Социально-психологические детерминанты оптимизации мироощущения и социального самоопределения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение роли духовно-нравственного компонента в жизненных ориентациях современных подростков, проживающих в различных социальных средах.
На основании вышесказанного была сформулирована рабочая гипотеза: мироощущение и социальное самоопределение современных подростков опосредуется следующими факторами:
А) нравственной зрелостью личности подростка;
Б) воспитательными возможностями социальной среды проживания;
В) уровнем социально-психологической зрелости учебной группы.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические основы духовно-нравственного воспитания современных подростков
1.1 Особенности развития современных подростков
1.2 Состояние проблемы духовности
Глава II Эмпирическое исследование социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственных компонентов на мироощущение и социальное самоопределение подростков
2.1 Организация и программа исследования
2.1.1 Состояние духовно-нравственной сферы современных подростков
2.1.2 Структура мироощущения подростков
2.1.3 Тенденции социального самоопределения подростков
2.2 Психолого-педагогические рекомендации по созданию условий формирования духовно-нравственных основ оптимального мироощущения и социального самоопределения современных подростков
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Духовно-нравственное воспитание современных школьников.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрев полученные данные, в целом можно так охарактеризовать социальное самочувствие подростков:

  • В целом есть удовлетворенность школьными успехами, хотя не всегда все нравится в школе. Привлекают в основном отдельные предметы и общение с товарищами. В принципе ощущается защищенность в классе и школе, хотя иногда конфликты и неприятности.
  • Образование после школы продолжить можно, хочется в вуз, но можно поступить и в техникум, ПТУ, а можно и пойти одновременно работать.

Можно условно выделить две особенности представлений о свободе в зависимости от вышеуказанных условий:

а) для групп среднего уровня развития большинство индивидов  понимают свободу как «свободу от».

Для них свобода –  это, прежде всего, «независимость», «возможность делать то, что хочу, без ограничений», «когда никто не указывает, человек сам решает, как ему жить», «когда ничего не надо делать». То есть свобода носит негативный характер (независимость от какого-либо внешнего принуждения, судьбы).

Содержание феномена у большинства сводится к приоритету финансового и материального благополучия, полученного легким, почти сказочным путем. Поэтому у них высокий авторитет; они не обременены никакими обязательствами.

б) в группах высокого уровня развития наблюдалось преобладание тенденции «свободы для».

Большинство индивидов в таких группах определяет свободу как «свободу для». Это «возможность выбора», «свобода мысли, слова, вероисповедания и передвижения». Для них свобода несет позитивный смысл, «свобода для» как способность и возможность самополагания, самоопределения.

В нашей ситуации получается несколько иная картина: представлены две различные социальные среды (традиционная и обедненная), поэтому  и представления о свободе  у подростков могут существенно  отличаться.

Были получены следующие  данные: 47% школьников понимают свободу как «свободу для..», остальная доля респондентов понимают свободу как «свободу от…».

Диаграмма 1

Структура представлений  о свободе современных подростков

 

Примеры высказываний детей  из средней школы:

  • «Свобода – это состояние души»
  • «Свобода – это жизнь»
  • «Свобода – это безгранное отношение к жизни»
  • «Свобода – это чистая душа и свободная жизнь»
  • «Свобода – это как воздух. Она нужна всем и каждому, но не у всех она есть».

На первый план выходит мотивация достижения успеха, популярности, богатства, независимости. Личностное совершенствование, создание семьи, здоровье выходят на второй план, а то и вовсе не носят большого значения.

 

      1. Структура мироощущения подростков

Интересную информацию удалось получить и с помощью  опросника, разработанного И. В. Дубровиной. Он предназначен для определения критериев, по которым можно охарактеризовать и описать мироощущение и социальное самоопределение подростков. Сам опросник состоит из пяти вопросов и представлен в приложении.

На вопрос «Какие из событий последних 2-х лет тебе больше всего запомнились, и какие из них ты хотел бы повторить?» 45% обучающихся средней школы отвечают, что им больше всего запомнились поездки на море, в санатории, различные экскурсии, праздники (особенно Новый год, День рождения), 41% не могут выделить вообще какие-либо события, отвечая «не знаю», «не запомнилось ничего». 7% выделяют мировые спортивные события – олимпиаду, чемпионат мира по футболу. Остальным 7% запомнились контакты с близкими людьми, подарки (компьютер, телефон; собака).

Ниже данные представлены в Диаграмме 2:

Диаграмма 2

Структура мироощущения современных подростков

Далее обучающимся предлагалось ответить, что мешает им жить. Этим вопросом выявлялось существующее проблемное поле детей. Подросткам средней школы мешают жить школа и учеба (16%), родные (5%), любовь (7%), непонимание, предательство, вмешательство взрослых (9%), плохое общество (2%), остальным ничего не мешает (61%).

Диаграмма 3

Структура проблемного  поля современных подростков

  • Таким образом, в структуре мироощущения обучающихся отмечается своеобразная фрагментарность «поля» мироощущения в структуре наиболее значимых переживаний: актуализируются в бóльшей мере бытовые ситуации (праздники в кругу семьи, виды отдыха, поездки и т.д.), крайне редко – формы социально значимой активности, связанной с различными видами деятельности, особенно совместной. Поразительно, но подростки из средней школы практически не упоминают о значимости семьи, дружбы в их жизни. Занижение значимости ведущих видов активности субъекта, социальная пассивность проявились у всех респондентов. Особенно настораживает то, что количество респондентов, которые не могут выделить значимые события в своей жизни, составляет 61%. Полученные ответы отражают своеобразный «вакуум» в организации жизни современной учащейся молодежи.
  • Подростки из средней школы одной из главных «помех» считают учебу в школе, далее указывается на непонимание и вмешательство близких и т. д.
  • Однако, «игнорирование» наиболее жизненно значимых видов деятельности (учебной, трудовой и т.д.), наличие помех в жизни, тем не менее, не исключает ощущение оптимизма и уверенности в настоящем и будущем и даже надежды на успешное решение жизненных задач.
  • Свое поколение дети видят позитивно, отмечая в нем ум, современность, смелость, самостоятельность и т.д.

 

      1. Тенденции социального самоопределения подростков

В рамках исследования выявлены значительные различия в структуре  социального самоопределения школьников из различных социальных сред.

На вопрос «Каким ты видишь себя через 10 лет?» 40% учеников средней  школы дают неопределенные ответы типа «не знаю», «не думал», «поживем-увидим». 36% составляют ответы, в которых подростки  указывают на первом месте желание  быть успешным, самостоятельным человеком, с образованием (преимущественно высшим) и высокооплачиваемой работой. Дети особенно ярко выделяют успешность как неотъемлемый критерий будущего. Только 11% респондентов указывают, что в будущем у них будет семья, о детях говорят 7% опрошенных. Некоторые пишут следующее: «… мне будет 24 года. Я буду успешной молодой девушкой. Замуж выходить пока не буду».

Диаграмма 4

Структура социального  самоопределения современных подростков

Далее было проведено изучение представлений молодежи об идеале и кумире. Прежде чем провести анализ полученных данных, необходимо разграничить эти понятия.

Идеал (в переводе с  греческого — идеальный образ, идея) определяет способ мыслей человека, его  действия, пробуждает стремление к лучшему, к совершенству. Человек ставит перед собой цель и старается ее достичь, при этом тренируется его воля, закаляется характер. Наличие идеала, как твердой веры в правду, справедливость, добро, нередко помогало людям выжить в безвыходных, казалось бы, ситуациях. Идеал — это всегда воплощение чего-то высокого, светлого. Во многом это понятие является синонимом понятия «прекрасное». Гегель считал его образом человеческого духа, вечно развивающегося, преодолевающего противоречия, свои «отчужденные» состояния. Осуществление идеалов человечества он связывал с установлением «царства прекрасной индивидуальности». Человеком с настоящим характером, по его мнению, является тот, кто «...ставит себе существенно содержательные цели и ... твердо придерживается этих целей, так как его индивидуальность потеряла бы все свое существование, если бы он вынужден был отказаться от них». Если у человека нет высокой цели, он ничего не делает, ни к чему не стремится, и вся его жизнь превращается в бессмысленное и бесполезное существование.

Совсем другое содержание несет в себе понятие кумир, или  идол (в переводе с греческого —  образ, подобие). Кумиром называется предмет слепого, безрассудного  поклонения. Издревле им считалось  некое божество, тотем, иногда это  было изображение или какая-то принадлежность этого божества. Идолам поклонялись, им приносили жертвы, для них совершались обряды, иногда — жестокие и бесчеловечные. Поклонявшиеся не думали о том, что и для чего они делают, их действия были лишены всякого смысла. Разум таких людей постепенно затмевался, кроме слепого почитания в их жизни не существовало ничего. В настоящее время также существуют идолы, или кумиры, которыми зачастую становятся известные личности, звезды кино или эстрады. Во многом этому процессу способствуют СМИ, пропагандируя среди молодежи соответствующий образ жизни. Часто люди, фанатично одержимые предметом своего обожания, совершают безрассудные, недоступные пониманию и не подчиняющиеся никакой логике поступки. Они покупают за немыслимо высокие цены изображения своих кумиров, предметы, когда-то им принадлежавшие — одежду, обувь и тому подобное. Они появляются в местах, где могут встретить своих «идолов», для того только, чтобы увидеть, прикоснуться к ним или вещам, окружавших их. На концертах звезд фанаты устаивают драки, стремясь попасть поближе к предмету обожания. Некоторые доходят в своем безумстве до того, что режут себе вены, лишают себя жизни «во имя своего кумира». Таким образом, если идеал — это высокая светлая цель, которая ведет человека по пути развития и совершенствования, то кумир — это «болезнь», поражающая разум и приводящая к деградации. Стараясь достичь идеала, человек познает окружающий мир, старается больше узнать, большему научиться, чтобы приблизиться к желаемой цели. Когда же люди подчинены влиянию кумиров, то не развивают себя, а лишь слепо следуют за своим «божеством», совершая бездумные автоматические действия.

У обучающихся средней  школы кумирами, на которых хотели бы быть похожими, являются актеры, певцы (27%), футболисты (5%), учитель физкультуры (7%), родители (7%), уличная компания (5%), хакеры (2%), никто (47%), причем 7% из них указывают на то, что им не нужно быть на кого-то похожими.

Диаграмма 5

Представления о кумире современных подростков

Идеалами для подростков средней школы являются: родные -30%, друзья – 7%, знаменитости – 16%, «Я» - 9%, президент РФ – 2%, никто – 37%.

Диаграмма 6

Представления об идеале у современных подростков

Школьникам присуще  следующее:

  • слабо выражено конкретное профессиональное самоопределение: выбирает реальную профессию очень малое число школьников, что компенсируется ярко выраженным личностным самоопределением: стать «успешной личностью» желает абсолютное большинство опрошенных (более 85%).
  • Создание в будущем семьи редко входит в планы подростков. Для некоторых из них семья может являться препятствием для достижения успешности в жизни.

Школьники нацелены в  будущем на решение прагматических задач, связанных с «добыванием» денег. «Приземленность», прагматизм жизни связывается с деньгами и составляет одну из главных компонентов мироощущения. Дети особенно ярко выделяют успешность как неотъемлемый критерий будущего. Практически все они планируют стать «успешными людьми», а такие ценности, как семья, любовь, дружба не учитываются современными подростками.

В целом можно отметить, что на смену преобладания духовных ценностей, определявших активную жизненную  позицию учащихся советского периода, приходит прагматичная ориентация –  стремление к материально-обеспеченной жизни, иногда не считаясь с нравственными устоями. Коллективизм уступает место индивидуализму.

Значительные изменения  претерпел идеал как связующее  звено мироощущения и социального  самоопределения. Значительная часть  молодежи не выделяют идеала в своей жизни, некоторые оценивают субстанцию «идеал» как насилие над личностью и предпочитает прожить без идеала вообще. Несколько подростков (9%) считают, что они сами и являются идеалом для них самих. У некоторых молодых людей (около 10%) представления об идеале размыты до фрагментарных позиций, либо сформирован в виде нереального абстрактного образа. Однако около 54 % молодых людей в средней школе определились со своим идеалом, осознанно выбрав объект для подражания. Можно отметить широкий спектр оснований (критериев) для подражания. Среди них более всего представлены отечественные и зарубежные певцы, актеры, шоумены; воспитатели и учителя (в основном физкультурники); спортсмены; политики (В.В. Путин, Д.А. Медведев).

Таким образом, структура представлений об идеалах хотя во многом и отражает направления современных СМИ, тем не менее, есть некоторое оздоровление духовно-нравственных оснований для определения идеалов.

 

2.2 Психолого-педагогические рекомендации по созданию условий формирования духовно-нравственных основ оптимального мироощущения и социального самоопределения современных подростков

На основе анализа  литературы по проблеме мироощущения и социального самоопределения  подростков и по итогам проведения социально-психологического исследования были составлены рекомендации по возможной коррекции социализации личности подростков:

  1. ориентация педагогического коллектива на формирование комплекса психологических свойств – направленности деятельности, организованности, социально-психологического климата;
  2. обогащение содержания деятельности первичных коллективов за счет привития им социально ценных духовно-нравственных целей более масштабных общностей – школы, села, страны;
  3. так как духовно-нравственные аспекты мироощущения и социального самоопределения детерминированы уровнем развития учебной группы, то необходимо стремиться к повышению уровня развития группы, максимально приближая ее к наивысшему уровню – коллективу;
  4. уважение ценности личности каждого ребенка, ее развитие и совершенствование;
  5. повышение значимости и ценности для подростков традиционных видов деятельности: учебной, трудовой, общественной, культурно-массовой через включение детей в групповую деятельность с постановкой социально значимых задач;
  6. большой эффект для духовного развития молодежи может быть достигнут при организации социально обогащенной среды либо через включение молодежи в такие среды. Опыт показывает, что в традиционных образовательных учреждениях практически отсутствует социальное обучение, которое так нудно современным подросткам и юношам;
  7. введение и укрепление детского самоуправления в образовательных учреждениях, развитие организаторских способностей подростков.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследование духовно-нравственных аспектов мироощущения и социального  самоопределения современной учащейся молодежи показали усложнение проблемы будущего в развитии человека как личности. Сейчас у большинства подростков образ будущего не сформирован, а представления о возможной благополучной и зажиточной жизни достаточно поверхностны и размыты. В работах отечественных психологов подчеркивается значительная роль первичных молодежных групп и основных коллективов в формировании у индивида образа мира и своего места в нем; установлено, что обстоятельства места жизни молодежи во многом зависят от развития страны в целом, поэтому очень важно определить роль общественных факторов в формировании мироощущения и самоопределения подрастающего поколения, особенно в условиях коренных изменений в России как в области внутреннего, так и внешнего положения. В связи с тем, что мироощущение и социальное самоопределение взаимосвязаны как две стороны сознания, представляется целесообразным выявлять условия их формирования для обеспечения успешности социализации личности.

Информация о работе Социально-психологические детерминанты оптимизации мироощущения и социального самоопределения подростков