Специфика методики преподавания экономических дисциплин на вечернем и заочном отделениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 10:26, реферат

Краткое описание

По решению советской высшей школы в 1930-х гг. заочная и вечерняя форма обучения предполагались таким образом, что бы это были отдельные специальные вузы. Но, учитывая потребности подготовки специалистов без отрыва от производства, постепенно все это передали в вузы дневной формы подготовки специалистов. И такая форма подготовки существует и сейчас не только у нас в стране, но и на Западе, в США и Канаде.

Содержание

Введение

1.Специфика вечернего и заочного обучения.

2. Особенности методики лекционной работы в системе заочного обучения

3. Методики подготовки и проведения семинарских занятий в системе заочного обучения

4. Особенности методики организации и проведения контроля знаний студентов в системе заочного обучения


Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

методика.docx

— 50.04 Кб (Скачать файл)

6.     На предэкзаменационных консультациях для студентов-заочников особое внимание должно быть уделено обобщению, систематизации и закреплению знаний. Преподаватель должен помочь студентам восстановить в памяти изученный материал, представить структуру курса, связь отдельных его разделов.

5. Этапы развития, специфика, принципы, модели дистанционного обучения. 

 

    Заочное, корреспондентское обучение, экстернат - все эти способы получения образования претендуют на звание дистанционных, поскольку означают обучение на расстоянии. И хотя сегодня они распространены довольно широко, современное представление о дистанционном обучении основывается в первую очередь на информационных и телекоммуникационных технологиях и технических средствах. Именно так мы и будем трактовать этот термин.

Дистанционное обучение как форма обучения на расстоянии имеет давнюю историю. К примеру, первые институты заочного обучения появились в середине XIX в. Однако традиционная форма обучения по переписке имела очень низкую эффективность. Следующим этапом в развитии дистанционного обучения стало применение средств массовой коммуникации (радио и телевидение). Именно эти технологии стали основой организации учебного процесса в Британском открытом университете.

Третий  этап в развитии дистанционного обучения связан с появлением компьютерных средств обучения и сетей телекоммуникаций. Главной особенностью этого этапа являются использование интерактивных обучающих программ и наличие оперативной обратной связи между студентом и преподавателем.

По технологии педагогического общения дистанционное  обучение совпадает с заочной формой обучения, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса - с очной формой обучения.

Тем не менее, специфика  дистанционного обучения накладывает свой отпечаток на используемые технологии. Прежде всего, это связано с ролью учителя (преподавателя) в учебном процессе. Если ранее в традиционной системе образования преподаватель занимал центральное место как интерпретатор знаний, теперь же, в условиях информатизации, это место все более и более принадлежит студенту, самостоятельно приобретающему знания из различных источников. В данных условиях преподаватель выступает как координатор, помогая студенту добывать знания и применять их на практике. Предметом заботы преподавателя является выбор методов и технологий для реализации своей деятельности. И главную роль здесь играют методы активного и развивающего обучения.

Следующей особенностью дистанционного обучения является возможность реализации личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения, учитывающего личностные качества обучающегося, его возможности и образовательные цели. Технологии реализации самостоятельной работы студента на основе интерактивных мультимедийных средств обучения позволяют построить индивидуализированное дифференцированное обучение.

Таким образом, технологии дистанционного обучения - это педагогические технологии, основанные на широком применении методов  развивающего обучения, проблемных и  исследовательских методов в сочетании с максимальным использованием достижений в области информационно-коммуникационных технологий.

В дистанционном  обучении должны соблюдаться следующие принципы.

1. Процесс обучения  строится в основном на самостоятельной  познавательной деятельности студента.

2. Познавательная  деятельность студента должна  носить активный характер.

3.  Дистанционное обучение должно быть личностно ориентированным  обучением.

Дидактические принципы, рассмотренные  выше, лежат в основе базовых моделей дистанционного обучения.

Первая из них британская (или асинхронная, индивидуальная) разработана в Британском открытом университете и исходит исторически из заочной формы обучения.

В основе этой модели лежат:

•    специально   разработанные   учебно-методические    комплекты 
(кейсы), предназначенные для самостоятельного изучения курса;

•    система психолого-педагогической поддержки студентов в форме 
индивидуальных консультаций и активных групповых занятий (тьюториалов);

•    система рейтинговой (накопительной) аттестации и централизован-ного мониторинга качества образования.

Вторая, американская модель восходит к очной форме образования, в которой очный контакт преподавателя со студентом заменен  видеоконференциями. Процесс обучения, в сущности, остается аудиторным, учебно-методическое обеспечение не отличается от учебно-методического обеспечения для очной формы, групповые занятия в удаленной аудитории проводятся под руководством инструкторов-организаторов учебного процесса. Качество образования достигается главным образом за счет обеспечения качества телекоммуникационных каналов между базовым учреждением (студией, в которой находится лектор) и удаленными аудиториями (классами).

Современные модели дистанционного обучения являются смешанными, построенными на разумном сочетании очных и заочных форм обучения, единственным критерием которых является качество обучения.

Среди многочисленных новых направлений развития высшей школы на современном этапе одно из первых мест занимает совершенствование педагогических технологий,направленное на повышение качества образования.

В самом общем  виде определение педагогических технологий может выглядеть следующим образом. Педагогические технологии - совокупность и последовательность дидактических методов и приемов, позвляющих достичь качественного образования.

Педагогические  технологии дистанционного обучения - это педагогические технологии опосредованного и непосредственного общения с использованием электронных телекоммуникаций и дидактических средств.

В зависимости от дидактических  целей можно выделить три основные категории педагогических технологий:

-    технологии обучения,

-    технологии организации самостоятельной работы учащихся,

-    технологии контроля знаний.

 

 

 

 

Заключение

1. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:

- уяснение цели и поставленной  учебной задачи;

- четкое и системное планирование  самостоятельной работы;

- поиск необходимой учебной  и научной информации;

- освоение собственной информации и ее логическая переработка;

- использование методов исследовательской,  научно-исследовательской работы  для решения поставленных задач;

- выработка собственной позиции  по поводу полученной задачи;

- представление, обоснование и  защита полученного решения;

- проведение самоанализа и самоконтроля.

2. Студент  должен понимать, что  учебно-познавательная деятельность  носит поисковый характер, в ходе ее решаются несколько познавательных задач, ее результат - решение проблемных ситуаций.

3. Позиция обучающегося учебно-познавательной деятельности - субъектно-субъектная, она всегда проводится на продуктивном уровне. Поэтому, при оптимальном варианте учебно-познавательная деятельность студента является саморегулируемой, самоуправляемой, внутренне мотивированной, носит избирательный характер.

     Эффективность дистанционного обучения определяется заложенным в него педагогическим смыслом, среди толкований которого следует выделить два существенно разных подхода.

Первый, довольно распространенный сегодня, подразумевает под дистанционным  обучением обмен информацией  между педагогом и учеником (группой  учеников). Учащемуся приписывается  роль получателя некоторого информационного  содержания и системы заданий  по его усвоению. Затем результаты самостоятельной работы высылаются педагогу, который оценивает качество и уровень усвоения материала. Под  знаниями понимается транслируемая  информация, а личный опыт учащиеся не приобретают и их деятельность по конструированию знаний почти  не организуется.

При втором подходе доминантой дистанционного обучения выступает  личная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных  средств телекоммуникаций. Этот подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов  образования и продуктивность учебного процесса. Обмен и пересылка информации играют в данном случае роль вспомогательной  среды для организации продуктивной образовательной деятельности учащихся. Обучение происходит синхронно в  реальном времени (чат, видеосвязь, общие  для удаленных учеников и педагога <виртуальные доски> с графикой и т. п.), а также асинхронно (телеконференции на основе электронной почты). Личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования - основные черты дистанционного обучения этого типа, а его цель - творческое самовыражение удаленного ученика. 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. Методика преподавания экономических дисциплин. А.А Заиченко,     к.э.н, профессор; Е. А Стрельченко, к.э. н, доцент; Л. А Безуглая, старший преподаватель.////Ростов-на-Дону 2011
  2. Барышникова З. А. Организация  самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников.- М.,2000
  3. Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии//Интеренет-журнал «Эйдос». 2005 №9

 


Информация о работе Специфика методики преподавания экономических дисциплин на вечернем и заочном отделениях