Специфика использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение специфики использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией и обоснование основных направлений логопедической работы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования. Выявить метод использования массажа в коррекции речевых расстройств. Наметить последовательную систему коррекции речи детей с ринолалией с использованием массажа и артикуляционной гимнастики. Провести эксперимент обучения в условиях ДОУ. Определить методику восстановления речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба.

Содержание

Введение.......................................................................................................................................3
Глава I. Теоретическое обоснование использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией..............................................................................................5

1.1. Метод массажа в коррекции речевых расстройств..............................................5
1.2. Виды и приемы массажа, используемые в логопедической практике..........9
1.3. Система коррекции речи детей с ринолалией с использованием массажа и артикуляционной гимнастики........................................................................................12

Глава II. Экспериментальное исследование специфики использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией в послеоперационный период................................................................................................16

2.1. Диагностика уровня развития....................................................................................16
2.2. Анализ результатов диагностики исследования............................................18
2.3.Комплексная система коррекционной работы с использованием логопедического массажа для детей с ринолалией....................................................21

Заключение...............................................................................................................................27
Список использованной литературы...............................................................................29
Приложение..............................................................................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

специфика использования массажа с ринолалией.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

 

 Анализируя полученные нами результаты  можно сказать, что в сумме дети имеют следующие результаты:

Жанна Д. –30баллов;

Коля С. – 29 баллов.

Полученные  результаты на контрольном этапе  показывают наглядно повышение уровня голосового развития у детей экспериментальной  группы.

Сравнивая результаты констатирующего и контрольных  этапов можно убедиться в улучшении голосовых функций детей экспериментальной группы.

Таким образом,  результаты проведённого экспериментального исследования доказывают возможность получения высоких результатов при коррекции голосовых нарушений (а так же сопутствующих им речевых и звукопроизносительных) детей с врожденными расщелинами губы и неба при системности логопедической работы.

Экспериментальное обучение показало положительные результаты. Конечное обследование дало возможность  говорить о том, что разработанный комплекс логопедической работы способствовал почти полному устранению голосовых нарушений у детей экспериментальной группы. Под контролем логопеда их голосовые функции максимально приближаются к норме.

Таким образом, своевременное использование массажа, пассивных и активных упражнений, различных физиотерапевтических процедур позволяют увеличить компенсаторные возможности фонетической стороны речи при коррекционных мероприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В отечественной  логопедии к ринолалии принято  относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата. Голосовые и речевые нарушения, обусловленные врожденными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских отоларингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины примыкают к наиболее частым и тяжелым порокам развития.

Патология челюстно-лицевой  области у детей обусловливает аномальное развитие фонетической стороны речи и влечет за собой формирование дефектного произношения.

Известно, что  главную трудность в формировании правильного звукопроизношения  при ринолалии создают утечка воздуха в носовую полость, невозможность или неумение управлять нёбно-глоточным затвором, т.е. вовремя осуществлять смычку мягкого нёба с задней и боковыми стенками глотки.

Логопедический  массаж - активный метод механического  воздействия, который изменяет состояние  мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику. Однако целесообразность использования приемов массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях речи таких, как ринолалия.

Система логопедического воздействия при ринолалии имеет комплексный характер. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем, гимнастикой и логопедической ритмикой.

На основе системы коррекции голосовых нарушений у детей с ринолалией был разработан и проведён эксперимент в ДОУ № 18  «Рябинушка» города Старый Оскол.

Результаты  проведённого экспериментального исследования доказывают возможность получения высоких результатов при коррекции голосовых нарушений детей с врожденными расщелинами неба при системности логопедической работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей /Е.С. Алмазова; под общ. ред. Г.В. Чиркиной – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с.
  2. Васильев, А.Г. Комплексные диагностические системы в обследовании детей с нарушениями речи, голоса и слуха. А.Г. Васильев, А.В. Телегин, Н.Н. Вольхина и др. // Новости оториноларингологии и логопатологии. - 1998.-№ 4(16). - С. 33-35.
  3. Водолацкий, М.П. Медико-педагогическая реабилитация детей с врожденными расщелинами верхней губы и нёба. /М.П. Водолацкий, Б.Г. Бабанина, В.М. Водолацкий, Г.Н. Соломатина. // Логопед. – 2006. - № 2.- С. 14-22.
  4. Волосовец, Т. В.Воспитание и развитие речи у детей с врожденными расщелинами губы и нёба./Т.В. Волосовец / Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — С.93-103.
  5. Волосовец, Т.В. Воспитание и развитие речи детей с врожденными расщелинами губы и неба/ Т.В. Волосовец, В.Е. Агаева // Логопед. – 2005. - №1.
  6. Воронцова, Т.Н. Принципы, методы и система исследования лиц, страдающих ринолалией на почве врожденных расщелин губы и нёба./Т.Н. Воронцова / Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — С.75-90.
  7. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики./ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В, Ялпаева. – М.: Академия, 1999. – 280 с.
  8. Дубов, М.Д.Клиническая картина при расщелинах нёба./М.Д. Дубов. / Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — С.20-32.
  9. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков/ И.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 1996. – 342 с.
  10. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте./М. Зееман./Пер. с чешского. – М.: Знание, 2004. – 217 с.
  11. Ипполитова,  А. Г. Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде./А.Г. Ипполитова / Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2.
  12. Ипполитова, А. Г. Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии А.Г. Ипполитова./ Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — С.40-50.
  13. Киселева, Т.В. Проблемы расстройств голоса и просодической стороны речи у детей с расщелинами губы и нёба./Т.В. Кисилева. // Тез. докл. Российско-американского семинара по проблеме образования, Екатеринбург, 25-27 мая 1993г. - Екатеринбург, 1993. — 231 с.
  14. Мамедов, А.А. Комплексная реабилитация больных с нёбно-глоточной недостаточностью и нарушением речи после уранопластики./А.А. Мамедов. / Автореф. дис... д-ра мед. наук. — Екатеринбург, 1997.- 40 с.
  15. Методы обследования речи детей / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
  16. Орлова, О.С. Нарушение голоса/О.С. Орлова. – М.: АСТ, 2008. – 220 с.
  17. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
  18. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех/ Л.Г. Парамонова. -  М.: ООО Изд-во АСТ, СПб: Дельта, 1997. - 464 с.
  19. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи./ Е.Н, Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. -  104 с.
  20. Сереброва, Н.И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период. / Н.И. Сереброва./ Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: с.36-
  21. Соломатина,  Г.Н. Разборчивость речи детей с врожденными расщелинами губы и нёба./ Г.Н. Соломатина // Дефектология. – 2005. - №3. ––С.32-38.
  22. Соломатина, Г.Н. Стимуляция речевого развития детей с врожденными расщелинами губы и неба / Г.Н. Соломатина// Логопед. – 2004. - № 2.
  23. Соломатина, Г.Н. Устранение открытой ринолалии у детей. Методы обследования и коррекции/ Г.Н. Соломатина. – М.: Академия, 2005. – 160 с.
  24. Сурикова, Н.И. Комплексная методика коррекционной работы по ринолалии у детей дошкольного возраста/ Н.И. Сурикова // Логопед, 2009. - №17.
  25. Харьков, Л.В. Принципы логопедического обучения при раннем хирургическом восстановлении нёба. / Л.В. Харьков, И.И. Дубинина, Л.Н. Яковенко, С.А. Носко //Дефектология. -  1999.- № 6. – С. 21-25.
  26. Хватцев, М. Е. Устранение гнусавости в речи. /М.Е. Хватцев / Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — С.5-7.
  27. Шабалина, Т.И. Индивидуальные логопедические занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с ринолалией. / Т.И. Шабалина // Дефектология. – 2002. - №2. – С.83-89.

 

 

Приложение 1

 

Этапы  исследования речевых дефектов ребенка

 

На  первом этапе проводилось обследование артикуляционного аппарата у детей обеих групп, анализировали состояние врожденного несращения лица и неба, состояние органов артикуляции. 

Оценка  происходила по следующим параметрам расщелины и органы  артикуляции:

- расщелина  верхней губы; верхней губы и  альвеолярного отростка;

- расщелины  твердого и мягкого неба;

-расщелины  верхней губы, альвеолярного отростка  и неба – одно и двусторонние;

- подслизистые (субмукозные) расщелины неба;

- высокий  подъем корня языка и сдвиг  его в заднюю зону ротовой  полости; расслабленный, малоактивный кончик языка;

- недостаточное  участие губ при произношении  лабиализованных гласных, губно-губных  и губно-зубных согласных;

- чрезмерное  напряжение мимической мускулатуры;

- возникновение  дополнительной артикуляции (ларингализации) за счет участия стенок глотки.

Оценка  результатов исследования:

0 баллов  – отсутствие дефекта; 

1 балл -  дефект выражен.

На  втором этапе  на основе нескольких методик (Д.К. Вильсон, А.Н. Герасимова, И.И. Ермакова) была составлена схема анализа голосовых и как следствие речевых нарушений детей с врожденными расщелинами губы и неба.

Согласно схеме  главное внимание было уделено нарушениям голоса в структуре речевого дефекта  исследуемых детей, обследование проводилось  по следующим направлениям:

1. Исследование  возможных внешних физических факторов, влияющих на голосовые особенности:

а) состояние  подвижности органов артикуляции, мимики ребёнка (при недостаточной  подвижности ребёнок не сможет модулировать голос);

б) особенности  дыхания ребёнка. Тип, глубина (верхне/ средне/ нижне-рёберное, смешанное; нормальной глубины/ поверхностное).  Направленность выдыхаемой воздушной струи (ротовая/ носовая/ смешанная). Длительность речевого выдоха (нормальная/ сильно укороченная).

2. Обследование  силы и высоты голоса. Возможности  модуляции.

3. Исследование  тембра (окраски). Тембр – это  наиболее сложная индивидуальная  характеристика голоса. Изучение  тембра начинается с первых  слов при знакомстве с ребёнком  и продолжается на протяжении  всего исследования. Оцениваются  следующие показатели:

а) Наличие охриплости или осиплости.

Охриплость  – скрипучий, грубый голос, отличающийся от нормального в сторону понижения.

Осиплость –  неупорядоченные изменения частоты  основного тона в сторону повышения.

Определяется  на слух по критерию: лёгкая, умеренная, выраженная.

б) Звонкость, звучность  голоса. Определяется на слух. Нарушением является выраженный глухой голос.

 в)   Наличие  и степень гиперназализации.

Оценивается при  произнесении слов с закрытым и со свободным носом:

   бот быт букет бита берет

   боты быть бурт бить бейте

   и фразы: были у бабы бобы.

При этом выраженность носового оттенка голоса при звукопроизношении  оценивается по следующим критериям: слабовыраженный, средне выраженный, сильно выраженный, отсутствует. 

   г) Наличие  назальной эмиссии: отсутствует/беззвучная/слышимая    (оценивается при произнесении слов с закрытым и со свободным носом:

   пепел папа попей попал пупы

   бабы бобы буба би-би баю-бай

   и фразы: у попа папа поп.

Для оценки степени  эмиссии при проведении теста  к ноздрям ребёнка подносят зеркало или бумажный пропеллер. Степень эмиссии определяется по площади запотевания или по воздушному потоку из носа.

4. Исследование  звукопроизношения. 

Характеристика  звукопроизношения проводилась  как изолированно, так и в слове. При этом учитывалась степень назализации звуков при произношении, а также отмечались другие дефекты речи. Условные обозначения: N – нормативное произнесение, О – звук отсутствует, МЗ – межзубное произнесение, ПЗ – призубное произнесение, ГГ – губно-губное, ГЗ – губно-зубное, Б – боковое, Гл – глоточные, Н – назализованное, Оу – одноударное, = - замена звука с указанием замещающего звука; НЭ – звук замещён назальной эмиссией; УА – уточнение артикуляции.

5. При обследовании  также учитывались: темп и интонационное оформление речи, а так же особенности слухового восприятия ребёнком речи окружающих. 

По данным направлениям обследование проводилось индивидуально  с каждым ребёнком. Сравнивая результаты первичного обследование речи ребенка  с его достижениями в результате экспериментального обучения, можно судить об эффективности логопедической работы.

Была разработана  трехбалльная система оценки голосовых  и речевых дефектов, основанная на анализе степени их тяжести:

- дефект отсутствует  – 3 балла,

- дефект слабо  выражен – 2 балла,

- дефект сильно  выражен – 1 балл.

На  третьем этапе - полученные результаты анализировались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Зонд  топорик

      

Активно используется при массаже языка, щек, губ, мягкого  нёба. 
      Предназначен для интенсивного воздействия на мышцы. 
      Зонд предназначен для выполнения двух приемов: плотного нажатия и скольжения по мышцам. 
      Под влиянием нажатия нормализуется тонус мышц, повышается их сократительная способность, увеличивается подвижность. Степень нажима зависит от состояния мышц: чем ниже тонус, тем интенсивнее нажатие. Надавливающие движения частые, интервалы между ними – короткие, время давления – 5 секунд. 
      Скольжение улучшает эластичность и упругость мышц, снимает напряжение.

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Массаж  неба после уранопластики

 

Целью уранопластики  является оперативное достижение анатомической целостности неба и создание оптимальных условий для речевой реабилитации. При этом важным является профилактика возникновения и минимизация существующих вторичных деформаций верхней челюсти. Послеоперационный массаж неба является одним из самых действенных способов профилактики вторичных деформаций верхней челюсти и речевой реабилитации.

Массаж неба после уранопластики следует  начинать через 2-3 дня после снятия швов. В некоторых случаях (при  осложнении операции, возникновении  изъяна неба) сроки и приемы массажа необходимо уточнить с челюстно-лицевым хирургом. В первые 5-7 дней массаж в боковых отделах неба, где заживление идет за счет вторичного натяжения, проводят щадяще. Массаж наиболее эффективен в первые 6 месяцев после операции, однако положительное воздействие он оказывает и в более отдаленный период. 

Процедура массажа  проводится до еды, с соблюдением  общепринятых гигиенических требований. Продолжительность сеанса до 10 минут 2-3 раза в день. Интенсивность массажа  должна возрастать от сеанса к сеансу.

 

Массаж включает:

 

    • продольное поглаживание (указательным пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти вдоль границ расщелины по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке). Выполняется - 10-20с.
    • поперечное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от средней линии неба до шеек зубов). Выполняется – 10-20 с.
    • кругообразное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся круговые движения по направлению от средней линии неба до резцов верхней челюсти к глотке) – 10-20 с.
    • прямолинейное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке и обратно) – 10-20 с.
    • круговое растирание (<span class="dash041e_0431_04

Информация о работе Специфика использования массажа в коррекционной работе с детьми с ринолалией