Специфика методики преподавания экономических дисциплин на вечернем и заочном отделениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 10:26, реферат

Краткое описание

По решению советской высшей школы в 1930-х гг. заочная и вечерняя форма обучения предполагались таким образом, что бы это были отдельные специальные вузы. Но, учитывая потребности подготовки специалистов без отрыва от производства, постепенно все это передали в вузы дневной формы подготовки специалистов. И такая форма подготовки существует и сейчас не только у нас в стране, но и на Западе, в США и Канаде.

Содержание

Введение

1.Специфика вечернего и заочного обучения.

2. Особенности методики лекционной работы в системе заочного обучения

3. Методики подготовки и проведения семинарских занятий в системе заочного обучения

4. Особенности методики организации и проведения контроля знаний студентов в системе заочного обучения


Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

методика.docx

— 50.04 Кб (Скачать файл)

                                        МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное автономное образовательное 

учреждение высшего профессионального  образования

«Южный федеральный университет»

 

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

 

 

Специфика методики преподавания экономических дисциплин  на вечернем и заочном отделениях

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

студентки 5 курса __ группы ОЗО

по специальности 080101 – Экономическая  теория

                     Рычкова Т. В

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

    

                                             Ростов-на-Дону – 2012

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение

 

1.Специфика вечернего и заочного обучения.

 

2. Особенности методики лекционной работы в системе заочного обучения

 

3. Методики подготовки и проведения семинарских занятий в системе заочного обучения

 

4. Особенности методики организации и проведения контроля знаний студентов в системе заочного обучения

 

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

       Научиться мыслить и усваивать знания –  важнейшая задача вузовского учебного процесса. Сейчас все формы учебного процесса, все методики обучения совершенствуются с целью активизации самостоятельной работы студентов, ставят задачи научить их самостоятельности мышления. Экономическая реальность сложна и многообразна, в ней логические модели экономической теории не проявляются прямолинейно. Так заочная и вечерняя система обучения является специфической в целом ряде отношений. Это накладывает определенный отпечаток на процесс обучения вообще и на преподавание основ права и экономики в частности. Основное преимущество состоит в том, что без отрыва от производства готовятся специалисты высшей квалификации. В этом имеется своя логика, потому, что по требованию Минвуза на вечерние и заочные отделения принимается работающая по профилю молодежь.

        По  решению советской высшей школы  в 1930-х гг. заочная и вечерняя  форма обучения предполагались  таким образом, что бы это  были отдельные специальные вузы. Но, учитывая потребности подготовки специалистов без отрыва от производства, постепенно все это передали в вузы дневной формы подготовки специалистов. И такая форма подготовки существует и сейчас не только у нас в стране, но и на Западе, в США и Канаде.

 

  1.Специфика вечернего и заочного обучения.

 

Самыми существенными  отличиями вечернего и заочного отделения являются:

1)Меньшее по сравнению  с очным количество учебного  времени (на вечернем- на 30%, на заочном-70%);

2) Особенности студенческой  аудитории, как правило, работающая  молодежь;

3) Разная степень подготовки  студентов;

4) Различие в профессиональном  уровне студентов;

5) Различия в устойчивости  внимания к учебным лекциям,  практическим занятиям, сложности  в адаптации к учебному процессу.

2. Особенности методики лекционной работы в системе заочного обучения 

 

Уровень лекционной работы во многом определяет эффективность  самостоятельного изучения предмета –  основной формы учебной работы в  системе заочного образования. Особенности  заочной формы обучения следует  искать главным образом в характеристике состава студенческой аудитории. Основное отличие от дневной формы обучения состоит в том, что студенты совмещают  учебу с работой. Именно это определяет видоизменения общих методических основ преподавания в условиях заочного обучения.

На заочном отделении  широко распространено чтение лекций двух основных типов: установочных и обзорных. Можно разграничить  общие особенности и задачи этих типов лекций. Анализ лекционной работы может быть проведен по трем направлениям:

1.     Особые требования, предъявляемые к преподавателям.

2.     Специфика содержания и функций лекции.

3.     Особенности отдельных составных частей работы лектора (подготовки к лекции и чтения лекции).

Узловой проблемой лекционной работы является отбор тем и вопросов лекции, так как время, отведенное для чтения курса на заочном отделении, крайне ограничено. Критериями отбора могут быть степень сложности  темы и ее место в логической структуре  курса. Однако сокращение тематики курса  не должно означать, что исключенные  темы не будут упомянуты вообще. Узловые вопросы этих тем должны быть отражены в лекциях по смежным  темам с указанием необходимости  их детального изучения при самостоятельной  подготовке. Аналогичным образом  решается вопрос о степени подробности  раскрытия темы. Самое трудное заключается в том, чтобы тема и курс в целом не потеряли своей цельности и логической стройности.

К числу важных отличительных  черт лекций для заочников следует  отнести требование цельности, завершенности  изложения отдельных тем и  курса в целом. В пределах одного занятия до студентов целиком  должна быть донесена суть научного и  мировоззренческого содержания рассматриваемой  темы. В случае недостатка времени  целесообразно несколько сократить  или даже исключить рассмотрение отдельных вопросов, но довести тему лекции до ее логического завершения, непременно заключить соответствующими выводами. Завершенность изложения  темы и лучшее восприятие ее студентами достигается благодаря тому, что  в лекции прослеживается, как возникло данное явление, какие этапы оно  прошло в своем развитии и чем  стало, наконец.

Всякая попытка начать очередную лекцию в аудитории  заочников с окончания изложения  предыдущей темы мешает продуктивному  использованию лекционного времени. Поэтому каждая лекция должна быть посвящена одной теме.

Если отдельную тему, ввиду  ее большого объема, целесообразно  разделить на две лекции, то следует  стремиться, чтобы эти отдельные  части были в максимальной степени  цельными, завершенными. Словом, заочники особо нуждаются в том, чтобы  каждая лекция обладала целостным, слитным  содержанием.

План лекции для заочников  может быть развернутым и состоять из гораздо большего количества вопросов, чем это обычно имеет место  на дневном отделении. Подробный, тщательно  продуманный план служит своего рода методическим руководством для самостоятельной  работы студентов. Конечно, при этом следует оговорить, какие вопросы  будут детально рассмотрены в  лекции, а какие должны быть изучены  самостоятельно.

Заочники зачастую недостаточно теоретически осмысливают свой производственный опыт. Это требует углубленного научного подхода к объяснению сущности ряда категорий, особенно таких, наименования которых имеют широкое применение в обиходном языке. В лекциях  необходимо обращать внимание на то, что  объективные экономические категории  и одноименные обиходные хозяйственные  категории играют разную роль, и  содержание их зачастую не совпадает.

Развитию самостоятельности  мышления и глубокому усвоению теоретического материала способствует разбор лектором задач и упражнений. Желательно, чтобы каждая лекция в гармоничном  соотношении содержала в себе теоретические положения темы, данные новейших исследований и фактические  материалы.

Представляют интерес  особенности требований формальной логики. Лексикон заочников изобилует  неточными понятиями и формулировками. Это явление постоянно дает о  себе знать в беседах со студентами на консультациях, семинарах, зачетах  и экзаменах. Лектор должен добиваться определенности формулировок, их непротиворечивости, последовательности и обоснованности.

При выявлении структуры  сложных явлений и понятий  часто бывает полезно перечислить  по пунктам их основные черты и  свойства. Желательно, чтобы такое  перечисление не было формальным, а  вписывалось бы в определенную логическую схему, отражающую сущность рассматриваемого явления.

Опыт показывает, что в  большинстве случаев заочники недостаточно владеют техникой записи лекций, конспектирования источников, как и вообще работы с социально-экономической литературой. Поэтому необходимо в ходе изложения  темы в доступной форме рассказывать им об основных правилах поиска литературы и о специальных приемах и  методах работы с ней. Полезно  периодически просматривать студенческие конспекты лекций и первоисточников.

Установочные  лекции читаются в начале учебного года. Их основное назначение пробудить интерес к изучению дисциплины, дать рекомендации по самостоятельной работе.

Основная задача установочной лекции решается путем раскрытия  предмета и метода изучаемой дисциплины, структуры и логики учебного курса. Задачи лектора в таких установочных лекциях – помочь студентам понять необходимость точного знания категорий  и уловить взаимосвязь в их системе; показать студентам, что содержание объективных экономических законов, лежащих в основе развития способа  производства, может быть понято только в результате уяснения внутренних существенных связей и зависимостей в системе  производственных отношений.

Выполнить все отмеченные задачи лектор может лишь в том  случае, если он ограничит число  вопросов двухчасовой лекции не более, чем тремя-четырьмя вопросами. Рекомендации по изучению вопросов, оставшихся за пределами установочной лекции, преподаватель может дать во время консультации. Ряд рекомендаций дают методические разработки кафедры.

При чтении обзорных лекций лектор должен исходить из того, что основной формой работы студента-заочника является самостоятельная работа. Следовательно, лектор вправе рассчитывать на знания студентов, полученные в результате самоподготовки. Обзорная лекция не должна давать ответы на все вопросы программы курса. Это следует оговорить, так как довольно широко распространена манера чтения обзорных лекций в форме беглого ответа на все вопросы экзаменационных билетов.

Обзорные лекции решают следующий комплекс задач:

1.     Помочь студентам охватить общим взглядом всю сумму знаний по изученному курсу, привести их в определенную систему.

2.     Помочь студентам выйти на такой уровень знаний, чтобы, готовясь ответить на любой вопрос по экзаменационному билету, они не только хорошо представляли себе, к какой теме курса относится данный вопрос, но и понимали место и значение раскрываемой проблемы в соответствующем разделе курса, в общей логической связи категорий и законов данной науки.

3.     Дать студенту ясные представления о практической значимости знаний по изучаемой дисциплине для нахождения путей и средств достижения нового качественного состояния общества.

4.     Помочь студентам систематизировать свои знания по основным направлениям развития данной науки.

5.     Акцентировать внимание студентов на новой постановке тех или иных вопросов в курсе данной науки.

6.  Уточнить правильность усвоения студентами основных и важнейших положений данной науки.

При чтении обзорных лекций представляется целесообразным руководствоваться следующими методическими советами:

Студентам следует напомнить  о порядке организации экзамена, в частности о том, что при  подготовке к ответу следует пользоваться программой курса, в которой дается детальная расшифровка вопросов, стоящих в экзаменационных билетах, и это позволяет правильно  составить ответ на заданные вопросы. Рекомендуется дать общую характеристику экзаменационных билетов: количество билетов, количество вопросов в билете, содержание, редакция и характер вопросов по первоисточникам, вопросы сверх  требований программы. Следует обратить внимание на то, что вопросы в  билетах формулируются, как правило, идентично формулировкам вопросов программы.

Обзорная лекция должна содержать  объяснение сложных вопросов теории.  

Самостоятельная работа студентов по дидактической сути представляет собой комплекс условий обучения, организуемых преподавателем и направленных на самоподготовку учащихся. Учебная деятельность протекает без непосредственного участия преподавателя. 

Значимость самостоятельной  работы возрастает. Постоянно растет объем информации, что требует ее регулярного осмысления. По

подсчетам специалистов по социологии и информатике удвоение информации по конкретной отрасли человеческого знания происходит

каждые 5–6  лет.  Происходит не только ускоренный рост информации,  но и качественное ее изменение.  Преподаватель,  отслеживая новые знания на рынке книжной продукции, выбирает и рекомендует студентам издания как в рамках учебного курса,  так и для общего

интеллектуального развития. 

     В социально-экономической области имеет место большой разброс концепций, оценок, что затрудняет выработку собственных суждений об идеях, решениях, методах. Достаточно сложно на основании множества фактов,  цифр,  идей предложить собственную точку зрения. Роль преподавателя состоит в преодолении такого рода трудностей.  Преподаватель совместно со студентами создает из отдельных элементов систему знаний по учебной дисциплине, привлекая по

возможности информацию по другим смежным дисциплинам.

В зависимости от того, какие  дидактические цели и задачи решает педагог, такие он использует средства и методы.

Важнейшими средствами изучения экономических дисциплин

выступают учебники и учебные  пособия, труды теоретиков и классиков экономической науки,  справочные и статистические источники,

экономическая периодика. Каждый из этих источников представляет

тот или иной аспект реальности,  имеет свои плюсы и минусы.  На-

Информация о работе Специфика методики преподавания экономических дисциплин на вечернем и заочном отделениях