Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:03, курсовая работа
В условиях нестабильности общества среди самых слабозащищенных групп населения выделяются дети. В цивилизованном мире эта группа не случайно была и остается предметом пристального внимания и забот общества, ведь физическое и социальное здоровье детей - залог успешности прогресса суверенного государства. Без ранней и ускоренной адаптации всех возрастных категорий детей нельзя рассчитывать на успех социального, производственно - экономического, культурного и политического наследования, равно как и реформирования всех сторон жизни в новых социально - экономических условиях.
Цель работы: проанализировать особенности социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома………………………………………………………………………..……….6
1.1. Сущность и особенности социальной адаптации . ………………………...6
1.2. Особенности социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома…………………………………………………………………………….....11
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………16
Глава 2. Реализация социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома……...…….17
2.1. Анализ опыта социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома (на примере МОУ « СОШ № 3» г. Тотьмы)………………………………………………….17
2.2. Методические рекомендации по использованию особенностей социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома………………………………….…25
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31
социальная адаптированность – способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть социально-ролевым поведением;
устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств;
готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению.
В основу организации жизнедеятельности детского дома положены следующие принципы:
социализация: передача жизненного опыта при минимальном давлении на ребёнка со стороны воспитателя;
индивидуализация: учёт индивидуальных особенностей ребёнка, создание дифференцированных программ развития и саморазвития личности, основанной на результатах психолого-педагогического диагностирования;
оздоровление: восстановление психосоматического здоровья и профилактики заболеваний детей.
Таким образом, социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта, осуществляемого в общение и деятельности.
Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени.
Воспитанник становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности.
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.
1.2. Особенности социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома
Социальный педагог создает условия для адаптации детей к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей социальной интеграции.
Во все времена были дети, которым выпадала горькая участь расти без родителей. Целью воспитательной работы в детском доме является социальная адаптация.
Адаптация (от латинского adaptare – приспособлять) – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям [23].
Социальная адаптация (от латинского adapto – приспособляю и social is – общественный) – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к социализации личности [31].
Существует множество определений понятия «социальная адаптация». Кроме того, различные науки – философия, социальная психология, социальная педагогика, социология также имеют свои варианты трактовки этого понятия. Суммируя общее, что имеется в них можно вывести такое определение этого понятия: социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления к условиям социальной среды. Социальная адаптация – один из ведущих механизмов социализации личности [25; 26].
Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы [2].
Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие человека с окружающим миром и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения социальной адаптации являются общее образование и воспитание, трудовая и профессиональная подготовка. Процесс социальной адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально трудового становления.
Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.
Управленческая адаптация без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.
Экономическая адаптация – это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов.
Педагогическая адаптация – это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.
Психологическая адаптация – это процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно.
Профессиональная адаптация – это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностями конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности человека к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин [6].
Специалисты отмечают основные типы адаптации человека [22]:
1) через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или изменения себя (активность человека в этом случае направляется на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и личностных ресурсов);
2) самоустранение, уход из среды, если невозможно принять ценности окружения как свои и не удалось изменить и покорить окружающий мир. Крайняя форма ухода из среды (полное самоустранение) – самоубийство.
Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс и как результат. С педагогической точки зрения нам важно, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Основной целью (результатом) целенаправленной работы по социальной адаптации в совремённых условиях можно считать формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, нацеленной на самореализацию, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.
Социальная адаптация детей-сирот, является одним из основных компонентов социальной защиты и показателем социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Процесс социальной адаптации происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.
Процесс социальной адаптации состоит из нескольких этапов:
Первый этап – подготовительный. Он протекает до момента включения воспитанника в социальную группу и связан с определением его статуса, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.
Второй этап – включение в социальную группу, предполагающее помощь новому воспитаннику в адаптации к реальным условиям учреждения.
Третий этап – усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков.
Четвертый этап – устойчивая социально – психологическая адаптированность, характеризующаяся способностью разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды.
Антонимом социальной адаптации является понятие социальная дезадаптация.
Социальная дезадаптация – это неприспособленность индивида к социальной жизни в обществе. Социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения. У подростков социальная дезадаптация выражена в бродяжничестве, аморальном поведении, правонарушениях и преступлениях, алкоголизме и наркомании, а в конечном итоге – в неумение найти своё место в жизни, невозможно получить образование и профессию, создать семью [5; 9; 10].
Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в метах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке [1].
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – образовательные учреждения, в которых содержаться (обучаются, воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке [1].
Социальный сирота – ребенок, родители которого лишены родительских прав или в силу каких-либо причин не в состоянии выполнить свои родительские функции.
Детский дом – это государственный социальный институт, призванный хоть в какой-то мере заменить ребёнку семью. Мы рассмотрим, какие социальные функции выполняет семья, и сможем определить, какие функции должен выполнять детский дом как социальный институт – «заменитель» семьи.
Вывод по 1 главе.
Таким образом, существующая система воспитания детей-сирот несовершенна и не способна решить проблему их адаптации в совремённом социуме, не достигается психологическая готовность каждого ребёнка к преодолению жизненных трудностей.
Глава 2. Реализация социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома
2.1. Анализ опыта социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома (на примере МОУ « СОШ № 3» г. Тотьмы)
Изучение особенностей социальной адаптации воспитанников детского дома МОУ «Тотемский детский дом» в МОУ « СОШ № 3» г. Тотьмы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Измерить уровень социальной адаптации подростков в возрасте от 12–17 лет.
2. Измерить уровень социальной адаптации учеников 7 класса общеобразовательной школы.
3. Провести анализ полученных данных.
4. На основании результатов работы дать рекомендации по организации работы с воспитанниками в МОУ «Тотемский детский дом» с целью повышения уровня их социальной адаптации.
База исследования:
МОУ « СОШ № 3» г. Тотьмы.
Направления деятельности по работе с детьми-сиротами:
1) изучение социальной реабилитации детей в целостной системе трудового воспитания в детском доме 7 вида через самостоятельность и индивидуальность в учебно-воспитательном процессе.
2) продолжение работы по формированию идейно – нравственных ценностей общества: Родина, Мир, Человек, Труд, Знания;
3) повышение квалификации педагогических работников через самообразование, курсы, семинары;
4) расширение, укрепление учебно-материальной базы учреждения;
5) создание условий для социальной адаптации детей в обновлённом детском коллективе на основе трудового воспитания.
Задачи:
1) создать условия для успешного прохождения 1 этапа становления детского коллектива;
2) разработать и освоить индивидуальные маршруты сопровождения развития и саморазвития воспитанников детского дома;
3) определить и апробировать оптимальные способы организации патронажа выпускников;
4) подготовить к аттестации 16 педагогических работников;
5) создание условий для социальной адаптации детей в обновлённом детском коллективе на основе трудового воспитания;