Социально-педагогическое консультирование детей «группы риска» в условиях современной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявить педагогические условия успешного использования консультирования, обеспечивающие оптимальное решение проблем детей группы риска.
Задачи исследования:
Уточнить понятие «группа риска», выявить особенности поведения детей группы риска в современной школе путем анализа психолого-педагогической литературы.
Проанализировать особенности использования консультирования в школе, определить его влияние на изменение поведения детей группы риска.

Содержание

Введение
1.Сущность понятия «группа риска» 5-8с
2. Особенности детей группы риска в условиях современной школы 9-12с
3. Сущность и понятие «социально-педагогическое консультирование»13-18с
4.Технология организации социально- педагогического консультирования детей группы риска 19-23с
Заключение
Список Литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Беляк (2).doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Для начала необходимо подготовиться к консультированию:

1. Выбор помещения  и оборудование места для проведения консультаций. В оборудование помещения входит обеспечение его удобными для ребенка или его родителя, необходимо создать и поддерживать неформальную обстановку общения консультанта с клиентом. Кроме мебели, желательно оборудовать кабинет необходимой организационной техникой.

2. Оборудование места  проведения консультирования необходимой  документацией и обеспечение  средствами ее хранения, в частности  регистрационным журналом, картотекой  клиентов и сейфом (сейф нужен  и для хранения файлов с конфиденциальной информацией при использовании компьютера).

3. Приобретение минимума  специальной литературы как для  пользования консультантом, так  и для клиентов  (информационные  брошюры, стенды, периодическая литература  и тд.) [8; 17-18с.]

Желательно, чтобы помещение для проведения консультаций напоминало нечто среднее между офисом и домом (рабочим помещением, квартирой, жилой комнатой).

Если все условия  подготовки выполнены, необходимо знать  и использовать -правила консультирования: смотреть в глаза собеседнику.

Мы склонны доверять тому, кто не избегает нашего взгляда. Но необходимо смотреть в глаза с  интересом. При групповых консультациях,  встретившись взглядом с кем-нибудь из слушателей, мы устанавливаем контакт  и взаимопонимание со всей аудиторией, уметь слушать.

Когда мы слушаем человека по-настоящему, мы заставляем собеседника  почувствовать свою ценность. Своим  желанием слышать и понимать проблемы собеседника мы показываем, что искренне заботимся о его благополучии.

    • Правила эффективного умения слушать:
    • Слушать собеседника с желанием;
    • Вести себя доброжелательно;
    • Перестать говорить самим;
    • Сопереживать собеседнику;
    • Стараться не отвлекаться;
    • Не забывать: общение требует ответственности;
    • Всегда отвечать положительно;
    • Не спорить мысленно;
    • Помнить, что у всех разные манеры общения;
    • Не терять чувства юмора;
    • Уметь задавать вопросы;

Необходимо задавать вопросы, требующие развернутых ответов. На открытые вопросы клиент может вполне свободно ответить. Закрытые вопросы часто воспринимаются как направляющие и внушающие и хорошо подходят не только, чтобы получить фактическую информацию, но и для перелома.

 

 

 

4. Проявлять уверенность  в себе. Уверенность привлекает, воодушевляет и стимулирует окружающих. Люди обращают больше внимания  на невербальные знаки уверенности,  чем на то, как и что вы говорите. Входя в помещение, где много незнакомых людей, направляться прямо в центр, уверенно держаться, смотреть в глаза присутствующим с улыбкой.  [18; 82с. ]

В начале разговора надо договориться о его продолжительности, а также о цели, которой предстоит достичь. В конце -  можно пересказать разговор и остановиться на целях и достигнутых результатах. Клиент сам может сделать изложение, чтобы привести информацию в порядок.

Некоторые клиенты только в конце начинают говорить, тогда целесообразно закончить разговор договоренностью о следующей встречи.

Приемы социально - педагогического консультирования: сочинение, сказка, рассказ, рисунок, лепка. [19; 65,72,79,93с]

Мне бы хотелось более подробно остановиться на методе сочинения.

Рассказы детей об их фантазиях были наилучшим вспомогательным  средством в психоанализе, проводимым А. Фрейдом. Всякое сочинение в консультировании имеет особую идею и проблему. [19;30c]

Основные задачи использования  сочинения в условиях консультирования:

  1. Создать условия для формирования у подопечного определенного уровня рефлексии.
  2. Сбор дополнительной информации об истории развития ребенка.
  3. Выявления особенностей семейной ситуации.

Процедура проведения сочинения.

Задание написать сочинение предлагается подопечному, после установления с ним контакта и предварительной беседы. Сочинение пишется самостоятельно. [19; 33c]

 

 

Темы сочинений, возможные  в консультировании:

« Из истории моей жизни», «Моя мама», «Мой отец», «Мои родители», «Самый смешной случай в моей жизни», «Мое прошлое, настоящие, будущие, «Перспективы моей жизни», «Каким я буду родителем?», «Мои будущие дети». . [19; 34c]

Темы сочинений могут  меняться в зависимости от проблемы клиента.

Критерии анализа сочинения:

Реакция на предложение  написать сочинение: принятие решения с первого раза, сомнение, категорический отказ.

Отношение к написанию сочинение: нейтральное (не понимаю зачем это надо), формальное (напишу, что бы отстали), ответственное (Я заинтересован в своей проблеме)

Объем: малый, средний, большой. Задача консультанта не акцентировать свое внимание на объеме, а постичь его суть.

Соответствие теме задания: сочинение не должно значительно  отличаться от его темы.

Волнения подопечного: здесь необходимо найти в подтексте  замаскированную главную тему: поведении ребенка, его болезни, учебная деятельность, страхи и т.д.

Герои: Консультанта должно волновать, кто является главным и второстепенным героем.

Детали: выбор полного  или уменьшительного имени ребенка, использование местоимений и  т.д.

Сюжет: выявление причинно- следственной связи.

Время сюжета: Прошлое, настоящее, будущее. Автор пишет о настоящем -значит прошлое его не интересует. Автор пишет о прошлом- значит оно для него значительней.

Жанр: биография - сжатый сухой текст, жизнеописание –повествовательный  пересказ жизни, исповедь- подопечный делится не только переживаниями, но и ошибками, «позерство»- такие сочинение полны самолюбованием. [19; 50c]

Для удобства, результаты можно заносить в таблицу. (Приложение№2)

Итогом консультации должны стать объективно представленная история развития ребенка.

Вывод:

Мы рассматриваем консультирование как звено социально-педагогической деятельности, являющейся разновидностью профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи человеку, в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта. В консультировании можно использовать разные приемы, наиболее эффективным мы считаем, прием сочинение, которое раскроет для нас основные проблемы подопечного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Дети «группы риска» находятся под воздействием неблагоприятных факторов, таких как: социально-экономический, медико-социальный, социально - демографический, криминальный фактор. В современных условиях вряд ли можно обнаружить детей, которые не подвержены неблагоприятными факторами. Не сама причина является риском, а то что следует из этой причины - различные виды делинквентного поведения.

Для профилактики и коррекции  детей «группы риска» мы предлагаем использовать метод социально-педагогического консультирования, который позволяет ребенку самостоятельно решить возникшую проблему, а консультант только направляет его.

Консультирование может  быть разных видов и форм, также в процессе консультирования можно использовать различные приемы. В данной работе мы предлагаем прием сочинение, которое в полной мере поможет нам раскрыть проблемы испытуемого.

Перед нами была поставлена цель: Выявить педагогические условия  успешного использования консультирования, обеспечивающие оптимальное решение  проблем детей группы риска. Для  достижения данной цели мы поставили пред собой задачи: Уточнить понятие «группа риска», выявить особенности поведения детей группы риска в современной школе путем анализа психолого-педагогической литературы. Проанализировать особенности использования консультирования в школе, определить его влияние на изменение поведения детей группы риска. В ходе работы над исследованием были полностью реализованы поставленные цели и задачи.

Следует отметить, что анализ исследований по проблеме социально-педагогического консультирования детей группы риска в условиях современной школы позволил выявить характерные особенности детей группы риска.   В ходе анализа литературы мы выяснили, что основная задача консультанта с детьми «группы риска» поиск оптимальной последовательности действий для решения конкретной проблемы или задачи. Эффективность и результативность процесса социально-педагогического консультирования зависит от соблюдения правил и принципов описанных в данной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Бадахен А.А., Родина А.М.; Мастерство психологического консультирования. - СПБ, 2002.- 184 с
  2. Басов Н.Ф., Социальная работа с различными группами населения: учеб. Пособие / коллектив авторов ;под ред. Н.Ф Басова- М: КНОРУС, 2012г.-640с
  3. Беличева С. А.; Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход- М., Редакционно-издательский центр Консорциума « Социальное здоровье России», 2006г.- 240с.
  4. Беличева С.А.  Журнал М:. Консорциум «Социальное здоровье России» 2012г.- 18с
  5. Беличева С.А. Журнал М:. Консорциум «Социальное здоровье России» 1991г. -18с
  6. Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников: Учебное пособие- СПБ.:Питер.,2012-167с
  7. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.-412с
  8. Дмитриева В.Г. Организационная и социально – педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В. – М., 2004.- 315с.
  9. Дроздов С.Ю. Журнал "Справочник классного руководителя" № 12, 2010 года. Разбираем сложные ситуации. Работа с учащимися "группы риска" -20с.
  10. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование - Р-н-Д., 2004.- 330с.
  11. Кочетова А. А. Совместная инновационная деятельность педагогов: Модульное проектирование культурно-образовательной среды Школы социального оптимизма. - LAP LAMBERT Аcademic Publishing GmbH, Germany, 2011.- 143с.
  12.   Кравченко. А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.
  13. Мустаева Ф.А. Методика социально-педагогического семейного консультирования. Учебник для студентов высш. учеб. Заведений./ Ф.А. Мустаева - М., Академический проект, Екатеринбург, Деловая книга, 2002 г. - 416с.
  14. Никитина Н.И. М.Ф. Глухова. Методика и технология работы социального педагога- М., "Гуманитарный издательский центр Владос", 2005 г., 399с.
  15.   Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448с.
  16. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: Академия, 2004. – 380с.
  17. Рожкова М.И.; Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением/Под ред. М.И. Рожкова. М.: Владос, 2003. – 240с 
  18. Серебрякова К.А Психологическое консультирование в работе щкольного психолога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ К.А. Серебрякова.-М.: Издательский центр «Академия»,2010.-288с
  19. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учебн. Пособие для студ. высш. Учебн. Заведений.-М.: Издательский центр «Академия»,2002.-320с.
  20. Холостовой Е.И.; Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: Юристь, 2001.-523с
  21. Шнейдер Л.Б. Девеантное поведение детей и подростков. – М:. Академические Проект; Трикста, 2005.-336с
  22. Шупукова Т.В.; Технология социальной работы с лицами девиантного поведения: учеб.пособие для студ. учреждений вышего профессионального образования\ Т.В Шупукова.-М: издательский центр «Академия» 2011.-416с 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Социально-педагогическое консультирование детей «группы риска» в условиях современной школы