Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:55, курсовая работа
Цель исследования – изучение специфики использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией и обоснование основных направлений логопедической работы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования. Выявить метод использования массажа в коррекции речевых расстройств. Наметить последовательную систему коррекции речи детей с ринолалией с использованием массажа и артикуляционной гимнастики. Провести эксперимент обучения в условиях ДОУ. Определить методику восстановления речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба.
Введение.......................................................................................................................................3
Глава I. Теоретическое обоснование использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией..............................................................................................5
1.1. Метод массажа в коррекции речевых расстройств..............................................5
1.2. Виды и приемы массажа, используемые в логопедической практике..........9
1.3. Система коррекции речи детей с ринолалией с использованием массажа и артикуляционной гимнастики........................................................................................12
Глава II. Экспериментальное исследование специфики использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией в послеоперационный период................................................................................................16
2.1. Диагностика уровня развития....................................................................................16
2.2. Анализ результатов диагностики исследования............................................18
2.3.Комплексная система коррекционной работы с использованием логопедического массажа для детей с ринолалией....................................................21
Заключение...............................................................................................................................27
Список использованной литературы...............................................................................29
Приложение..............................................................................................................................32
В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа:
1) дифференцированный
(активизирующий или
2) точечный массаж, т.е. массаж по биологически активным точкам (активизирующий или расслабляющий);
3) массаж с применением специальных приспособлений или «зондовый» массаж (логопедические зонды, шпатель, зубная щетка, игольчатый молоточек, вибромассажер и т.п.);
4) элементы самомассажа.
Приступая к логопедическому массажу, надо иметь в виду, что между силой воздействия при массаже и обратной реакцией имеется сложная зависимость. Как правило, легкое, медленное поглаживание снижает возбудимость тканей, оказывает успокаивающее воздействие, дает приятное ощущение тепла, создает эмоциональное состояние покоя и комфорта. Данный прием рекомендуется использовать при повышенном тонусе мышц. Энергичные, быстрые, активные движения повышают раздражимость тканей, активизируют мышечный тонус и рекомендуются при пониженном тонусе мышц.
Соответственно, выбор последовательности массажных движений и приемов их выполнения в логопедическом массаже определяются состоянием тонуса пораженных мышц.
Наиболее актуально применение логопедического массажа при таком речевом нарушении как ринолалия.
В основу точечного массажа положен тот же принцип, что при проведении метода иглоукалывания.
Противопоказания
к нему служат: наличие злокачественных
новообразований любой
Приемы логопедического массажа
Среди основных выделяют:
1. Поглаживание:
поверхностное; глубокое
2. Растирание.
3. Разминание.
4. Вибрация и поколачивание.
5. Плотное нажатие.
Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.
При пониженном
тонусе речевой мускулатуры
При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация. Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов.
Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10 - 20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более.
Длительность
одной процедуры может
Перед тем как начать курс массажа, логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связано с неприятными ощущениями. Нужно короткими и ограничиваться только поглаживанием кончика языка, губ - верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны логопеда. Это, как правило, является решающим фактором при установлении контакта с ребенком.
1.3. Система коррекции речи детей с ринолалией с использованием массажа и артикуляционной гимнастики
Для устранения звуковых речевых нарушений ребенка требуется тщательное логопедическое обследование ребенка.
Во время обследования выявляются следующие дефекты и деформации: нёбно-глоточная недостаточность, ее выраженность; размеры (длина) мягкого нёба, рубцы на твердом и мягком нёбе; характер соприкосновения с задней стенкой глотки (пассивный, активный, функциональный); аномалии зубов, челюстей, альвеолярных отростков; специфика деятельности артикуляционного аппарата; наличие дополнительной компенсаторной мимики.
Эффективность логопедической помощи тесно связана с анатомическими и функциональными особенностями аппарата речи. Кроме того, очень важна правильная оценка психофизического, психоэмоционального статуса ребенка, его личностных особенностей.
Система коррекции речи детей с ринолалией должна содержать следующие разделы:
1) работа над подвижностью мягкого нёба;
2) устранение назальности;
3) постановка звуков и работа над правильным фонематическим восприятием.
Содержание первого раздела изменяется в зависимости от того, проводилась хирургическая коррекция или нет. Если проводилось оперативное лечение, то необходим ряд лечебных мероприятий по размягчению и рассасыванию послеоперационного рубца, чтобы эластичность нёба не утратилась. Для этой цели применяется специальный вид массажа - зондом для звука с. Его осторожными касаниями передвигают в переднезаднем направлении и обратно по твердому нёбу. Также используют прием поглаживания и растирания области между мягким и твердым небом в поперечном направлении. Этот прием вызывает рефлекторное сокращение мускулатуры глотки и мягкого нёба. Следующий прием - массаж при звуке [а] в виде легкого надавливания на мягкое небо.
Эффективно также пальцевое воздействие точечными и толчкообразными движениями. Продолжительность процедуры массажа - 1,5–2 мин. За это время должно производиться 40–60 быстрых движений по нёбу. Массаж проводится дважды в день перед приемом пищи (за 1,5–2 ч) или после с таким же промежутком. Длительность курса массажа - от 6 до 12 месяцев. Очень важным моментом в послеоперационном периоде являются мероприятия по активизации мягкого нёба. С этой целью используются следующие комплексы упражнений:
- гимнастика для нёба;
- работа над дыханием;
- гимнастика для губ и щек;
- гимнастика для языка.
Недоразвитие фонетической стороны у детей является наиболее сложным в преодолении речевого нарушения. И процент речевых нарушений, в том числе и дефектного звукопроизношения, год от года никак не уменьшается, а только возрастает.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития можно достигать путем целенаправленной работы логопеда по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Фонематическая сторона речи - это способность ребенка воспринимать и различать звуки (фонемы). Недоразвитие фонетической стороны речи включает в себя: трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определять наличие и последовательность звуков в слове.
При недоразвитии фонетической стороны речи дети пропускают звуки в речи, заменяют, смешивают их или используют звук в ошибочной артикуляции. Дети могут также замещать звуки, сходные по образованию, затем по способу их образования. При моторной алалии больше трудностей возникает в дифференциации звуков по твердости-мягкости, по глухости-звонкости. Детям также трудно освоить слова со стечением согласных, и правильное произношение вырабатывается только при логопедическом воздействии.
Своевременное использование массажа, пассивных и активных упражнений, различных физиотерапевтических процедур позволяют увеличить компенсаторные возможности фонетической стороны речи при коррекционных мероприятиях. Главное - знать, что коррекционная программа, учитывая компенсаторные возможности ребенка, строится строго индивидуально со своими нюансами и спецификой. Большое значение в такой деятельности имеет система, разработанная А. Г. Ипполитовой. Она предложила начинать занятия с детьми еще с дооперационного периода и использовать при этом сочетание дыхательных и артикуляционных упражнений, соблюдать определенную последовательность отработки звуков, опираясь также на «опорные» звуки.
Глава II. Экспериментальное исследование специфики использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией в послеоперационный период
2.1. Диагностика уровня развития
Для
выявления голосового расстройства
у детей с врожденными
Экспериментальная группа: двое детей-дошкольников, посещающих логопедическую группу ДОУ № 18 «Рябинушка» г. Старый Оскол. В обследовании принимали участие два ребёнка с врождённой односторонней расщелиной нёба дошкольного возраста, которые составили экспериментальную группу:
Ограничение количества участников исследования связано с особенностями логопедического дефекта и спецификой его распространённости.
В качестве контрольной группы в обследовании участвовали двое детей с развитием речи в границах возрастной нормы, посещающих ДОУ № 18 «Рябинушка» г. Старый Оскол:
Наличие контрольной группы необходимо для того, чтобы контролировать влияние фактора естественного развития детей на результаты исследования.
Таблица 2.1
Краткая характеристика детей экспериментальной и контрольной групп
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Ф. И. |
Возраст |
Заключение логопеда |
Ф. И. |
Возраст |
Заключение логопеда |
Жанна Д. |
5,4 |
Открытая органическая ринолалия, врожденное расщепление твердого и мягкого неба, операция – уранопластика |
Виталик Р. |
5,7 |
Состояние голоса без нарушений, речь в границах возрастной нормы |
Коля С. |
5,2 |
Открытая органическая ринолалия, врожденное расщепление твердого и мягкого неба и верхней губы, операции – уранопластика, хейлопластика |
Олеся К. |
5,3 |
Состояние голоса без нарушений, речь в границах возрастной нормы |
Особенностью обследования являлось то, что для всех детей экспериментальной группы оно проводилось в послеоперационный период, ранее были сделаны пластические операции по устранению ВРН (уранопластика, хейлопластика).
На момент обследования все двое посещали индивидуальные занятия с логопедами. При этом на фоне голосовых нарушений, связанных с ВРН (ринолалия), всем двоим было поставлено логопедическое заключение: общее недоразвитие речи III уровня у ребёнка с ринолалией. С ними уже велась логопедическая работа по устранению голосовых и речевых нарушений логопедом ДОУ.
Целью исследования являлось обнаружение основного голосового дефекта детей, объединённых в экспериментальную группу и на его основе определение сопутствующих нарушений (речевых, звукопроизносительных) с последующей разработкой основных направлений, методов и приёмов их коррекции.
Обследование ребенка начинается с изучения подробного анамнеза (со слов родителей). Эти сведения должны отражать семейное положение и состав семьи, уровень развития и род занятий родителей и членов семьи; отношение к ребенку в семье и в среде его товарищей; отношение ребенка к своему дефекту. Все полученные данные записываются в специально заведённую на каждого ребёнка карту.
Этапы обследования ребенка представлены в Приложении 1.
2.2. Анализ результатов диагностики исследования
В процессе исследования
были получены определенные результаты
в контрольной и
Таблица 2.2
Результаты исследования артикуляционного аппарата и расщелины у детей экспериментальной группы
Жанна Д.. |
Коля С. | |
расщелина верхней губы; верхней губы и альвеолярного отростка |
||
- расщелины твердого и мягкого неба |
1 |
1 |
расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и неба – одно и двусторонние; |
1 | |
подслизистые (субмукозные) расщелины неба; |
1 | |
высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; расслабленный, малоактивный кончик языка; |
1 |
1 |
недостаточное участие губ при произношении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных; |
1 |
|
Чрезмерное напряжение мимической мускулатуры; |
1 |
1 |
возникновение дополнительной артикуляции (ларингализации) за счет участия стенок глотки. |
1 | |
∑ |
5 |
6 |
Информация о работе Специфика использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией