Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:53, курсовая работа
Цель исследования: Выявить педагогические условия успешного использования консультирования, обеспечивающие оптимальное решение проблем детей группы риска.
Задачи исследования:
Уточнить понятие «группа риска», выявить особенности поведения детей группы риска в современной школе путем анализа психолого-педагогической литературы.
Проанализировать особенности использования консультирования в школе, определить его влияние на изменение поведения детей группы риска.
Введение
1.Сущность понятия «группа риска» 5-8с
2. Особенности детей группы риска в условиях современной школы 9-12с
3. Сущность и понятие «социально-педагогическое консультирование»13-18с
4.Технология организации социально- педагогического консультирования детей группы риска 19-23с
Заключение
Список Литературы
Комитет по образованию
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального
Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга
Защищена с оценкой _______________
Протокол № ____ от _______________
Курсовая работа
Социально-педагогическое консультирование детей «группы риска»
в условиях современной школы
студентки 232 группы
Беляк Александры Игоревны
специальность 050711
«Социальная педагогика»
Руководитель
Санкт-Петербург
2013
Содержание:
Введение
1.Сущность понятия «группа риска» 5-8с
2. Особенности детей группы риска в условиях современной школы 9-12с
3. Сущность и понятие «социально-педагогическое консультирование»13-18с
4.Технология организации социально- педагогического консультирования детей группы риска 19-23с
Заключение
Список Литературы
Приложение №1
Приложение №2
Введение
Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «группа риска».
В последнее время о трудных школьниках пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть не поддающихся обучению и воспитанию учеников.
Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами: педагогической запущенностью, социальной запущенностью, отклонениями в состоянии здоровья.
В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.
На наш взгляд наиболее
эффективным методом
Цель исследования: Выявить
педагогические условия успешного
использования
Задачи исследования:
1. Сущность понятия «группа риска»
Понятие «риск», в словаре русского языка С.И Ожегова, трактуется как возможная опасность, а практический психологи рассматривают риск как особенности деятельной активности, задающие очевидную неопределенность ее результата и порой обусловливающие негативные или даже пагубные последствия для субъекта. В словаре социального психолога отмечается, что риск- это ситуативная характеристика деятельность, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случаи неуспеха. [2;9-10с]
Все обозначенные трактовки обладают рядом характерных черт, которые предполагают: неопределенность результатов каких либо действий, опасность возникновения негативных последствий в результате определенной активности, источник опасности может быть как внешним, так и внутренним.
Понятие «дети группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии. Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов:
Важной особенностью детей группы риска является низкий уровень развития родителей. Педагогически некомпетентные семьи характеризуются отсутствием внимания к развитию познавательных способностей ребенка, расширением его кругозора, получению образования, а также несоблюдением и отрицанием социальных норм. Последствия воспитания в таких семьях может стать: безнадзорность, слепое подчинение, заниженная или завышенная самооценка. [22;55с. ]
Особенности детей «группы риска»
1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.
2. Проецирование на
себя современной жизни
3. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.
4. Среди ценностей на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором – материальное благополучие, на третьем – здоровье.
5. В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт – один из источников стресса.
6. Подкрепление потери
ценности образования в
7. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.
8. Преобладание ценности
красивой, легкой жизни, стремления
получать от жизни одни
Р. Джессор отмечает что, явных признаков у детей группы риска может и не быть, а наличие вышеперечисленных признаков не всегда говорит о том, что ребенок находится в «рисковой» ситуации.
Вывод
К детям «группы риска» мы относим детей с особенностями в развитии, так как их специфика, обусловленная нарушениями физического, социального, нравственного состояния создает неблагоприятные условия для воспитания и создает широкую зону риска. Детей с особенностями развития необходимо рассматривать как индивидуальность, имеющую больше неповторимых качеств, влияющих на их развитие и требующих создания специальных педагогических условий для воспитания. Мы выяснили что, риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации.
В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из факторов, в других – их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В группу риска объединяют детей, которые по генетическим, биологическим, социально-психологическим и социально-педагогическим причинам не в состоянии без посторонней квалифицированной помощи преодолеть возникающие трудности. Таким образом, важной частью помощи детей в социокультурном аспекте является педагогическая, психологическая и социальная составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействия его развития и успешной социализации.
2. Особенности детей группы риска в условиях современной школы
В зависимости от того,
какие факторы или поведенчески
1. Детей с «социализированными формами» антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспособляются к социальным нормам внутри антиобщественных групп.
2. Детей с несоциализированным
антиобщественным агрессивным п
Педагогический взгляд на категорию группы риска в центр внимания ставит процесс обучения и воспитания ребенка, при осуществлении которого возникают значительные трудности. В этом случаи такие группы включают в себя: детей требующих медицинской помощи, в современной массовой школе обучается достаточно большое количество детей со значительными отклонениями от медицинской нормы. Обучение и воспитание таких детей ставит перед школой, по меньшей мере, две серьезные проблемы: во-первых, как помочь им нормально развиваться и, во-вторых, как свести к минимуму возможные отрицательные последствия их совместного обучения с другими детьми; педагогически запущенных детей, в отношении которых где-то, когда-то и кем-то был допущен педагогический просчет, педагогическая ошибка; неуспевающих детей, это дети, которые не могут продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который требуется в данном возрасте; недисциплинированных детей, которые не следуют определенному порядку и правилам. В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития,
психолого-педагогическое поддержка, любовь, понимание, и т.д. Если не соблюдаются данные условия, у ребенка могут возникнуть различные проблемы в обучении и поведении, которые впоследствии могут перейти в девиации. Рассмотрим проблемы ребенка в трудной жизненной ситуации.[2;11-12стр.]
О.В. Агошкова, Т.Б Гасман, Т.Н Подубная выделяют основные проблемы ребенка, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.(Приложение№1)
Характер проблемы:
Эмоционально-личностные - выражаются в страхах, тревожности, акцентуации характера, психопатии. В социуме может проявляться: агрессией, апатией. Причиной может стать, семейное неблагополучие.
Учебно-познавательные - выражаются в низкой успеваемости и отсутствием мотивации к учебно-познавательной деятельности, соответственно будет испытывать трудности в обучении. Причиной может стать, школьное неблагополучие, педагогическая запущенность.
Поведенческие - выражается в дезадаптации, несформированности социально-бытовых и коммуникативных умений. Возможно проявление конфликтности. Причиной может стать –асоциальные группы сверстников.
Соматические- задержка психического и физического развития. Возможно частая заболеваемость и утомляемость. Причиной могут стать, родовые травмы, болезни в детстве. [22;15с. ]
Заявленная нами проблема – дети "группы риска"– особенно актуальна для возраста от 10 до 14–15 лет. Особое внимание к психическому здоровью подростков, а также своевременное выявление и профилактика различных отклонений необходимы по трем причинам.
Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний. Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В-третьих, естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно. [9;4с.]
Совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе, называется девиантное поведение.
В соответствии с теорией Р. Мертона, девиантное поведение возникает, прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения. [12;116 с.]