Специфика технологии организации досуга трудных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:28, контрольная работа

Краткое описание

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования культурно досуговой деятельности можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.
Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности.

Содержание

Введение

1. Психолого-педагогические особенности трудных подростков
2. Особенности культурно досуговой деятельности в работе с трудными подростками.
3. Музыкотерапия, как технология организации досуга трудных подростков
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУЛЬТ, ВОСПИТ, РАБОТА.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Это значит, что  перевоспитание должно осуществляться на основе общих принципов учебно-воспитательного  процесса с учетом специфических  особенностей трудновоспитуемых. Это требует всестороннего и объективного анализа особенностей поведения трудных детей. Между тем особенности поведения трудных детей есть, прежде всего, своеобразное отражение неблагоприятных внешних влияний. Поэтому типичные черты трудных подростков свидетельствуют о типичных ошибках в их воспитании. Одной из таких ошибок является недостаточное внимание к мотивам поступков и поведения трудных подростков.

Трудновоспитуемость и сам процесс перевоспитания связаны не только с изменением поведения, но и с преобразованием всей мотивационной сферы трудного подростка. Когда трудновоспитуемость возникает, формируется и особая, ее поддерживающая и оправдывающая система мотивов. Наличие антиобщественных мотивов поведения способствует образованию вредных привычек и отрицательных качеств. Но бывает и наоборот: совершение поступков, неправильное поведение ведут к поиску мотивов, с помощью которых подросток как бы оправдывает себя, утешает, что ничего плохого не произошло, что иначе он не мог поступить.

Для всех трудных подростков характерна потребность в ярких впечатлениях, эмоциональных переживаниях.

Следовательно, перевоспитание должно перестроить  мотивационную сферу подростка  и переключить его чувства, переживания  на общественно полезные дела.

Среди отрицательных качеств, трудного подростка всегда есть такое, которое является главным, ведущим, определяющим все поведение подростка. Для многих трудных подростков характерен, например, эгоизм. Чаще всего он проявляется в виде потребительских наклонностей и личных установок.

Эгоизмом страдают преимущественно избалованные дети.

Беспринципность – другая распространенная черта трудных детей.  Для таких детей нет твердых норм морали. Чтобы перевоспитать такого подростка, требуется восстановление единых требований в семье и школе, создание твердых правил, четкого режима, традиций.

Поведение некоторых  подростков может определяться легкомысленным отношением к жизни. Личность трудного подростка формируется в зависимости  от типа нервной системы, от темперамента, всех биологических и психических компонентов. К примеру, сангвиник острее переживает неудачу, более страстно протестует против несправедливости, ошибок педагогов, активнее борется за осуществление своих желаний. Флегматик не реагирует на «мелочи жизни», но тяжело переживает конфликтные длительные состояния с окружающими и т. д.

Как показывают исследования, в характере трудного подростка нередко уживаются  крайние противоположности: развитый ум и почти не развитые чувства (или  наоборот), ограниченный кругозор и  богатый отрицательный опыт в бытовой жизни и т. д. Все это создает внутреннюю напряженность и противоречивость желаний, чувств, что выражается в противоречивых поступках подростка. Это и есть первая особенность поведения трудновоспитуемых, которую обязан учитывать педагог, организуя перевоспитание.

Вторая особенность  поведения трудных детей - конфликтные длительные отношения с окружающими. Вначале конфликтные отношения возникают, как правило, помимо воли подростка с одним из родителей или педагогов. Затем конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинством взрослых и сверстников.

Третьей особенностью, характеризующей поведение трудновоспитуемых, является жизненная эгоистическая позиция: они все оценивают с точки зрения того, выгодно им это или нет; что они получат для себя, если выполнит требование родителей или педагогов. Погоня за удовольствиями, часто нездоровыми (вино, табак, карты) на высокой стадии трудновоспитуемости становится основным стимулом поведения. При этом дело доходит до воровства, злостного хулиганства.

Четвертая особенность – крайняя неустойчивость их интересов и стремлений, перемена настроений, желаний (в 2 - 3 раза более высокая интенсивность).

Пятая особенность поведения трудновоспитуемых – это противодействие воспитательным воздействиям.

Особенно часто трудные подростки  отвергают требования нелюбимых  педагогов, т. е. тех, которые случайно или преднамеренно обидели их, унизили их личное достоинство. Если подросток стал на путь продуманного противодействия воспитательным влияниям педагогов – это свидетельствует о сложности трудновоспитуемости и о серьезных ошибках в воспитательном процессе.

Таким образом, прилив физических сил  побуждает подростка к деятельности. Не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. Итак, источником нормативной регуляции и нравственной оценки поведения для подростков становятся социализированные нормы. Но это еще не есть полностью социальные, возрастные и безличные нормы – такие, которые принимаются взрослыми людьми. Для подростков это – лидерские или групповые нормы, принятые в референтных группах. Стремление к личному авторитету среди сверстников и физическому самосовершенствованию порождает у них активный поиск образца для подражания, который они находят среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола. Подростки начинают пробовать себя в различных жизненных ролях в компаниях сверстников и взрослых людей вне ситуаций совместных игр (роль лидера, роль знатока, роль умельца, просто роль взрослого в отличие от роли ребенка). Особенно подросткам нравится играть роль взрослых людей среди старших по возрасту. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Особенности культурно досуговой  деятельности в работе с трудными  подростками.

 

При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с подростками отклоняющегося поведения – объекта педагогического влияния.

Прежде всего, эффективность воспитательного  воздействия культурно-досуговой  деятельности на трудных подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма – это сочетание способа и средств организации процесса культурно-досуговой деятельности, обусловленное его содержанием.

Организационные формы работы с трудными подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм – художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.

К данной форме  можно отнести – массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

         Можно выделить наиболее эффективные направления работы с подростками-правонарушителями, которые могут лежать в основе составления реабилитационных и психокоррекционных программ.

 

1. Игротерапия, т. е. использование разного рода игр. Игра — это естественная обстановка для самовыражения подростка. То, что подросток делает во время игры, символизируются его эмоции и страхи. Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними. Игра помогает строить хорошие отношения между подростком-правонарушителем и психологом и его поведение будет спонтанное. Игра позволяет психологу больше узнать об истории жизни подростка-правонарушителя. Для работы с подростками психолог может использовать свободную игру и директивную (управляемую).

2. Арттерапия. Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию проживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение. В работе с подростками психолог, используя игротерапию, дополняет ее арттерапевтическими методами.

3. Библиотерапия. Метод воздействия на ребенка, вызывающий его переживания, чувства при помощи чтения книг. С этой целью психолог подбирает литературные произведения, в которых описаны страхи подростков, формы переживания стрессовых ситуаций, выход из страшной для подростков ситуации. Для проведения такого вида работы можно порекомендовать для подростков разных возрастов использование произведений классиков литературы.

         4. Музыкотерапия позволяет работать с подростками-правонарушителями, испытывающими страхи, тревожность, беспокойство, Например: при предъявлении спокойной музыки, которая вызывает приятные ощущения, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него страх, тревожность и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

3.Музыкотерапия, как технология организации  досуга трудных подростков

 

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание человека.

В более узком смысле музыкальное  воспитание – это развитие способности  к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной  деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания.

Музыкотерапия — это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Арттерапия, в том числе музыкотерапия, может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Выделяют индивидуальную и групповую  музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия  осуществляется в трех вариантах: с  коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное  произведение прослушивают педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается катарсис (очищение). В третьем — снимается нервно-психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию.

 Наряду с этим существует  и активная индивидуальная музыкотерапия,  целью которой - является преодоление  коммуникативных расстройств. Она  осуществляется в виде занятия  педагога музыкой совместно с ребенком.

Групповая музыкотерапия  строится таким образом, чтобы участники  активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные  взаимоотношения, чтобы данный процесс  был достаточно динамичным.

Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.

К слушанию музыки относятся 

    • беседы или занятия, когда музыка звучит фоном;
    • специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;
    • упражнения на внутреннее слышание.

На успешность проведения занятий, как справедливо указывается  во многих руководствах, положительно влияют позитивная личность музыкального терапевта, владение им способами музыкального выражения — игрой на музыкальном  инструменте и умение петь, а также включение в процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

Так же пассивная музыкотерапия, а  в частности слушание может быть представлено следующими видами:

    • Музыкопробуждение

Включение записи классических произведений с мажорным, солнечным звучанием  в момент приема детей в детский  сад и тихой, нежной, легкой музыки в момент пробуждения после дневного сна.

    • Музыкосон

Прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей.

    • Музыконаслаждение

Слушание релаксационных музыкальных  произведений, включающих звуки природы, леса, воды, подбор классических произведений для физического и психологического оздоровления.

 

Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки:

    • специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
    • использовать на занятиях другие виды музыкальной деятельности детей: музыкальное движение, пение, игру в оркестре, дирижирование;
    • использовать произведения других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

Информация о работе Специфика технологии организации досуга трудных подростков