Специфика использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение специфики использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией и обоснование основных направлений логопедической работы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования. Выявить метод использования массажа в коррекции речевых расстройств. Наметить последовательную систему коррекции речи детей с ринолалией с использованием массажа и артикуляционной гимнастики. Провести эксперимент обучения в условиях ДОУ. Определить методику восстановления речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба.

Содержание

Введение.......................................................................................................................................3
Глава I. Теоретическое обоснование использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией..............................................................................................5

1.1. Метод массажа в коррекции речевых расстройств..............................................5
1.2. Виды и приемы массажа, используемые в логопедической практике..........9
1.3. Система коррекции речи детей с ринолалией с использованием массажа и артикуляционной гимнастики........................................................................................12

Глава II. Экспериментальное исследование специфики использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией в послеоперационный период................................................................................................16

2.1. Диагностика уровня развития....................................................................................16
2.2. Анализ результатов диагностики исследования............................................18
2.3.Комплексная система коррекционной работы с использованием логопедического массажа для детей с ринолалией....................................................21

Заключение...............................................................................................................................27
Список использованной литературы...............................................................................29
Приложение..............................................................................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

специфика использования массажа с ринолалией.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа:

1) дифференцированный (активизирующий или расслабляющий)  массаж, основанный на приемах  классического массажа;

2) точечный массаж, т.е. массаж по биологически  активным точкам (активизирующий  или расслабляющий);

3) массаж с  применением специальных приспособлений или «зондовый» массаж (логопедические зонды, шпатель, зубная щетка, игольчатый молоточек, вибромассажер и т.п.);

4) элементы самомассажа.

Приступая к  логопедическому массажу, надо иметь  в виду, что между силой воздействия при массаже и обратной реакцией имеется сложная зависимость. Как правило, легкое, медленное поглаживание снижает возбудимость тканей, оказывает успокаивающее воздействие, дает приятное ощущение тепла, создает эмоциональное состояние покоя и комфорта. Данный прием рекомендуется использовать при повышенном тонусе мышц. Энергичные, быстрые, активные движения повышают раздражимость тканей, активизируют мышечный тонус и рекомендуются при пониженном тонусе мышц.

Соответственно, выбор последовательности массажных движений и приемов их выполнения в логопедическом массаже определяются состоянием тонуса пораженных мышц.

Наиболее актуально  применение логопедического массажа  при таком речевом нарушении как ринолалия.

В основу точечного массажа положен тот же принцип, что при проведении метода иглоукалывания.

Противопоказания  к нему служат: наличие злокачественных  новообразований любой локализации, при высокой температуре тела активных формах туберкулеза, язвенной болезни желудка, резком истощении, заболеваниях крови, состоянии острого психического возбуждения, при беременности и в старческом возрасте. Не следует делать точечный массаж натощак, а также при резких перепадах атмосферного давления. Движение пальца - горизонтально-вращательное, направленное по часовой стрелке, или вибрирующее, но не всегда безостановочное. Вращение или вибрацию производят в определенном темпе (замедляющем или ускоряющем) и сочетают с некоторым давлением.

Приемы логопедического  массажа

Среди основных выделяют:

1. Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее;  граблеобразное.

2. Растирание.

3. Разминание.

4. Вибрация и  поколачивание.

5. Плотное нажатие.

Выбор приемов  массажа зависит от состояния  мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание.

При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация. Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов.

Логопедический  массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10 - 20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более.

Длительность  одной процедуры может варьироваться  в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. Начальная  длительность процедуры обычно составляет 5 - 7 мин, а конечная - 20 - 25 мин.

Перед тем как  начать курс массажа, логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связано с неприятными ощущениями. Нужно короткими и ограничиваться только поглаживанием кончика языка, губ - верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны логопеда. Это, как правило, является решающим фактором при установлении контакта с ребенком.

 

1.3. Система коррекции речи детей с ринолалией с использованием массажа и артикуляционной гимнастики

 

Для устранения звуковых речевых нарушений  ребенка требуется тщательное логопедическое обследование ребенка.

Во время  обследования выявляются следующие  дефекты и деформации: нёбно-глоточная  недостаточность, ее выраженность; размеры (длина) мягкого нёба, рубцы на твердом и мягком нёбе; характер соприкосновения с задней стенкой глотки (пассивный, активный, функциональный); аномалии зубов, челюстей, альвеолярных отростков; специфика деятельности артикуляционного аппарата; наличие дополнительной компенсаторной мимики.

Эффективность логопедической помощи тесно связана  с анатомическими и функциональными  особенностями аппарата речи. Кроме  того, очень важна правильная оценка психофизического, психоэмоционального  статуса ребенка, его личностных особенностей.

Система коррекции  речи детей с ринолалией должна содержать следующие разделы:

1) работа над подвижностью мягкого нёба;

2) устранение назальности;

3) постановка звуков и работа над правильным фонематическим восприятием.

Содержание  первого раздела изменяется в зависимости от того, проводилась хирургическая коррекция или нет. Если проводилось оперативное лечение, то необходим ряд лечебных мероприятий по размягчению и рассасыванию послеоперационного рубца, чтобы эластичность нёба не утратилась. Для этой цели применяется специальный вид массажа - зондом для звука с. Его осторожными касаниями передвигают в переднезаднем направлении и обратно по твердому нёбу. Также используют прием поглаживания и растирания области между мягким и твердым небом в поперечном направлении. Этот прием вызывает рефлекторное сокращение мускулатуры глотки и мягкого нёба. Следующий прием - массаж при звуке [а] в виде легкого надавливания на мягкое небо.

Эффективно  также пальцевое воздействие  точечными и толчкообразными движениями. Продолжительность процедуры массажа - 1,5–2 мин. За это время должно производиться 40–60 быстрых движений по нёбу. Массаж проводится дважды в день перед приемом пищи (за 1,5–2 ч) или после с таким же промежутком. Длительность курса массажа - от 6 до 12 месяцев. Очень важным моментом в послеоперационном периоде являются мероприятия по активизации мягкого нёба. С этой целью используются следующие комплексы упражнений:

- гимнастика для нёба;

- работа над дыханием;

- гимнастика  для губ и щек;

- гимнастика для языка.

Недоразвитие  фонетической стороны у детей  является наиболее сложным в преодолении  речевого нарушения. И процент речевых  нарушений, в том числе и дефектного звукопроизношения, год от года никак  не уменьшается, а только возрастает.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития можно достигать путем целенаправленной работы логопеда по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Фонематическая сторона речи - это способность ребенка воспринимать и различать звуки (фонемы). Недоразвитие фонетической стороны речи включает в себя: трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определять наличие и последовательность звуков в слове.

При недоразвитии фонетической стороны речи дети пропускают звуки в речи, заменяют, смешивают их или используют звук в ошибочной артикуляции. Дети могут также замещать звуки, сходные по образованию, затем по способу их образования. При моторной алалии больше трудностей возникает в дифференциации звуков по твердости-мягкости, по глухости-звонкости. Детям также трудно освоить слова со стечением согласных, и правильное произношение вырабатывается только при логопедическом воздействии.

Своевременное использование массажа, пассивных и активных упражнений, различных физиотерапевтических процедур позволяют увеличить компенсаторные возможности фонетической стороны речи при коррекционных мероприятиях. Главное - знать, что коррекционная программа, учитывая компенсаторные возможности ребенка, строится строго индивидуально со своими нюансами и спецификой. Большое значение в такой деятельности имеет система, разработанная А. Г. Ипполитовой. Она предложила начинать занятия с детьми еще с дооперационного периода и использовать при этом сочетание дыхательных и артикуляционных упражнений, соблюдать определенную последовательность отработки звуков, опираясь также на «опорные» звуки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Экспериментальное исследование специфики использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией в послеоперационный период

 

2.1. Диагностика уровня развития

 

Для выявления голосового расстройства у детей с врожденными расщелинами  губы и неба дошкольного   возраста было  проведено экспериментальное исследование, в котором принимали участие две группы: экспериментальная и контрольная.

Экспериментальная группа: двое детей-дошкольников, посещающих логопедическую группу ДОУ № 18 «Рябинушка» г. Старый Оскол. В обследовании принимали участие два ребёнка с врождённой односторонней расщелиной нёба дошкольного возраста, которые составили экспериментальную группу:

  1. Жанна Д., 5лет 4 мес.
  2. Коля С., 5лет 2 мес.

Ограничение количества участников исследования связано с особенностями логопедического дефекта и спецификой его распространённости.

В качестве контрольной  группы в обследовании участвовали двое детей с развитием речи в границах возрастной нормы, посещающих ДОУ № 18  «Рябинушка» г. Старый Оскол:

  1. Виталик Р., 5 лет 7 мес.
  2. Олеся К., 5 лет 3 мес.

Наличие контрольной группы необходимо для того, чтобы контролировать влияние фактора естественного развития детей на результаты  исследования.

 

 

Таблица 2.1

Краткая характеристика детей экспериментальной  и контрольной групп

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Ф. И.

Возраст

Заключение  логопеда

Ф. И.

Возраст

Заключение  логопеда

Жанна Д.

5,4

Открытая органическая ринолалия,  врожденное расщепление  твердого и мягкого неба, операция – уранопластика

Виталик Р.

5,7

Состояние голоса без нарушений,  речь в  границах возрастной нормы

Коля С.

5,2

Открытая органическая ринолалия, врожденное расщепление  твердого и мягкого неба и верхней  губы, операции – уранопластика, хейлопластика

Олеся К.

5,3

Состояние голоса без нарушений,  речь в  границах возрастной нормы


 

Особенностью  обследования являлось то, что для всех детей экспериментальной группы оно проводилось в послеоперационный период, ранее были сделаны пластические операции по устранению ВРН (уранопластика, хейлопластика).

На момент обследования все двое посещали индивидуальные занятия с логопедами. При этом на фоне голосовых нарушений, связанных с ВРН (ринолалия), всем двоим было поставлено логопедическое заключение: общее недоразвитие речи III уровня у ребёнка с ринолалией. С ними уже велась логопедическая работа по устранению голосовых и речевых нарушений логопедом ДОУ.

Целью исследования являлось обнаружение основного голосового дефекта  детей, объединённых в экспериментальную группу и на его основе определение  сопутствующих нарушений (речевых, звукопроизносительных) с последующей разработкой основных направлений, методов и приёмов их коррекции.

Обследование  ребенка начинается с изучения подробного анамнеза (со слов родителей). Эти сведения должны отражать семейное положение  и состав семьи, уровень развития и род занятий родителей и членов семьи; отношение к ребенку в семье и в среде его товарищей; отношение ребенка к своему дефекту. Все полученные данные записываются в специально заведённую на каждого ребёнка карту.

Этапы обследования ребенка представлены в Приложении 1.

 

2.2. Анализ результатов диагностики исследования

 

В процессе исследования были получены определенные результаты в контрольной и экспериментальной  группах. Эти результаты представлены в таблицах для наглядности.

Таблица 2.2

Результаты  исследования артикуляционного аппарата и расщелины у детей экспериментальной группы

 

Жанна Д..

Коля С.

расщелина верхней губы; верхней губы и альвеолярного  отростка

   

- расщелины  твердого и мягкого неба

1

1

расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и неба – одно и двусторонние;

 

1

подслизистые (субмукозные) расщелины неба;

 

1

высокий подъем корня языка и сдвиг  его в заднюю зону ротовой полости; расслабленный, малоактивный кончик языка;

1

1

недостаточное участие губ при произношении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных;

1

 

Чрезмерное  напряжение мимической мускулатуры;

1

1

возникновение дополнительной артикуляции (ларингализации) за счет участия стенок глотки.

 

1

5

6

Информация о работе Специфика использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией