Специальные коррекционные учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:25, доклад

Краткое описание

Впервые специально обучать глухих начали в Испании в 1578 году, в Англии — в 1648 году. Индивидуальное обучение слепых во Франции началось в 1670 году. Попытки специального обучения олигофренов начались в XIX веке, сочетаясь с исследованиями самого явления олигофрении (Ф. Пинель, Ж.-Э. Д. Эскироль, Ж.-М.-Г. Итар). Э. Сеген (англ.)русск. в США открывал частные школы для слабоумных детей, предполагающие обучение и воспитание, трудовое и физическое. В Европе эти идеи были подхвачены и развиты М. Монтессори.

Вложенные файлы: 1 файл

Специальные.docx

— 28.69 Кб (Скачать файл)

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов

1. Коррекционные учреждения III и  IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных  отклонений в развитии у воспитанников  с нарушениями зрения, развитие  сохранных анализаторов, формирование  коррекционно-компенсаторных навыков,  способствующих социальной адаптации  воспитанников в обществе.

При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционном  учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с косоглазием и  амблиопией.

Для формирования у воспитанников  компенсаторных процессов проводятся групповые и индивидуальные коррекционные  занятия по развитию осязательного (III вид) и зрительного восприятия, речи, социально-бытовой и пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, формированию навыков общения.

2. В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным  зрением (0,04 и ниже) и более  высокой остротой зрения (0,08) при  наличии сложных сочетаний нарушений  зрительных функций, с прогрессирующими  глазными заболеваниями, ведущими  к слепоте.

3. В 1 класс (группу) коррекционного  учреждения III вида принимаются дети 6-7лет, допускается также прием  детей свыше указанного возраста  на 1-2 года.

4. Количество воспитанников в  классе (группе), группе продленного  дня в коррекционном учреждении III вида - до 8 человек.

5. Коррекционное учреждение III вида  осуществляет образовательный процесс  в соответствии с уровнями  общеобразовательных программ трех  ступеней общего образования:

1 ступень - начальное общее образование  (нормативный срок освоения - 4-5 лет);

2 ступень - основное общее образование  (нормативный срок освоения - 5-6 лет);

3 ступень - среднее (полное) общее  образование (нормативный срок  освоения - 2 года).

Общий срок обучения - 12 лет.

6. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие  дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу  с переносимой коррекцией. При  этом учитывается состояние других  зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма  и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии.

Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием  и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.

7. В 1 класс (группу) коррекционного  учреждения IV вида, как правило, принимаются  дети 6-7-летнего возраста.

8. Количество воспитанников в  классе (группе), группе продленного  дня в коррекционном учреждении IV вида - до 12 человек.

9. Коррекционное учреждение IV вида  осуществляет образовательный процесс  в соответствии с уровнями  общеобразовательных программ трех  ступеней общего образования:

1 ступень - начальное общее образование  (нормативный срок освоения - 4 года);

2 ступень - основное общее образование  (нормативный срок освоения - 6 лет);

3 ступень - среднее (полное) общее  образование (нормативный срок  освоения - 2 года).

10. На 1 ступени общего образования  выявляются индивидуальные возможности  воспитанников. Коррекционная направленность  образовательного процесса осуществляется  на уроках по общеобразовательным  предметам, а также занятиях  по социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного и осязательного  восприятия, речи, по пространственной  ориентировке, ритмике, лечебной  физкультуре, логопедии, по формированию  навыков общения. Это способствует  приобретению воспитанниками специфических  умений и навыков, приемов самоконтроля  и самопроверки, осуществляются  занятия по элементарной социально-бытовой  ориентировке. Восполняются пробелы  дошкольного образования, расширяются  знания об окружающем мире  специфическими для данной категории  воспитанников способами.

На 2 ступени общего образования  проводится работа по дальнейшему формированию коррекционно-компенсаторных навыков  в соответствии с возрастом воспитанников, продолжаются коррекционные занятия, увеличивается объем занятий  по развитию навыков общения, социально-бытовой  ориентировке и ориентировке в пространстве, способствующих их социальной реабилитации, адаптации и интеграции в среду  зрячих.

На 3 ступени общего образования  завершается обучение по общеобразовательным  предметам (в соответствии с учебной  программой), совершенствуются навыки воспитанников по ориентировке в  пространстве и создаются условия  для сознательного и активного  включения их в жизнь общества.

11. Обучение воспитанников с  нарушениями зрения осуществляется  с широким использованием тифлоприборов и специального оборудования с учетом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения. При этом обучение незрячих базируется на использовании осязательного и зрительно-осязательного восприятия. Основой обучения является система Брайля.

Используется нестандартный дидактический  материал и особые средства наглядности, позволяющие расширить рамки  доступности учебной и другой информации.

12. Для детей 5-7 лет могут быть  организованы дошкольные группы  или подготовительные классы.

13. В штаты коррекционных учреждений III-IV видов вводится должность  логопеда из расчета не менее  1 единицы на 20 воспитанников с  нарушениями речи.

14. В штаты коррекционных учреждений III-IV видов вводится должность  сестры-ортоптистки из расчета не менее 1 единицы на 20 воспитанников с глазными заболеваниями.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида

1. Коррекционное учреждение V вида  создается для обучения и воспитания  детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной  помощи, способствующей преодолению  нарушений речи и связанных  с ними особенностей психического  развития.

2. Коррекционное учреждение V вида  имеет в своем составе два  отделения.

В зависимости от местных условий  коррекционное учреждение V вида может  иметь в своем составе одно отделение.

3. В 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи  тяжелой ступени (алалия, дизартрия,  ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием.

4. Во 2 отделение принимаются дети  с тяжелой формой заикания  при нормальном развитии речи.

5. В составе 1 и 2 отделений  могут комплектоваться классы (группы) из воспитанников, имеющих однородные  дефекты речи, с обязательным  учетом уровня их речевого  развития.

6. В случае устранения речевого  дефекта воспитанники коррекционного  учреждения с согласия родителей  (законных представителей) и на  основании заключения психолого-медико-педагогической 

комиссии переводятся в образовательное учреждение общего типа.

7. Коррекционное учреждение V вида  осуществляет образовательный процесс  в соответствии с уровнями  общеобразовательных программ двух  ступеней общего образования:

в 1 отделении:

1 ступень - начальное общее образование  (нормативный срок освоения - 4-5 лет);

2 ступень - основное общее образование  (нормативный срок освоения - 6 лет);

во 2 отделении:

1 ступень - начальное общее образование  (нормативный срок освоения - 4 года);

2 ступень - основное общее образование  (нормативный срок освоения - 6 лет).

8. На 1 ступени общего образования  обеспечиваются: коррекция различных  проявлений речевого дефекта  (нарушения звукопроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха,  аграмматизмы, дисграфия, дислексия) и обусловленных ими отклонений в психическом развитии воспитанника, первоначальное становление его личности, выявление и целостное развитие его способностей, формирование у воспитанника умения и желания учиться. Воспитанники приобретают навыки фонематически правильной разговорной речи, расширяют лексический запас, учатся грамматически правильно оформлять высказывания.

На 2 ступени общего образования  развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной литературной речи, необходимые воспитанникам  для их полноценного включения в  жизнь общества.

9. Для воспитанников, имеющих  общее недоразвитие речи (I-II уровень  по классификации Р.Е. Левиной), может быть организован подготовительный  класс. Прием детей в подготовительный  класс осуществляется с 6-8-летнего  возраста, в 1-й класс - с 7-9-летнего  возраста.

10. Наполняемость класса (группы), группы  продленного дня - до 12 человек.

11. Коррекция речевых нарушений  и связанных с ними особенностей  развития воспитанника осуществляется  в процессе обучения и воспитания  на всех уроках, внеклассных и  других мероприятиях в условиях  соблюдения речевого режима и  обеспечивает формирование и  полноценное развитие речи воспитанников,  устранение у них дефектов  устной речи, письма, чтения.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида

1. Коррекционное учреждение VI вида  создается для обучения и воспитания  детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата (с двигательными нарушениями  различной этиологии и степени  выраженности, детским церебральным  параличом, с врожденными и  приобретенными деформациями опорно-двигательного  аппарата, вялыми параличами верхних  и нижних конечностей, парезами  и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

2. Коррекционное учреждение VI вида  осуществляет образовательный процесс  в соответствии с уровнями  общеобразовательных программ трех  ступеней общего образования:

1 ступень - начальное общее образование  (нормативный срок освоения - 4-5 лет);

2 ступень - основное общее образование  (нормативный срок освоения - 6 лет);

3 ступень - среднее (полное) общее  образование (нормативный срок  освоения - 2 года).

3. На 1 ступени общего образования  решаются задачи комплексной  коррекции, направленной на формирование  всей двигательной сферы воспитанников,  их познавательной деятельности  и речи.

На 2 ступени общего образования  закладывается фундамент общеобразовательной  и трудовой подготовки, продолжается коррекционно-восстановительная работа по развитию двигательных, мыслительных, речевых навыков и умений, обеспечивающих социально-трудовую адаптацию воспитанников.

На 3 ступени общего образования  завершается обучение воспитанников  по общеобразовательным программам, создаются условия для сознательного  и активного включения их в  жизнь общества.

4. В 1 класс (группу) принимаются,  как правило, дети с 7-летнего  возраста, допускается также прием  детей свыше указанного возраста  на 1-2 года.

5. Для детей, не посещавших  дошкольные образовательные учреждения, открывается подготовительный класс.

6. Количество воспитанников в  классе (группе), группе продленного  дня - до 10 человек.

7. Трудовое обучение строится  с учетом возможностей, интере-сов воспитанников, включает в себя систему трудотерапии, направленную на восстановление, компенсацию и развитие трудовых умений и навыков, является основой для профессиональной подготовки.

8. В штаты коррекционного учреждения  вводится должность логопеда  из расчета не менее 1 единицы  на 15-20 воспитанников с нарушениями  речи.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида

1. Коррекционное учреждение VII вида  создается для обучения и воспитания  детей с задержкой психического  развития, у которых при потенциально  сохранных возможностях интеллектуального  развития наблюдаются слабость  памяти, внимания, недостаточность  темпа и подвижности психических  процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

2. Коррекционное учреждение VII вида  осуществляет образовательный процесс  в соответствии с уровнями  общеобразовательных программ двух  ступеней общего образования:

Информация о работе Специальные коррекционные учреждения