Социально-психологические детерминанты оптимизации мироощущения и социального самоопределения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение роли духовно-нравственного компонента в жизненных ориентациях современных подростков, проживающих в различных социальных средах.
На основании вышесказанного была сформулирована рабочая гипотеза: мироощущение и социальное самоопределение современных подростков опосредуется следующими факторами:
А) нравственной зрелостью личности подростка;
Б) воспитательными возможностями социальной среды проживания;
В) уровнем социально-психологической зрелости учебной группы.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические основы духовно-нравственного воспитания современных подростков
1.1 Особенности развития современных подростков
1.2 Состояние проблемы духовности
Глава II Эмпирическое исследование социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственных компонентов на мироощущение и социальное самоопределение подростков
2.1 Организация и программа исследования
2.1.1 Состояние духовно-нравственной сферы современных подростков
2.1.2 Структура мироощущения подростков
2.1.3 Тенденции социального самоопределения подростков
2.2 Психолого-педагогические рекомендации по созданию условий формирования духовно-нравственных основ оптимального мироощущения и социального самоопределения современных подростков
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Духовно-нравственное воспитание современных школьников.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

В рамках проведенного социально-психологического исследования мироощущения и социального самоопределения современных подростков из различных социальных сред было выявлено, что помимо таких факторов, как нравственная зрелость личности и уровень развития учебной группы, на изучаемые феномены оказывает существенное влияние социальная и образовательная среды. Установлено, что в традиционной среде и в условиях социально-психологической депривации по-разному формируются духовно-нравственные детерминанты мироощущения и социального самоопределения.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме и результаты проведенного социально-психологического исследования, можно сделать следующие выводы:

1. представления о  феномене «свобода» в структуре  мироощущений подростков характеризуется  личностной пристрастностью, значительным многообразием и достаточно выраженной рефлексией;

2. удовлетворенность жизнью подростков также обеспечивается мобильностью социальной среды и оценивается в основном как хорошая и средняя;

3. духовно-нравственные и потребительские аспекты представлений о свободе детерминируются уровнем субъектности групп и индивидов в обычных;

4. структура представлений об идеалах и кумирах во многом отражает направления современных СМИ, тем не менее, есть некоторое оздоровление духовно-нравственных оснований для определения идеалов;

5. на смену преобладания духовных ценностей, определявших активную жизненную позицию учащихся советского периода, приходит прагматичная ориентация – стремление к материально-обеспеченной жизни у современной молодежи, подчас не считаясь с нравственными устоями. Коллективизм уступает место индивидуализму;

6. в структуре мироощущения современных подростков и юношей не просматривается осознанной связи между жизненной перспективой и собственными возможностями для ее реализации. Достаточно легко приписывается себе удел «успешной личности» в будущем не только индивидами с высоким психологическим статусом, но и школьниками с проблемами в учебе, общении, поведении;

7. уровень личностного развития всех школьников по важнейшим признакам социального самоопределения, мироощущения и духовно-нравственного развития не полностью отвечает требованиям общества к подрастающему поколению;

8. среда и социальное окружение оказывают значительное воздействие на формирование мироощущения и социального самоопределения;

На основе сопоставления  различных социальных сред и социальных ситуаций были выявлены общие тенденции  изменения мироощущения и социального  самоопределения (позитивные и негативные) у подростков и юношей в современной  изменяющейся России.

Выдвинутая в качестве рабочей гипотеза о том, что мироощущение и социальное самоопределение современных  подростков опосредуется следующими факторами:

А) нравственной зрелостью  личности подростка;

Б) воспитательными возможностями  социальной среды проживания;

В) уровнем социально-психологической  зрелости учебной группы;

нашла свое подтверждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Опросник для  определения критериев мироощущения и социального самоопределения  подростков.

Авторы: И.В. Дубровина,

Инструкция:

Уважаемые школьники! Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы (в листе ответов рядом с пунктом напишите свое мнение на поставленный вопрос).

  1. Каким ты видишь себя через 10 лет?
  2. Какие из событий последних 2-х лет тебе больше всего запомнились, и какие из них ты хотел бы повторить?
  3. Что мешает тебе нормально жить?
  4. Кто является для тебя кумиром? На кого бы ты хотел быть похож?
  5. Кто для тебя является идеалом?
  6. Что такое свобода?
  7. Кто такой свободный человек?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Опросник «Социальное  самочувствие как актуализация отношений  к образу «Я» и социальному  окружению

 

Авторы: Л.И. Акатов, А.С. Чернышев

Уважаемые школьники! Просим высказать свое мнение о школе, о  вашем самочувствии в школьной жизни, что важно для определения пути прогресса вашей школы и вашего развития. Для этого надо ответить на предлагаемые вопросы (в листе ответов выпишите тот пункт, с которым вы согласны, или напишите свой вариант ответа).

 

Класс _________________ Пол _______ (м/ж)

 

  1. Удовлетворен ли ты своими учебными успехами?

а) да;

б) не всегда;

в) трудно сказать;

г) по отдельным предметам;

д) вообще-то дело плохо.

2. Нравится  ли тебе учиться?

а) нравится узнавать новое, развивать творческие способности;

б) не знаю, нравится или  нет, учусь потому, что так надо всем;

в) нравятся отдельные  предметы, по которым могу проявить себя;

г) учиться – нет, а  пообщаться с друзьями в школе  – да;

д) не нравится, очень  трудно усваивается материал; пока помогали воспитатели – нравилось, а сейчас нет.

3. Чем думаешь  заняться после окончания школы?

а) продолжать учение в  вузе;

б) поступить в ПТУ, среднее специальное учебное  заведение;

в) пойти работать и  совмещать работу с учебой;

г) пойти работать;

д) не знаю, чем буду заниматься.

4. Как ты  оцениваешь свои шансы на поступление в вуз?

а) шансы достаточно высокие;

б) надежда на поступление  есть;

в) трудно сказать;

г) скорее, шансов мало;

д) шансы низкие.

5. Какие переживания  ты испытываешь в связи с  посещением школы?

а) испытываю чувство  удовлетворения;

б) мне нравится общение со сверстниками и с некоторыми учителями;

в) учение вызывает у меня ряд проблем, что омрачает мое  самочувствие;

г) у меня появляется чувство  тревоги как в общении с  преподавателями, так и со сверстниками;

д) учебная деятельность доставляет мне много неприятностей.

6. Что ты  ожидаешь от своего класса?

а) помощи и поддержки;

б) сочувствия и понимания;

в) равнодушия и безразличия;

г) возможных обид и  несправедливости;

д) угроз, а возможно, оскорблений  и физического насилия;

е) ______________________________________________________________

 

Спасибо за сотрудничество!

 

 

 

Список литературы

 

  1. Акатов Л.И. Социальное самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход. – Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2009. – 264 с.: ил.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 432 с.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. - 3-е изд. – М.:МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 352 с.
  4. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 672, [6] с.
  5. Воловикова М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. - С. 95-97.
  6. Воловикова М. И. Нравственно-правомерные представления в российском менталитете/М. И. Воловикова //Психологический журнал.-2004.-Т. 25, № 5. - С. 16-23.
  7. Выготский Л.С. Развитие психики и мировоззрение ребенка //Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6-и т. Т.3. – М.: Педагогика, 1983. – 314-329.
  8. Ждан А. Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2004. – 576 с.
  9. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Социально-психологическое пространство самоопределяющегося субъекта: понимание, характеристики, виды // Вестник практической психологии образования. – 2007. - №2 (11). – с. 7-13.
  10. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Структура и личностные детерминанты экономического самоопределения субъекта // Психологический журнал. – 2008. - т. 29, №2. – с. 5-15.
  11. Засимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в современных условиях // Педагогика. 1998. № 7.
  12. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Университетская книга, Логос, 2008. – 384 с.
  13. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. – 214 с.
  14. Кондратьева О. В., Кондратьев С. В. Социальная психология. - Волгоград: Учитель, 2004.- 80 с.
  15. Кривцова С.В., Достанова М.Н., Кнорре Е.Б. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М.: Генезис, 1997. – 288 с.
  16. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с.
  17. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
  18. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3-е. - СПб.: Речь, 2007.
  19. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М.: Академия, 2001.
  20. Психология человека в современном мире. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Ответственный редактор – А. Л. Журавлев. –М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 400 с.
  21. Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 412 с.
  22. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А. А. Реана. – СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 651, [5] с.
  23. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательном учреждении:

Информация о работе Социально-психологические детерминанты оптимизации мироощущения и социального самоопределения подростков