Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:55, курсовая работа
Цель исследования – изучение специфики использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией и обоснование основных направлений логопедической работы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования. Выявить метод использования массажа в коррекции речевых расстройств. Наметить последовательную систему коррекции речи детей с ринолалией с использованием массажа и артикуляционной гимнастики. Провести эксперимент обучения в условиях ДОУ. Определить методику восстановления речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба.
Введение.......................................................................................................................................3
Глава I. Теоретическое обоснование использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией..............................................................................................5
1.1. Метод массажа в коррекции речевых расстройств..............................................5
1.2. Виды и приемы массажа, используемые в логопедической практике..........9
1.3. Система коррекции речи детей с ринолалией с использованием массажа и артикуляционной гимнастики........................................................................................12
Глава II. Экспериментальное исследование специфики использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией в послеоперационный период................................................................................................16
2.1. Диагностика уровня развития....................................................................................16
2.2. Анализ результатов диагностики исследования............................................18
2.3.Комплексная система коррекционной работы с использованием логопедического массажа для детей с ринолалией....................................................21
Заключение...............................................................................................................................27
Список использованной литературы...............................................................................29
Приложение..............................................................................................................................32
Анализируя полученные результаты видно, что дети экспериментальной группы имеют несращения лица и неба, т.е. ротовые звуки у них приобретают назальность в результате неполноты небочно-глоточного смыкания или при анатомических дефектах неба. В процессе речевого дизонтогенеза формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции.
Дети контрольной группы таких показаний не имеют.
Результаты уровня голосового развития детей экспериментальной группы представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Результаты уровня голосового развития детей экспериментальной группы
Направление исследования |
Жанна Д. |
Коля С. | ||
Состояние |
Балл |
Состояние |
Балл | |
Артикуляция |
Легкие нарушения |
2 |
В норме |
3 |
Дыхание |
Слабый выдох |
3 |
В норме |
3 |
Голос: 1. Сила
2. Высота |
Слабая
Средняя |
1
2 |
Средняя
Средняя |
2
2 |
Тембр голоса: 1.Осиплость
2.Охриплость
3. Звонкость
4.Гиперна-зализация
5.Назальная эмиссия |
Слабо Выражена Слабая
Средне выражена
Средне выражена
слабая |
2
1
2
2
2 |
Нет
Нет
в норме
средняя
Слабая, Неслышимая |
3
3
3
2
2 |
Степень назализации |
Сильная |
1 |
Умеренная |
2 |
Дефекты звукопроиз-ношения |
Назализирован, оглушение звонких согласных |
1 |
назализирован, оглушение звонких согласных |
1 |
Темп речи |
замедленный |
1 |
Умеренный |
2 |
Анализируя полученные результаты можно сказать, что в сумме дети имеют следующие результаты:
Жанна Д. – 21 балл;
Коля С. – 27 баллов.
Таким образом, уровень голосового и речевого развития детей из экспериментальной группы достаточно низкий и колеблется в пределах, что говорит о необходимости индивидуального подхода при решении данной логопедической проблемы.
Полученные результаты детей контрольной группы говорят об отсутствии голосовых дефектов у детей контрольной группы.
В результате обследования были сделаны диагностические выводы по каждому ребёнку:
1.Жанна Д.: средняя степень тяжести голосового дефекта. Звукопроизношение сформировано не до конца. Средне выраженная степень назализации. Задачи: устранение назализации с помощью комплекса упражнений с применением логопедического массажа. Проведение логопедической работы по устранению дефектов звукопроизношения. Развитие слухового восприятия.
2. Коля С.: лёгкая степень тяжести голосового дефекта. Звукопроизношение сформировано не до конца. Умеренная назализация. Задачи: устранение назализации с помощью комплекса упражнений, автоматизация голосовой нормы при одновременной коррекции и автоматизации звукопроизношения.
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты указывают на необходимость целенаправленной логопедической работы по коррекции голосовых и, как следствие, речевых нарушений у детей с врожденной расщелиной губы и неба.
2.3. Комплексная
система коррекционной работы
с использованием
Система коррекции речи детей с ринолалией подразумевает следующие этапы:
1) работу над подвижностью мягкого нёба;
2) устранение назальности;
3) постановку звуков и работа над правильным фонематическим восприятием.
В ДОУ «Рябинушка» был проведен ряд лечебных мероприятий по размягчению и рассасыванию послеоперационного рубца, чтобы эластичность нёба не утратилась.
Логопедический массаж осуществлял логопед, который владеет техникой логопедического массажа, прошедший специальную подготовку и знающий анатомию мышц, обеспечивающих речевую деятельность. Для этого был применен специальный вид массажа - зондом для звука «с». Его осторожными касаниями логопед передвигал в переднезаднем направлении и обратно по твердому нёбу. (см. Приложение 2). Также был использован прием поглаживания и растирания области между мягким и твердым небом в поперечном направлении.(см. Приложение 3). Этот прием вызывает рефлекторное сокращение мускулатуры глотки и мягкого нёба. Следующий прием - массаж при звуке «а» в виде легкого надавливания на мягкое небо.
Также осуществлялось пальцевое воздействие точечными и толчкообразными движениями. Продолжительность одной процедуры массажа составляла 1,5–2 мин, за время которого было произведено 40–60 быстрых движений по нёбу. Массаж проводился дважды в день перед приемом пищи (за 1,5–2 ч) или после с таким же промежутком. Длительность курса массажа составила 6 месяцев.
Далее важным моментом в послеоперационном периоде явились мероприятия по активизации мягкого нёба. С этой целью были использованы следующие комплексы упражнений.
1. Проглатывание небольших количеств воды. При этом мягкое небо занимает наиболее высокое положение. Глотки, следующие один за другим, удерживают высокое стояние нёба в течение некоторого времени. Детям было предложено поливать на язык из пузырька или из маленькой чашки.
2. Зевание с открытым ртом, имитирование зевания.
3. Легкое покашливание. При этом интенсивно сокращается мускулатура валика Пассавана. Он может иметь размер 4–5 мм и в таком состоянии компенсировать нёбно-глоточную недостаточность. При покашливании носовая и ротовая полость полностью смыкаются. Ребенок, прилагая ладонь к подбородочной области, чувствовал эти движения.
На одном выдохе ребенок делал 2–3 или более произвольных покашливаний.
Смыкание нёба и задней стенки глотки в это время сохраняется, воздушная струя при этом выходит из полости рта. Покашливание производилось с высунутым языком.
Затем - покашливание с остановками, при которых ребенок старался удержать смыкание нёба и задней стенки глотки. Со временем ребенок приобретал умение активно поднимать небо и выдыхать через рот.
Все вышеперечисленные способы коррекции приносили положительные результаты после операционного лечения.
Такие занятия уменьшают длительность и сложность периода послеоперационной коррекции.
Работа над дыханием необходима для формирования правильной звуковой речи. Дети с ринолалией имеют очень короткий выход воздушного потока, который распределяется через полость носа и рта. Для формирования функционального выхода воздуха применяются следующие приемы:
1) вдох и выдох через нос;
2) вдох и выдох через рот;
3) вдох через рот;
4) выдох через нос;
5) вдох и выдох через рот.
Упражнения выполнялись регулярно, в течение длительного времени, ребенок старался правильно направлять выдыхаемый поток воздуха. Эти упражнения также формировали нормальные кинестетические ощущения движений мягкого нёба.
Одновременно выполнялся другой комплекс упражнений с целью нормализации моторики речи. Его каждодневное использование помогало уменьшить высокий подъем корня языка, недостаточность участия губ в артикуляции и увеличивает амплитуду движений кончика языка, вследствие этого уменьшалось патологическое участие корня языка и гортани в звукопроизношении.
Гимнастика для губ и щек и языка представлена в Приложении 4.
Голосовые упражнения проводились при произнесении гласных звуков. Начало упражнений - с постановки гласных [а], [о], [у], [э]. Эти гласные потом включались в комплекс гимнастики и повторялись ежедневно. Постановка гласных начиналась в беззвучном режиме. Это делалось с целью устранить дополнительную вспомогательную мимику (движения крыльев носа), которая присутствует у детей.
Упражнения проводились перед зеркалом, сначала беззвучно, а затем громким голосом с постепенным увеличением количества гласных при одном выдохе: [у] - [уу] - [ууу]; [а] - [аа] - [ааа]; [и] - [ии] - [иии] и т. д.
Следующим этапом явилось произнесение гласных в разной последовательности. При этом звуки произносились коротко и четко. Кроме формирования правильной артикуляции, это упражнение помогало заполнить сочетание и последовательность звуков. В дальнейшем ребенок делал маленькие паузы между гласными, во время которых удерживалось высокое стояние мягкого нёба. Паузы постепенно удлиняли от 1 до 3 с.
Также были включены в комплекс длительное произнесение гласных одна за другой без пауз ([а] - [и] - [у] - [э] и т. д.) в разной последовательности.
Специфичным для данного коррекционного комплекса гимнастики явился порядок постановки согласных. Первым ставился звук [ф] - глухой, фрикативный. Его постановка облегчалось после упражнений на выход воздушной струи через ротовую полость. Звук произносится сначала изолированно, затем в составе слогов, причем гласный ставится как перед [ф], так и после ([аф] - [фа] - [афа] и т. д.). Упражнения с надуванием щек облегчали постановку звука «п», так как при выполнении этих упражнений формируется нёбно-глоточный затвор. Дальше ребенок выполнял взрыв смычки губ для произнесения звука «п». При затруднении этого движения логопед помогал ребенку. Помощь заключалось в том, что нужно было сместить нижнюю губу вниз, при этом губы ребенка надо разомкнуть. Достаточный взрыв возникал при выходе воздушной струи через рот, минуя носовую полость. Постановка и произнесение звука «и» использовалась как одно из упражнений, устраняющих назальный оттенок голоса.
Постановка звука [т] требует правильного выдоха через рот. При этом кончик языка ребенок старался прижать к верхним зубам.
Артикуляция звука «к» часто представляла сложность и не всегда успешно произносилась в подражании. Упражнения с покашливанием не во всех случаях помогали. Поэтому постановка данного звука производилась механически.
Для растягивания послеоперационного свежего рубца использовались упражнения с имитацией глотания. В это же время был назначен курс массажа.
Основная цель данных упражнений состояла в том, чтобы:
- увеличить
силу и длительность
- улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры;
- выработать контроль за функционированием нёбно-глоточного затвора.
На контрольном этапе было проведено повторное обследование уровня голосового развития и звукопроизношения дошкольников экспериментальной группы. Эти результаты представлены в таблице 2.4. Повторное обследование детей контрольной группы не проводилось в виду хороших полученных результатов на констатирующем этапе.
Таблица 2.4
Экспериментальная группа
Направление исследования |
Жанна Д. |
Коля С. | ||
Состояние |
Балл |
Состояние |
Балл | |
Артикуляция |
В норме |
3 |
В норме |
3 |
Дыхание |
В норме |
3 |
В норме |
3 |
Голос: 1. Сила
2. Высота |
Средняя
Средняя |
2
2 |
Средняя
Средняя |
2
2 |
Тембр голоса: 1.Осиплость
2.Охриплость
3. Звонкость
4.Гиперна-зализация
5.Назальная эмиссия |
нет
средняя
в норме
нет
отсутствует |
3
2
3
3
3 |
Нет
Нет
в норме
средняя
Слабая, Неслышимая |
3
3
3
2
2 |
Степень назализации |
умеренная |
2 |
Умеренная |
2 |
Дефекты звукопроиз-ношения |
Под контролем нет |
2 |
Под контролем нет |
2 |
Темп речи |
умеренный |
2 |
Умеренный |
2 |
Информация о работе Специфика использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией