Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:32, курсовая работа
Цель исследования - выявить подходы и содержание социально-педагогической деятельности с подростками по месту жительства.
Объект исследования – социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования – эффективные формы социально-педагогической деятельности по месту жительства.
Введение.
Глава 1.Теоретические основы социально – педагогической работы с учащимися в микрорайоне.
1.1. Роль внешкольных учреждений в воспитании детей.
1.2. Место жительства как место воспитания.
1.3. Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства.
Глава 2. Основные направления и методики социально-педагогической деятельности по месту жительства.
2.1. Воспитательная деятельность по месту жительства в учреждениях дополнительного образования.
2.2. Клуб по месту жительства, как перспективная форма воспитания.
2.3. Роль игротеки в воспитании и развитии детей по месту жительства.
Глава 3. Социально-педагогический проект подросткового клуба по месту жительства «Бумеранг»
Заключение
Список литературы
Содержание деятельности в рамках проекта
этап |
Содержание деятельности |
сроки |
ответственные |
1.подготовительный |
- подбор помещения, его оборудование; - создание инициативной - проведение общего собрания для учащихся и родителей. |
1 месяц |
педагог дополнительного образования; социальный педагог. |
2. диагностический |
1.Изучение социума, анализ и оценка ситуации (анкетирование подростков) 2. Изучение личности подростков. - направленность личности (тест); - особенности эмоционально- - тест на выявление
способностей каждого подростка - участие в различных видах деятельности; - характеристика межличностных отношений (наблюдение,тестирование, беседа) |
1месяц |
социальный педагог; Педагог дополнительного образования |
3. основной деятельности (состоит из трех блоков) |
I. Спортивно-туристическая деятельность - спортивные секции для детей и подростков (волейбол, баскетбол); - встречи с командами МДКУ «Молодежный центр»; - соревнования по волейболу и баскетболу; - работа кружка «Юный турист»
II. Досуговая деятельность. 1.Просмотр фильмов, ставящих философские и социальные проблемы: - «Детки», «Полет над гнездом кукушки», «Человек дождя», «Беспредел», «Шестое чувство», «Достучаться до небес». 2. Реализация программы «Загородный отдых»:
- на местности; - учебные игры «Чистый город» (см. приложение 1) «Наше будущее»(см.приложение 2).
- конкурс на лучшую демонстрацию музыкального клипа; - конкурс «Лучший ди-джей»; - танцевальный конкурс «Давай, давай, не отставай!» III. Волонтерская деятельность по профилактики наркозависимости. 1.Проведение коммуникативных тренингов «Снежный ком», «Чувства», «Молекулы» и др.
2.Проведение тренингов на формирование ассертивного поведения: «Шприц», «За кругом», «Шахматы» (см. приложение 3)
3. Патронаж семей подростков с девиантным поведением.
4. Осуществление консультаций для подростков: «Будущее без наркотиков»,
«Курение вредит вашему здоровью» и др. |
6месяцев |
тренер по волейболу, баскетболу; руководители кружков; социальный педагог; педагог дополнительного образования |
4. заключительный |
- анализ результатов проведенной деятельности; - анализ деятельности с членами клуба; - коррекция содержания деятельности |
1 месяц |
руководитель клуба; социальный педагог; тренеры; специалисты клуба |
Данный проект был апробирован в одном из клубов по месту жительства
Заключение
Проводя теоретическое исследование по проблеме организации работы учреждений дополнительного образования с детьми и подростками по месту жительства, было выявлено, что клубы по месту жительства на современном этапе играют значительную роль в жизни подростающего поколения.
Из ведущих форм работы, которые были рассмотрены наиболее эффективной является клуб.
Клуб выступает для подростка местом, в котором он растёт и развивается как личность.
Клуб является местом встреч, где ребята общаются друг с другом в комфортной обстановке, обмениваются новостями,не опасаясь за свою психологическую безопасность.Клубное объединение прекрасно выполняет роль референтной группы,где подросток осознаёт себя как часть коллектива,имеющего собственные ценности,правила,порядок и цели существования.
Клубное объединение может служить для подростка средством решения личных проблем в трех плоскостях. Во-первых, подросток учится общаться со взрослыми (педагогами дополнительного образования).Во-вторых, безопасная среда и наличие разновозрастной группы помогает избавится от желания противопоставить себя взрослым. В - третьих, клубное объединение как подростковая группа представляет возможность обсудить возникшие проблемы в атмосфере доверия и безопасности.
В процессе участия в работе клуба подростку предоставляется возможность узнавать и учиться, а также осознавать и принимать прожитый позитивный опыт. Клуб является средством получения знаний, умений и организации собственного жизненного пространства, благодаря чему у подростка формируются навыки планирования, умение распоряжаться собственным временем, правильно определять свои возможности и границы.
Поэтому такая форма работы дает возможность осуществлять профилактику девиантного поведения.
Анализируя проблему
Активное внедрение и адаптация проекта послужит совершенствованию методики социально-педагогической деятельности в системе дополнительного образования.
Данная работа может быть использована преподавателями для организации досуговой деятельности. Педагоги дополнительного образования могут воспользоваться материалом для проведения родительских собраний, конференций, консультаций.
Приложения к дипломной работе могут быть использованы для проведения различных воспитательных мероприятий в учреждениях дополнительного образования и в школе. Исходя из этого можно подчеркнуть, что данная исследовательская работаобладает большими потенциальными возможностями при организации деятельности клубов по месту жительства, а также профилактики девиантного поведения среди детей и подростков.
Библиография
1.Анисимов В.П. Дойти до каждого: Записки партийного работника об идейно-воспитательной работе по месту жительства.- М.: Советская Россия, 1980.
2.Асеев В.Г. Возрастная психология:Учеб. Пособие.- Bhrencr^BUGB?1990/
3.Балясная Л.К. Внешкольные учреждения.-М.:Просвещение,
4.Бочарова В.Г. Воспитание учащихся
по месту жительства.-М.:Просвещение,
5.Бочарова В.Г., Плоткин М.М. Школьник
в микрорайоне.-М.:Значение,
6.Бочарова В.Г. Программа подготовки
организаторов воспитательной
7.Байярд Т.Г.,Байярд Д.Ваш беспокойный подросток.-М.:Семья и школа,1991.
8.Белкин А.С.Основы
9.Властенин В.А.,Исаев И.Ф.,
10.Волохов А.В.Будем работать вместе/Программы деятельности детских и подростковых организаций.-М.:1996.
11.Вульфов Б.З.,Поташник М.М.
12.Вульфов Б.З.,Семёнов В.Д.
13.Галагузова М.А.Методика и
14.Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.-М.:ГЦЛ, 2002.
15.Гринченко Ю.Н.,Кострецова У.Ю. Кипарис.-М.,1999.
16.Даль В. Толковый словарь.-М.,1956.
17.Ерзунов В.И.,Новосельцева
18.Журавлёв А.Л. Социальная психология
личности и малых групп//
19.Зуев И.Н. В помощь организаторам работы с подростками по месту жительства: Информ.-метод.сб.//СПб: Питер Пресс, 1999.
20.Иванов А.С.Невербальные средства общения в клубе.// Интернет-сайт.
21.Иванов П.М. Клубы по месту жительства.//Доп. Образование.журнал.-2002.-№3.- с.27.
22.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.-М.,1989.
23.Иванова С.Ю.,Шляхова Г.С. Сборник
нормативно-правовых и
24.Каиров И.А. Педагогический словарь.-М.,
25.Коджаспиров Г.М. Педагогический словарь.-М.:Академия,2000.
26.Кон И.С. Психология старшеклассника:Пособие для учителей.-М.,1980.
27.Кон И.С. Социализация и воспитание молодёжи.//Новое педагогическое мышление.-М.,1989.
28.Кутьев В.О. Внеурочная деятельность
школьников.-М.:Просвещение,
29.Лихачёв Б. Педагогика.-М.:Прометей,1998.
30.Лисовский В.Т. О чём спорят старшеклассники.-М.,1990.
31.Мардахаев В. Словарь по социальной педагогике.-М.:Академия,2002.
32.Мишуркова В. Игротека-новое явление//
33.Мудрик А.В. Социальный педагог.-М.:
34.Нещерет Л.Г. Воспитание и развитие личности в социуме.-Нижний Новгород,2000.
35.Новикова Л.И. Школа и среда.-М.,1985.
36.Орлов В.Н. Культура и досуг.-М.:
37.Пидкасистый П.И. Педагогика.М.,1998.
38.ПлиннерЯ.Г.,Бухвалов В.А. Воспитание
личности в коллективе.-М.:
39.Смирнов С.А. Педагогика.Педагогические
теории,системы,технологии.-М.:
40.Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей.-М.:Владос,1999.
41.Триодин В.Е. Клуб и свободное время.-М.:Профиздат,1982.
42.Утенков В.М. Лекционная пропаганда
по месту жительства.-М.:
43.Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка.-М.,1987.
44.Философский словарь/Под ред. И.Т.Фролова.-6-е изд., перераб. и доп.-М.,1991.
45.Фришман И.И. Методика работы
педагога дополнительного
46.Филатова М.Г.,Муратова В.С. Внешкольные учреждения.- М.:Просвещение,1978.
47.Фридман Н.Г. Спортивно-оздоровительная
работа в детских лагерях
48.Шакурова М.В. Методика и технология
работы социального педагога.-
49.Шмаков С.А. Каникулы.-М.:Новая школа,1994.
50.Янкова З.А. Проблемы большого города.-М.,1982.