Специальные коррекционные учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:25, доклад

Краткое описание

Впервые специально обучать глухих начали в Испании в 1578 году, в Англии — в 1648 году. Индивидуальное обучение слепых во Франции началось в 1670 году. Попытки специального обучения олигофренов начались в XIX веке, сочетаясь с исследованиями самого явления олигофрении (Ф. Пинель, Ж.-Э. Д. Эскироль, Ж.-М.-Г. Итар). Э. Сеген (англ.)русск. в США открывал частные школы для слабоумных детей, предполагающие обучение и воспитание, трудовое и физическое. В Европе эти идеи были подхвачены и развиты М. Монтессори.

Вложенные файлы: 1 файл

Специальные.docx

— 28.69 Кб (Скачать файл)

 

Специальные (коррекционные) образовательные  учреждения обеспечивают обучающимся, воспитанникам с отклонениями в  развитии обучение, воспитание, лечение, способствуют их социальной адаптации  и интеграции в общество. В научном  отношении деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений относится к ведению специальной  педагогики.

История

Впервые специально обучать глухих начали в Испании в 1578 году, в Англии — в 1648 году. Индивидуальное обучение слепых во Франции началось в 1670 году. Попытки специального обучения олигофренов начались в XIX веке, сочетаясь с исследованиями самого явления олигофрении (Ф. Пинель, Ж.-Э. Д. Эскироль, Ж.-М.-Г. Итар). Э. Сеген (англ.)русск. в США открывал частные школы для слабоумных детей, предполагающие обучение и воспитание, трудовое и физическое. В Европе эти идеи были подхвачены и развиты М. Монтессори.

К началу ХХ века в Европе появились  и стали развиваться основные направления коррекционной педагогики в специальных учреждениях:

-христианско-филантропическое (в приютах, богадельнях);

-медико-педагогическое: лечение, воспитание и обучение;

-педагогическое: обучение детей с нарушениями слуха, зрения, умственной деятельности;

-психодиагностическое: выявление лиц с нарушениями интеллекта.

Впервые внимание к особым нуждам олигофренов в Норвегии было привлечено Л. Далем. Первые эксперименты выполнили в 1871 году сурдопедагоги Хансен и Липпестад. В 1877 году они создали первую школу для умственно отсталых детей. Затем последовали другие школы, раздельные для мальчиков и девочек, созданные этими же педагогами.

В 1892 году в Норвегии был принят Закон об обязательном школьном образовании, переводивший все школы, в том  числе, коррекционные, под контроль государства. Таким образом, Норвегия и Саксония были единственными государствами  Европы, где обучение умственно отсталых стало обязательным.

 

Российская Империя

В Российской Империи система специального образования детей появилась  в 1797 году с учреждением ведомства  императрицы Марии Федоровны, уделявшего особое внимание детским приютам.

В 1806 году стараниями В. Гаюи в Павловске было открыто первое в России опытное училище для глухонемых детей, а в 1807 году — школа для слепых.

В 1854 году в Риге бывший сурдопедагог Фридрих Пляц основал первое в Империи лечебно-педагогическое учреждение для умственно отсталых и эпилептиков. Там не только пытались обеспечить лечение, но и вели занятия по системе Э. Сегена, а вдова Пляца, возглавившая организацию в 1864 году, имела некоторый успех в использовании систем Фрёбеля и Георгенса.

Затем последовали заведения в  Санкт-Петербурге (учреждения Е. К. Грачевой, супругов Маляревских) и Москве (классы М. П. Постовской). Крупные российские коррекционные педагоги того времени — А. И. Граборов, Л. К. Шлегер, К. Н. Корнилов. В 1908 году В. П. Кащенко открыл в Москве «Школу-санаторий для дефективных детей», а также написал известный труд «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков».

В начале XX века в Российской Империи  действовало около 4,5 тысяч благотворительных  организаций и 6,5 тыс. учреждений для  социальной поддержки детей, в том  числе с отклонениями в развитии. Н. Ю. Борякова пишет со ссылкой на Н. Н. Малофеева, что в дореволюционной России не была оформлена система специального образования, но была создана сеть специальных образовательных учреждений.

К 1907 году существовало 61 заведение  для глухих. В 1914 году было примерно 30 заведений для незрячих, включая  учебные. К Октябрьской Революции  воспитывалось около двух тычяч детей с умственными недостатками.

 

Россия

В России деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений регламентируется типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников  с отклонением в развитии» (1997) и письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных  учреждений I—VIII видов».

Специальные образовательные учреждения делятся на:

коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования;

коррекционные образовательные учреждения;

коррекционные учреждения начального профессионального образования.

Также в некоторых учреждениях  общего образования существуют специальные  классы и группы, подчиняющиеся тем  же регламентам.

Специальные (коррекционные) учреждения в России делятся на 8 видов:

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида

1. Специальное (коррекционное) образовательное  учреждение (далее - коррекционное  учреждение) I вида создается для  обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.

2. Коррекционное учреждение I вида  осуществляет образовательный процесс  в соответствии с уровнем общеобразовательных  программ трех ступеней общего  образования:

1 ступень - начальное общее образование  (нормативный срок освоения - 5-6 лет  (в зависимости от учебных предметов)  или 6-7 лет (с учетом подготовительного  класса);

2 ступень - основное общее образование  (нормативный срок освоения - 5-6 лет);

3 ступень - среднее (полное) общее  образование (нормативный срок  освоения - 2 года).

3. На первой ступени общего  образования в начальных классах  (1-3 классы) проводится работа по  становлению личности ребенка,  выявлению и целостному развитию  его способностей, формированию  у школьников умения и желания  учиться. В начальных классах  у учащихся формируется речевая  деятельность (умение вступать в  общение с окружающими, воспринимать  речь окружающих на слухо-зрительной основе и обмениваться информацией). В средних классах (4-6 классы) продолжается работа по формированию личности неслышащего ребенка, его учебной деятельности, развитию устной и письменной речи, совершенствованию умения пользоваться языком как средством общения, по развитию познавательных способностей и навыков самостоятельной умственной деятельности.

На второй ступени общего образования (7-10 классы) продолжается работа по формированию личности неслышащего воспитанника, закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой для продолжения образования, полноценного включения обучающегося, воспитанника в жизнь общества. Продолжается систематическая работа по развитию устной и письменной речи обучающихся, коррекции их произношения и развитию слухового восприятия.

На третьей ступени общего образования  у обучающихся совершенствуется устная и письменная речь, продолжается коррекционная работа по формированию произношения и развитию остаточного  слуха. Проводится специальная работа по социально-трудовой адаптации.

4. В I класс коррекционного учреждения I вида принимаются, как правило,  дети с 7-летнего возраста.

5. Для детей, не получивших  полной дошкольной подготовки, организуется  подготовительный класс.

6. Специфика образовательного процесса  в коррекционном учреждении I вида  состоит в преодолении недостатков  психического и речевого развития  воспитанников, затрудняющих усвоение  основ наук, с использованием  специальных средств обучения (звукоусиливающей  аппаратуры), методов обучения и  определенным образом структурированного  содержания обучения.

Проводятся фронтальные и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и совершенствованию навыков  произношения в ходе всего образовательного процесса. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и музыкально-ритмических, а также по всем общеобразовательным  предметам обеспечиваются активная речевая практика, развитие нарушенной звуковой функции, создание слухоречевой среды на основе использования звукоусиливающей аппаратуры, формирование на слуховой основе речи воспитанников, по своему звучанию приближенной к естественной. Широко используется предметно-практическое обучение как основа общего и речевого развития, формирования познавательной активности, осознанности в приобретении знаний. Коррекционная работа проводится с широким использованием специализированных технических средств (электроакустическая  аппаратура, компьютерная техника и  другие технические средства).

7. По желанию воспитанников,  их родителей (законных представителей) возможно введение в учебный  план факультативного курса обучения  жестовой речи. Сроки введения  курса и его продолжительность  определяются коррекционным учреждением.

8. В составе образовательного  учреждения I вида организуются классы  для глухих детей со сложной  структурой дефекта (умственной  отсталостью, задержкой психического  развития и др.), работа в которых  организуется по специальным  учебным планам и программам.

9. Наполняемость класса-группы  до 6 человек, в классах для  детей со сложной структурой  дефекта - до 5 человек.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида

1. Коррекционное учреждение II вида  создается для обучения и воспитания  слабослышащих детей (имеющих  частичную потерю слуха и различную  степень недоразвития речи) и  позднооглохших детей (оглохших  в дошкольном или школьном  возрасте, но сохранивших самостоятельную  речь), всестороннего их развития  на основе формирования словесной  речи, подготовки к свободному  речевому общению на слуховой  и слухо-зрительной основе.

2. Обучение слабослышащих детей  имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений  в развитии. При этом в ходе  всего образовательного процесса  особое внимание уделяется развитию  слухового восприятия и работе  над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная  речевая практика путем создания  слухо-речевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию.

3. Для обеспечения дифференцированного  подхода в обучении слабослышащих  и позднооглохших детей создаются  два отделения:

1 отделение - для воспитанников  с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

2 отделение - для воспитанников  с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.

4. Коррекционное учреждение II вида  осуществляет образовательный процесс  в соответствии с уровнями  общеобразовательных программ трех  ступеней общего образования:

1 ступень - начальное общее образование  (нормативный срок освоения в  1 отделении - 4-5 лет, во 2 отделении  - 5-6 или 6-7 лет);

2 ступень - основное общее образование  (нормативный срок освоения в  1 и 2 отделениях - 6 лет).

3 ступень - среднее (полное) общее  образование (нормативный срок  освоения в 1 отделении - 2 года).

5. На 1 ступени общего образования  осуществляется коррекция словесной  речи на основе использования  развивающейся слуховой функции  и навыков слухо-зрительного восприятия, накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, навыками связной речи, развитие внятной речи, приближенной к естественному звучанию.

На 2 ступени общего образования  проводится коррекционная работа по дальнейшему развитию речи, слухового  восприятия и навыков произношения.

На 3 ступени общего образования  обеспечивается овладение воспитанниками устной и письменной речью до уровня, необходимого для интеграции их в  общество.

6. В соответствии с уровнем  общего и речевого развития  воспитанников, достигнутым в  процессе обучения, с согласия  родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической  комиссии воспитанники могут  переводиться из одного отделения  в другое.

7. В 1 класс (группу) 1 и 2 отделений  зачисляются дети с 7-летнего  возраста, посещавшие дошкольные  образовательные учреждения.

Для детей 6-7-летнего возраста, не посещавших дошкольные образовательные учреждения, во 2 отделении может быть организован  подготовительный класс.

8. Наполняемость класса (группы), группы  продленного дня в 1 отделении  - до 10 человек.

Наполняемость класса (группы), группы продленного дня во 2 отделении - до 8 человек.

9. Для позднооглохших воспитанников  (независимо от возраста) с целью  восстановления их устной коммуникации  со слышащими организуется специальная  индивидуальная помощь по обучению  восприятия устной речи на  зрительной (чтение с губ), слухо-зрительной и зрительно-вибрационной основе.

10. Для развития слухового восприятия  и формирования произношения  проводятся индивидуальные и  групповые занятия с использованием  звукоусиливающей аппаратуры коллективного  пользования и индивидуальных  слуховых аппаратов.

11. Работа по развитию слухового  восприятия и автоматизации навыков  произношения с использованием  фонетической ритмики и различных  видов деятельности, связанных с  музыкой, осуществляется на музыкально-ритмических  занятиях.

12. По желанию воспитанников  2 отделения и их родителей  (законных представителей) в учебный  план возможно введение факультативных  курсов обучения жестовой речи  или иностранному языку. Сроки  введения курса и его продолжительность  определяются коррекционным учреждением.

Информация о работе Специальные коррекционные учреждения