среда:взаимодействие.-М.:1981.

13.Галагузова М.А.Методика и технология  работы социального педагога.-М.:Академия,2002.

14.Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.-М.:ГЦЛ, 2002.

15.Гринченко Ю.Н.,Кострецова У.Ю. Кипарис.-М.,1999.

16.Даль В. Толковый словарь.-М.,1956.

17.Ерзунов В.И.,Новосельцева Н.А. Клуб для подростка.-М.:Просвещение,1986

18.Журавлёв А.Л. Социальная психология  личности и малых групп//Психол. журнал.-1993.

19.Зуев И.Н. В помощь организаторам  работы с подростками по месту  жительства: Информ.-метод.сб.//СПб: Питер Пресс, 1999.

20.Иванов А.С.Невербальные средства общения в клубе.// Интернет-сайт.

21.Иванов П.М. Клубы по месту жительства.//Доп. Образование.журнал.-2002.-№3.- с.27.

22.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.-М.,1989.

23.Иванова С.Ю.,Шляхова Г.С. Сборник  нормативно-правовых и организационно-методических  материалов для учреждений дополнительного  образования.-В.Новгород.:НРЦРО,2002.

24.Каиров И.А. Педагогический словарь.-М.,1960.

25.Коджаспиров Г.М. Педагогический  словарь.-М.:Академия,2000.

26.Кон И.С. Психология старшеклассника:Пособие для учителей.-М.,1980.

27.Кон И.С. Социализация и воспитание  молодёжи.//Новое педагогическое мышление.-М.,1989.

28.Кутьев В.О. Внеурочная деятельность  школьников.-М.:Просвещение,1983.

29.Лихачёв Б. Педагогика.-М.:Прометей,1998.

30.Лисовский В.Т. О чём спорят  старшеклассники.-М.,1990.

31.Мардахаев В. Словарь по социальной педагогике.-М.:Академия,2002.

32.Мишуркова В. Игротека-новое явление//Перспектива,1987.

33.Мудрик А.В. Социальный педагог.-М.:Академия,2000

34.Нещерет Л.Г. Воспитание и развитие личности в социуме.-Нижний Новгород,2000.

35.Новикова Л.И. Школа и среда.-М.,1985.

36.Орлов В.Н. Культура и досуг.-М.:Профиздат,1981.

37.Пидкасистый П.И. Педагогика.М.,1998.

38.ПлиннерЯ.Г.,Бухвалов В.А. Воспитание  личности в коллективе.-М.:Академия,2000.

39.Смирнов С.А. Педагогика.Педагогические теории,системы,технологии.-М.:Академия,2000.

40.Сысоева М.Е. Организация летнего  отдыха детей.-М.:Владос,1999.

41.Триодин В.Е. Клуб и свободное  время.-М.:Профиздат,1982.

42.Утенков В.М. Лекционная пропаганда  по месту жительства.-М.:Знание,1980.

43.Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка.-М.,1987.

44.Философский словарь/Под ред. И.Т.Фролова.-6-е изд., перераб. и доп.-М.,1991.

45.Фришман И.И. Методика работы  педагога дополнительного образования.-М.:Академия,2001.

46.Филатова М.Г.,Муратова В.С. Внешкольные учреждения.- М.:Просвещение,1978.

47.Фридман Н.Г. Спортивно-оздоровительная  работа в детских лагерях отдыха.-М.:Просвещение,1991.

48.Шакурова М.В. Методика и технология  работы социального педагога.-М.:Академия,2002.

49.Шмаков С.А. Каникулы.-М.:Новая  школа,1994.

50.Янкова З.А. Проблемы большого города.-М.,1982.

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально-педагогический проект подросткового клуба по месту жительства «Бумеранг»