Социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

В условиях нестабильности общества среди самых слабозащищенных групп населения выделяются дети. В цивилизованном мире эта группа не случайно была и остается предметом пристального внимания и забот общества, ведь физическое и социальное здоровье детей - залог успешности прогресса суверенного государства. Без ранней и ускоренной адаптации всех возрастных категорий детей нельзя рассчитывать на успех социального, производственно - экономического, культурного и политического наследования, равно как и реформирования всех сторон жизни в новых социально - экономических условиях.
Цель работы: проанализировать особенности социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома………………………………………………………………………..……….6
1.1. Сущность и особенности социальной адаптации . ………………………...6
1.2. Особенности социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома…………………………………………………………………………….....11
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………16
Глава 2. Реализация социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома……...…….17
2.1. Анализ опыта социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома (на примере МОУ « СОШ № 3» г. Тотьмы)………………………………………………….17
2.2. Методические рекомендации по использованию особенностей социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома………………………………….…25
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная адаптация 2.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

– несформированность коммуникативных умений, неумение выстраивать конструктивное общение на уровне «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый»;

– повышенная уязвимость воспитанников детского дома, неспособность к самоопределению, инфантилизм;

– нарушение чувства близкой привязанности к родным (братьям, сестрам).

4. Педагогические проблемы:

– социально-педагогическая запущенность детей;

– девиантное поведение;

– низкий уровень культуры;

– высокий уровень притязаний, эгоизм, потребительское отношение к людям, слабо развито чувство ответственности, бережливости.

По результатам исследования проблем воспитанники отмечают, что сталкиваются с проблемами: в учебе, конфликт с взрослыми (учителя, воспитатели), тоска по дому.

В решении проблем респонденты отметили, что чаще обращаются к воспитателям, друзьям и учителям. К социальному педагогу, к психологу, к заместителю директора по УВР они обращаются с проблемами реже.

Полученные результаты говорят нам о необходимости организации социальной адаптации.

Для того чтобы оптимизировать данный процесс, мы рекомендуем следующее:

– реагировать на проблему воспитанника таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней;

– непрерывно повышать активность и ответственность воспитанника;

– ограничивать влияние негативных социальных факторов;

– развивать навыки межличностного общения у учащихся;

– пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию;

– информировать органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков;

– выявлять совместно с психологом и социальным педагогом причины и условия совершения подростками правонарушений;

– проводить первоначальные ознакомительные беседы.

Вывод по 2 главе.

В процессе экспериментального изучения данной проблемы было установлено следующее:

Результаты проведенного исследования не подтвердили существующую гипотезу о том, что если сформировать у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «образ жизни, достойного Человека», то социальная адаптация будет иметь положительную динамику.

Из полученных результатов видно, что уровень дезадаптированности у детей-сирот детского дома выше, чем у их сверстников, так как мы выяснили, что чрезмерная опека и забота воспитателей лишает детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения. Казалось бы, что в подобных условиях, следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовать себя, планировать свое поведение. Как показали проведенные исследования, это далеко не так.

 


Заключение

 

Целью социальной адаптации является воспитание у ребенка чувства долга, социальной защищенности и подготовка к будущей взрослой жизни. Основной миссией детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе, но в настоящее время уровень этой подготовки нельзя признать достаточным. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути. Поэтому педагогам необходимо формировать у детей «образ жизни, достойной Человека», имеющего три основания «Добро, Истину, Красоту».

Подростки люди из числа сирот не конкурентоспособны на современном рынке труда, а полученные профессии – невостребованные. Многие не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных (жилье, востребованная профессия, сбережения) и психологических (адекватное воспитание, поддержка родственников).

Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Социальный педагог создает условия для адаптации детей к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей социальной интеграции.

Социальный педагог, осуществляет профессиональную деятельность в условиях детского дома, является источником социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе он является организатором работы по формированию социальной адаптированности воспитанников. Формирует у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «образ жизни, достойного Человека».

Результаты могут быть использованы в работе школьным психологом и социальным педагогом детского дома. На основании результатов работы были даны рекомендации по организации работы с учениками с целью повышения уровня их социальной адаптации.

 

 


Список литературы

 

1.               Астониц М. «Дети – сироты в России: социокультурная обусловленность личностных характеристик ребёнка в условиях депривации» // Вестник Евразии, 2010. №3

2.               Беличева С.А. Социально – педагогические методики оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы: 2010, №1

3.               Владимирова Л. Дети и общество // Грани общества. – 1999. – август. – с. 8–9

4.               Гологузова М.Н. Социальная педагогика. М., 2009

5.               Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

6.               Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Совремённые проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социальные проблемы сиротства. – М., 2010.

7.               Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Под редакцией С.А. Беличевой и И.А. Коробейникова. – М., 1995

8.               Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 2008 – 110 с.

9.      Ежов И.В. Введение в психологию духовного развития личности ребёнка // психологические основы духовной педагогики. М, 2007 – 56 с.

10.          Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности в новых условиях деятельности и общения.

11.          Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989

12.          Кондратьев М.Ю. социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.

13.          Кривцова С.В. Подросток на перепутье эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М., 2007

14.          Кулаков С.А. на приеме у психолога – подросток. – СПб. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, издательство «Союз», 2009.

15.          Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Ростов-на-Дону. Творческий центр «Учитель», 2009.

16.          Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997

17.          Мудрик А.В. Общение школьников. – М., 1987

18.          Назарова И.Б. адаптация и возможные модели мобильности сирот. М., Московский общественный научный фонд, 2009.

19.          Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот // Социологические исследования, 2011, №4

20.          Нестерова О. Сирота до востребования/ Труд. – 2005 – 23 сент., с. 1,2

21.          Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 480 с.

22.          Одинцова Л.Н., Шамахова Н.н. Детский дом семейного типа. – 2009, Вологда: ВИРО – 56 с.

23.          Охрана прав детей. Социально-педагогическая поддержка и реабилитация. МГПУ, 2009.

24.          Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. – СПб, 1997

25.          Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов и 100 ответов, М: ВЛАДОС ПРЕСС, 2000

26.          Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2 – е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу).

27.          Психология развития, СПб, Издательство «Питер», 2000

28.          Психология. Словарь/ под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Политиздат. 1990. – 494

29.          Реан Л.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб, серия №6, выпуск 3, 1995.

 



Информация о работе Социально-педагогической деятельности в школе по адаптации к социуму подростков-воспитанников детского дома