Специфика использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение специфики использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией и обоснование основных направлений логопедической работы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования. Выявить метод использования массажа в коррекции речевых расстройств. Наметить последовательную систему коррекции речи детей с ринолалией с использованием массажа и артикуляционной гимнастики. Провести эксперимент обучения в условиях ДОУ. Определить методику восстановления речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба.

Содержание

Введение.......................................................................................................................................3
Глава I. Теоретическое обоснование использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией..............................................................................................5

1.1. Метод массажа в коррекции речевых расстройств..............................................5
1.2. Виды и приемы массажа, используемые в логопедической практике..........9
1.3. Система коррекции речи детей с ринолалией с использованием массажа и артикуляционной гимнастики........................................................................................12

Глава II. Экспериментальное исследование специфики использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией в послеоперационный период................................................................................................16

2.1. Диагностика уровня развития....................................................................................16
2.2. Анализ результатов диагностики исследования............................................18
2.3.Комплексная система коррекционной работы с использованием логопедического массажа для детей с ринолалией....................................................21

Заключение...............................................................................................................................27
Список использованной литературы...............................................................................29
Приложение..............................................................................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

специфика использования массажа с ринолалией.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

 

 Анализируя полученные результаты  видно, что дети экспериментальной группы имеют несращения лица  и неба, т.е.  ротовые звуки у них приобретают назальность в результате неполноты небочно-глоточного смыкания или при анатомических дефектах неба. В процессе речевого дизонтогенеза формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции.

Дети  контрольной группы таких показаний  не имеют.

Результаты уровня голосового развития детей экспериментальной группы представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Результаты уровня голосового развития детей экспериментальной группы

Направление исследования

Жанна Д.

Коля С.

Состояние

Балл

Состояние

Балл

Артикуляция

Легкие нарушения

2

В норме

3

Дыхание

Слабый выдох

3

В норме

3

Голос:

1. Сила

 

2. Высота

 

Слабая

 

Средняя

 

1

 

2

 

Средняя

 

Средняя

 

2

 

2

Тембр голоса:

1.Осиплость

 

2.Охриплость

 

3. Звонкость

 

4.Гиперна-зализация

 

5.Назальная  эмиссия

 

Слабо

Выражена

Слабая

 

Средне выражена

 

Средне выражена

 

 

слабая

 

2

 

1

 

2

 

2

 

 

2

 

Нет

 

Нет

 

в норме

 

средняя

 

 

Слабая,

Неслышимая

 

3

 

3

 

3

 

2

 

 

2

Степень назализации

Сильная

1

Умеренная

2

Дефекты звукопроиз-ношения

Назализирован,

оглушение звонких  согласных

1

 назализирован,

оглушение звонких  согласных

1

Темп речи

замедленный

1

Умеренный

2


 

Анализируя полученные результаты можно сказать, что в сумме дети имеют следующие результаты:

Жанна Д. – 21 балл;

Коля С. – 27 баллов.

Таким образом, уровень голосового и речевого развития детей из экспериментальной группы достаточно низкий и колеблется в пределах, что говорит о необходимости индивидуального подхода при решении данной логопедической проблемы.

Полученные  результаты детей контрольной группы говорят об отсутствии голосовых  дефектов у детей контрольной  группы.

В результате обследования были сделаны диагностические выводы по каждому ребёнку:

1.Жанна Д.: средняя степень тяжести голосового дефекта. Звукопроизношение сформировано не до конца. Средне выраженная степень назализации. Задачи: устранение назализации с помощью комплекса упражнений с применением логопедического массажа. Проведение логопедической работы по устранению дефектов звукопроизношения. Развитие слухового восприятия.

2. Коля С.: лёгкая степень тяжести голосового дефекта. Звукопроизношение сформировано не до конца. Умеренная назализация.  Задачи: устранение назализации с помощью комплекса упражнений, автоматизация голосовой нормы при одновременной коррекции и автоматизации звукопроизношения.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты указывают на необходимость целенаправленной логопедической работы по коррекции  голосовых и, как следствие, речевых  нарушений у детей с врожденной расщелиной губы и неба.

 

 

 

2.3. Комплексная  система коррекционной работы  с использованием логопедического  массажа для детей с ринолией

 

Система коррекции  речи детей с ринолалией подразумевает следующие этапы:

1) работу над подвижностью мягкого нёба;

2) устранение назальности;

3) постановку звуков и работа над правильным фонематическим восприятием.

В ДОУ «Рябинушка»  был проведен ряд лечебных мероприятий по размягчению и рассасыванию послеоперационного рубца, чтобы эластичность нёба не утратилась.

Логопедический  массаж осуществлял логопед, который владеет техникой логопедического массажа, прошедший специальную подготовку и знающий анатомию мышц, обеспечивающих речевую деятельность. Для этого был применен специальный вид массажа - зондом для звука «с». Его осторожными касаниями логопед передвигал в переднезаднем направлении и обратно по твердому нёбу. (см. Приложение 2). Также был использован прием поглаживания и растирания области между мягким и твердым небом в поперечном направлении.(см. Приложение 3). Этот прием вызывает рефлекторное сокращение мускулатуры глотки и мягкого нёба. Следующий прием - массаж при звуке «а» в виде легкого надавливания на мягкое небо.

Также осуществлялось пальцевое воздействие точечными и толчкообразными движениями. Продолжительность одной процедуры массажа составляла 1,5–2 мин, за время которого было произведено 40–60 быстрых движений по нёбу. Массаж проводился дважды в день перед приемом пищи (за 1,5–2 ч) или после с таким же промежутком. Длительность курса массажа составила 6 месяцев.

Далее важным моментом в послеоперационном периоде явились мероприятия по активизации мягкого нёба. С этой целью были использованы следующие комплексы упражнений.

1. Проглатывание небольших количеств воды. При этом мягкое небо занимает наиболее высокое положение. Глотки, следующие один за другим, удерживают высокое стояние нёба в течение некоторого времени. Детям было предложено поливать на язык из пузырька или из маленькой чашки.

2. Зевание с открытым ртом, имитирование зевания.

3. Легкое покашливание. При этом интенсивно сокращается мускулатура валика Пассавана. Он может иметь размер 4–5 мм и в таком состоянии компенсировать нёбно-глоточную недостаточность. При покашливании носовая и ротовая полость полностью смыкаются. Ребенок, прилагая ладонь к подбородочной области, чувствовал эти движения.

На одном  выдохе ребенок делал 2–3 или более произвольных покашливаний.

Смыкание нёба и задней стенки глотки в это время  сохраняется, воздушная струя при  этом выходит из полости рта. Покашливание  производилось с высунутым языком.

Затем - покашливание с остановками, при которых ребенок старался удержать смыкание нёба и задней стенки глотки. Со временем ребенок приобретал умение активно поднимать небо и выдыхать через рот.

Все вышеперечисленные способы коррекции приносили положительные результаты после операционного лечения.

Такие занятия уменьшают длительность и сложность периода послеоперационной коррекции.

Работа над  дыханием необходима для формирования правильной звуковой речи. Дети с ринолалией имеют очень короткий выход воздушного потока, который распределяется через полость носа и рта. Для формирования функционального выхода воздуха применяются следующие приемы:

1) вдох и выдох через нос;

2) вдох и выдох через рот;

3) вдох через рот;

4) выдох через нос;

5) вдох и выдох через рот.

Упражнения  выполнялись регулярно, в течение длительного времени, ребенок  старался правильно направлять выдыхаемый поток воздуха. Эти упражнения также формировали нормальные кинестетические ощущения движений мягкого нёба.

Одновременно  выполнялся другой комплекс упражнений с целью нормализации моторики речи. Его каждодневное использование помогало уменьшить высокий подъем корня языка, недостаточность участия губ в артикуляции и увеличивает амплитуду движений кончика языка, вследствие этого уменьшалось патологическое участие корня языка и гортани в звукопроизношении.

Гимнастика  для губ и щек  и языка представлена в Приложении 4.

Голосовые упражнения проводились при произнесении гласных звуков. Начало упражнений - с постановки гласных [а], [о], [у], [э]. Эти гласные потом включались в комплекс гимнастики и повторялись ежедневно. Постановка гласных начиналась в беззвучном режиме. Это делалось с целью устранить дополнительную вспомогательную мимику (движения крыльев носа), которая присутствует у детей.

Упражнения  проводились перед зеркалом, сначала беззвучно, а затем громким голосом с постепенным увеличением количества гласных при одном выдохе: [у] - [уу] - [ууу]; [а] - [аа] - [ааа]; [и] - [ии] - [иии] и т. д.

Следующим этапом явилось произнесение гласных в разной последовательности. При этом звуки произносились коротко и четко. Кроме формирования правильной артикуляции, это упражнение помогало заполнить сочетание и последовательность звуков. В дальнейшем ребенок делал маленькие паузы между гласными, во время которых  удерживалось высокое стояние мягкого нёба. Паузы постепенно удлиняли от 1 до 3 с.

Также были включены в комплекс длительное произнесение гласных одна за другой без пауз ([а] - [и] - [у] - [э] и т. д.) в разной последовательности.

Специфичным для  данного коррекционного комплекса гимнастики явился порядок постановки согласных. Первым ставился звук [ф] - глухой, фрикативный. Его постановка облегчалось после упражнений на выход воздушной струи через ротовую полость. Звук произносится сначала изолированно, затем в составе слогов, причем гласный ставится как перед [ф], так и после ([аф] - [фа] - [афа] и т. д.). Упражнения с надуванием щек облегчали постановку звука «п», так как при выполнении этих упражнений формируется нёбно-глоточный затвор. Дальше ребенок выполнял взрыв смычки губ для произнесения звука «п». При затруднении этого движения логопед помогал ребенку. Помощь заключалось в том, что нужно было сместить нижнюю губу вниз, при этом губы ребенка надо разомкнуть. Достаточный взрыв возникал при выходе воздушной струи через рот, минуя носовую полость. Постановка и произнесение звука «и» использовалась как одно из упражнений, устраняющих назальный оттенок голоса.

Постановка  звука [т] требует правильного выдоха через рот. При этом кончик языка ребенок старался прижать к верхним зубам.

Артикуляция звука «к» часто представляла сложность и не всегда успешно произносилась в подражании. Упражнения с покашливанием не во всех случаях помогали. Поэтому постановка данного звука производилась механически.

Для растягивания послеоперационного свежего рубца использовались упражнения с имитацией глотания. В это же время был назначен курс массажа.

Основная цель данных упражнений состояла в том, чтобы:

- увеличить  силу и длительность выдыхаемой  через рот воздушной струи;

- улучшить деятельность  артикуляционной мускулатуры;

- выработать  контроль за функционированием  нёбно-глоточного затвора.

На контрольном этапе было проведено повторное обследование уровня голосового развития и звукопроизношения дошкольников экспериментальной группы. Эти результаты представлены в таблице 2.4.  Повторное обследование детей контрольной группы не проводилось в виду хороших полученных результатов на констатирующем этапе.     

Таблица 2.4

Экспериментальная группа

Направление исследования

Жанна Д.

Коля С.

Состояние

Балл

Состояние

Балл

Артикуляция

В норме

3

В норме

3

Дыхание

В норме

3

В норме

3

Голос:

1. Сила

 

2. Высота

 

Средняя

 

Средняя

 

2

 

2

 

Средняя

 

Средняя

 

2

 

2

Тембр голоса:

1.Осиплость

 

2.Охриплость

 

3. Звонкость

 

4.Гиперна-зализация

 

5.Назальная  эмиссия

 

нет

 

средняя

 

в норме

 

нет

 

 

отсутствует

 

3

 

2

 

3

 

3

 

 

3

 

Нет

 

Нет

 

в норме

 

средняя

 

 

Слабая,

Неслышимая

 

3

 

3

 

3

 

2

 

 

2

Степень назализации

умеренная

2

Умеренная

2

Дефекты звукопроиз-ношения

Под контролем  нет

2

Под контролем  нет

2

Темп речи

умеренный

2

Умеренный

2

Информация о работе Специфика использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией