Социально-педагогическое консультирование детей «группы риска» в условиях современной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявить педагогические условия успешного использования консультирования, обеспечивающие оптимальное решение проблем детей группы риска.
Задачи исследования:
Уточнить понятие «группа риска», выявить особенности поведения детей группы риска в современной школе путем анализа психолого-педагогической литературы.
Проанализировать особенности использования консультирования в школе, определить его влияние на изменение поведения детей группы риска.

Содержание

Введение
1.Сущность понятия «группа риска» 5-8с
2. Особенности детей группы риска в условиях современной школы 9-12с
3. Сущность и понятие «социально-педагогическое консультирование»13-18с
4.Технология организации социально- педагогического консультирования детей группы риска 19-23с
Заключение
Список Литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Беляк (2).doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

У детей «группы риска», часто встречается делинквентное поведение, которое, не достигает степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Главной причиной является - недостаток воспитания.

Количество детей «группы риска» ростет неуклонно, и сейчас оно состовляет примерно 20% от общего количество подростков.[21; 5с.]

Нередко бывает сложно определить, к какой категории относится  тот или иной ребенок. Дети с делинквентым поведением попадают в коррекционные школы, хотя они не должны там находиться, потому что потенциальные возможности гораздо выше. В современные школы должны входить программы, которые производят своевременную профилактику отклонения в поведении и своевременную диагностику детей «Группы риска», что бы предупредить делинквентное поведение и оставить ребенка в общеобразовательной школе. Но всегда важно помнить, что любой ребенок – это личность, и предлагаемая ему помощь должна быть индивидуальна.

Услуга, которая с радостью встречена одним ребенком, может  быть с негодованием отвергнута другим.

Качество и количество школьных функций по профилактики и  помощи детям «группы риска», значительно  увеличилось, но проблема попрежнему  остается.

Вывод:

В современных социальных условиях вряд ли можно обнаружить детей, которые совсем не были бы подвержены влиянию факторов риска в той или иной степени выраженности. Но все перечисленные факторы могут являться причиной нарушения в развитии ребенка и вовсе не определяют, чем он рискует в действительности. Не сама причина является риском, а то, что следует из этой причины - различные виды девиаций.

В последнее время  о трудных школьниках пишется, и говориться немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть не поддающихся обучению и воспитанию учеников. «Трудный» подросток, «трудный» школьник стали модными словами. Считается, что большинство несовершеннолетних правонарушителей являлись в прошлом трудными учениками.

Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления – трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

 

 

 

 

 

2. Сущность  и понятие «Социально-педагогического Консультирования»

История развития консультативной  практики начинается значительно ранее  того момента, когда она выделилась в самостоятельную сферу деятельности. Официально этот период в научную психологию не входит.  Е.А.Климов в одной из своих работ писал, что специфические консультативные функции (как профессиональные) существуют в обществе с первых фаз его развития, потому что члены общества, осуществлявшие накопление «душевного опыта», неизбежно становились своеобразными источниками «услуг», т.е. неформальными консультантами – ведунами, знахарями, шаманами. [15;12 с.]

По мнению М.В.Ромм и Т.А.Ромм, консультирование – это оказание помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения. [20;15с.]

Согласно общепринятому определению, консультация это: 1) Совет специалиста по какому-либо вопросу, одна из форм учебных занятий; 2) Совещание специалистов по какому-либо вопросу. 3) Учреждение для оказания помощи населению советами специалистов по тем или иным практическим вопросам.

Термин «консультация» обычно используется для обозначения процесса выяснения  мнений по определенному вопросу или услуге. Эти процессы обычно кратковременны, организованы для сбора информации по конкретной теме или проблеме и направлены на получение отзывов и мнений. Консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий к принятию решения. Понимание консультирования как диалога предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не единичное мероприятие.

Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучает новому поведению, способствует развитию личности. Также акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

Эффективность и результативность процесса социально-педагогического  консультирования зависит от соблюдения следующих принципов:

1. Доброжелательное и безоценочное  отношение к клиенту. Клиент  должен чувствовать себя уютно  и комфортно. Его должны внимательно слушать, оказывать поддержку и не осуждать.

2. Ориентация на ценности и  нормы клиента. Нужно опираться  на систему ценностей самого  клиента. Уважая их, консультант  сможет воздействовать на них.

3. Запрет давать советы. Каков  бы ни был ваш жизненный  опыт, дать гарантированный совет невозможно. Жизнь уникальна и непредсказуема. Советуя, консультант полностью берет ответственность за происходящее, что формирует у клиента пассивное отношение и все неудачи будут приписаны консультанту.

4. Анонимность. Любая информация не может быть передана без его согласия в другие учреждения, в том числе друзьям и родственникам, если это не угрожает чьей-либо жизни.

5. Разграничения личных  и профессиональных отношений,  нужно держать дистанцию. Социальный  работник должен иметь отстраненную  позицию.

6. Включенность клиента  в процессе консультирования. Во  время приема клиент должен  чувствовать себя максимально  включенным в беседу, то есть ему должен быть интересен и понятен разговор. [1;18с.]

Общие виды консультирования:

1. Интимно-личностное  консультирование - психологические  или поведенческие недостатки, от  которых человек во что бы  то ни стало, хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

2. Семейное консультирование – вопросы семейного воспитания и отношений между членами семьи (выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем,  распределение обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других).

3. Педагогическое консультирование -  вопросы обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами, вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения.

4. Деловое консультирование - связано с решением людьми  деловых проблем (вопросы выбора  профессии, совершенствования и  развития у человека способностей, организации его труда, повышения  работоспособности, ведения деловых  переговоров и т.п.).

5. Экспертное консультирование предполагает конкретную задачу и конкретный способ ее решения. При экспертном консультировании консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Роль клиента сводится, в основном, к обеспечению консультанту доступа к информации и оценке результатов. Консультанты работают с конкретными проблемами и их задача - эти проблемы устранить.

6. Обучающее консультирование, где консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но и подготавливает почву для их возникновения, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий и т.д. При этом знания, которыми обладают консультанты, трансформируются так, чтобы решить конкретные проблемы. [11;74с.]

Процессное консультирование –  помощь клиенту найти свое собственное решение проблемы. При  этом, роль консультантов заключается, в основном, в сборе этих внешних  и внутренних идей, оценке решений, полученных в процессе совместной с  клиентом работы и приведении их в систему рекомендаций.

Необходимо уметь профессионально  оказать следующие виды помощи:

1. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение информацией (взрослых и детей) по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социально-педагогических служб и спектра оказываемых ими услуг;

  1. Социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, социальное воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;
  2. Социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья, нуждающихся в ней детей (взрослых);
  3. Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношений с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;
  4. Социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.

Все эти виды социальной помощи могут реализовываться в  виде консультаций разных форм: заочных, очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказываться опосредованно, непосредственно, кратковременно, продолжительно в соответствии с профилем запроса и проблемы.

К заочным формам помощи относится общение с ребенком и окружающими его людьми посредством переписки или телефонного разговора. К учреждениям, использующим заочные формы оказания помощи, относятся информационные службы и телефоны доверия, в том числе специализированные информационно-консультативные службы для детей-инвалидов, наркоманов, алкоголиков и других.

Очные формы предоставления услуг предусматривают кратковременное  общение социального педагога с  ребенком, например, при посещении  им центра реабилитации, кризисного центра, центров по профориентации, детской  биржи труда и другие.

Комплексная форма оказания помощи ребенку предусматривает  взаимодействие его с несколькими  специалистами, которые изучают  различные аспекты (социальные, правовые, психологические и др.) проблемы ребенка, периодически собирают консилиум для его разрешения. Данная форма оказания услуг характерна для специализированных учреждений комплексной помощи: центров семьи и детства, центра реабилитации инвалидов и другие. [13;45с]

Классификация  консультирования:

  1. По критерию объекта помощи различают индивидуальное, групповое и семейное консультирование;
  2. По критерию возраста дифференцируют работу с детьми и взрослыми;
  3. По критерию контактного (очного) или дистантного (заочного) консультирования;
  4. По критерию продолжительности консультирование может быть экстренным, краткосрочным и долгосрочным. [14; 53c]

Вывод:

Консультирование помогает человеку выбирать и действовать  по собственному усмотрению,  консультант  направляет клиента на парильное  самостоятельное решение. Это форма  социально-педагогической помощи человеку в целях поддержки его возможностей по самостоятельному преодолению трудностей в различных сферах жизнедеятельности, совместный поиск способов решения проблемы. Консультативная помощь может осуществляться в разных формах и видах. Существует широкое разнообразие форм и видов консультативных практик. В работе социального педагога мы будем использовать следующие виды консультирования: интимно-личностное, семейное консультирование, педагогическое, деловое, экспертное консультирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Технология организации консультации детей группы риска

Цель социально-педагогического  консультирования детей и подростков: Решение актуальных личностных, жизненных, социальных задач  и трудностей подростка  за счет преодоления  психологических  затруднений.[15;8 с.]

При оказании психологической  помощи детям  «группы риска» следует  помнить, что одни ситуации решаются быстро, а другие требуют времени  и  терпения. Оказывая  помощь таким  детям в разрешении затруднительного для них вопроса, можно использовать различные способы. Тактичность, чувствительность, гибкость, изобретательность, умение отказаться от неработающих способов или модифицировать их – залог успешности воздействия.

Информация о работе Социально-педагогическое консультирование детей «группы риска» в условиях современной школы