Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:03, курсовая работа
В условиях нестабильности общества среди самых слабозащищенных групп населения выделяются дети. В цивилизованном мире эта группа не случайно была и остается предметом пристального внимания и забот общества, ведь физическое и социальное здоровье детей - залог успешности прогресса суверенного государства. Без ранней и ускоренной адаптации всех возрастных категорий детей нельзя рассчитывать на успех социального, производственно - экономического, культурного и политического наследования, равно как и реформирования всех сторон жизни в новых социально - экономических условиях.
Цель работы: проанализировать особенности социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома………………………………………………………………………..……….6
1.1. Сущность и особенности социальной адаптации . ………………………...6
1.2. Особенности социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома…………………………………………………………………………….....11
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………16
Глава 2. Реализация социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома……...…….17
2.1. Анализ опыта социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома (на примере МОУ « СОШ № 3» г. Тотьмы)………………………………………………….17
2.2. Методические рекомендации по использованию особенностей социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома………………………………….…25
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31
– несформированность коммуникативных умений, неумение выстраивать конструктивное общение на уровне «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый»;
– повышенная уязвимость воспитанников детского дома, неспособность к самоопределению, инфантилизм;
– нарушение чувства близкой привязанности к родным (братьям, сестрам).
4. Педагогические проблемы:
– социально-педагогическая запущенность детей;
– девиантное поведение;
– низкий уровень культуры;
– высокий уровень притязаний, эгоизм, потребительское отношение к людям, слабо развито чувство ответственности, бережливости.
По результатам исследования проблем воспитанники отмечают, что сталкиваются с проблемами: в учебе, конфликт с взрослыми (учителя, воспитатели), тоска по дому.
В решении проблем респонденты отметили, что чаще обращаются к воспитателям, друзьям и учителям. К социальному педагогу, к психологу, к заместителю директора по УВР они обращаются с проблемами реже.
Полученные результаты говорят нам о необходимости организации социальной адаптации.
Для того чтобы оптимизировать данный процесс, мы рекомендуем следующее:
– реагировать на проблему воспитанника таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней;
– непрерывно повышать активность и ответственность воспитанника;
– ограничивать влияние негативных социальных факторов;
– развивать навыки межличностного общения у учащихся;
– пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию;
– информировать органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков;
– выявлять совместно с психологом и социальным педагогом причины и условия совершения подростками правонарушений;
– проводить первоначальные ознакомительные беседы.
Вывод по 2 главе.
В процессе экспериментального изучения данной проблемы было установлено следующее:
Результаты проведенного исследования не подтвердили существующую гипотезу о том, что если сформировать у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «образ жизни, достойного Человека», то социальная адаптация будет иметь положительную динамику.
Из полученных результатов видно, что уровень дезадаптированности у детей-сирот детского дома выше, чем у их сверстников, так как мы выяснили, что чрезмерная опека и забота воспитателей лишает детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения. Казалось бы, что в подобных условиях, следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовать себя, планировать свое поведение. Как показали проведенные исследования, это далеко не так.
Заключение
Целью социальной адаптации является воспитание у ребенка чувства долга, социальной защищенности и подготовка к будущей взрослой жизни. Основной миссией детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе, но в настоящее время уровень этой подготовки нельзя признать достаточным. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути. Поэтому педагогам необходимо формировать у детей «образ жизни, достойной Человека», имеющего три основания «Добро, Истину, Красоту».
Подростки люди из числа сирот не конкурентоспособны на современном рынке труда, а полученные профессии – невостребованные. Многие не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных (жилье, востребованная профессия, сбережения) и психологических (адекватное воспитание, поддержка родственников).
Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени.
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.
Социальный педагог создает условия для адаптации детей к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей социальной интеграции.
Социальный педагог, осуществляет профессиональную деятельность в условиях детского дома, является источником социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе он является организатором работы по формированию социальной адаптированности воспитанников. Формирует у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «образ жизни, достойного Человека».
Результаты могут быть использованы в работе школьным психологом и социальным педагогом детского дома. На основании результатов работы были даны рекомендации по организации работы с учениками с целью повышения уровня их социальной адаптации.
Список литературы
1. Астониц М. «Дети – сироты в России: социокультурная обусловленность личностных характеристик ребёнка в условиях депривации» // Вестник Евразии, 2010. №3
2. Беличева С.А. Социально – педагогические методики оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы: 2010, №1
3. Владимирова Л. Дети и общество // Грани общества. – 1999. – август. – с. 8–9
4. Гологузова М.Н. Социальная педагогика. М., 2009
5. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
6. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Совремённые проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социальные проблемы сиротства. – М., 2010.
7. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Под редакцией С.А. Беличевой и И.А. Коробейникова. – М., 1995
8. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 2008 – 110 с.
9. Ежов И.В. Введение в психологию духовного развития личности ребёнка // психологические основы духовной педагогики. М, 2007 – 56 с.
10. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности в новых условиях деятельности и общения.
11. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989
12. Кондратьев М.Ю. социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
13. Кривцова С.В. Подросток на перепутье эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М., 2007
14. Кулаков С.А. на приеме у психолога – подросток. – СПб. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, издательство «Союз», 2009.
15. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Ростов-на-Дону. Творческий центр «Учитель», 2009.
16. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997
17. Мудрик А.В. Общение школьников. – М., 1987
18. Назарова И.Б. адаптация и возможные модели мобильности сирот. М., Московский общественный научный фонд, 2009.
19. Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот // Социологические исследования, 2011, №4
20. Нестерова О. Сирота до востребования/ Труд. – 2005 – 23 сент., с. 1,2
21. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 480 с.
22. Одинцова Л.Н., Шамахова Н.н. Детский дом семейного типа. – 2009, Вологда: ВИРО – 56 с.
23. Охрана прав детей. Социально-педагогическая поддержка и реабилитация. МГПУ, 2009.
24. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. – СПб, 1997
25. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов и 100 ответов, М: ВЛАДОС ПРЕСС, 2000
26. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2 – е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу).
27. Психология развития, СПб, Издательство «Питер», 2000
28. Психология. Словарь/ под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Политиздат. 1990. – 494
29. Реан Л.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб, серия №6, выпуск 3, 1995.