Специфика технологии организации досуга трудных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:28, контрольная работа

Краткое описание

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования культурно досуговой деятельности можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.
Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности.

Содержание

Введение

1. Психолого-педагогические особенности трудных подростков
2. Особенности культурно досуговой деятельности в работе с трудными подростками.
3. Музыкотерапия, как технология организации досуга трудных подростков
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУЛЬТ, ВОСПИТ, РАБОТА.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Такие приемы поднимают  музыкальное восприятие на более  высокую ступень, являются способом активного анализа музыки, а музыкальные  произведения вызывают у детей интерес и положительные эмоции.

Наряду со слушанием музыки важно  использовать и активное музицирование, которое способствует повышению  самооценки, - преодолению амбивалентности  поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской  деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).

Для исполнения несложных пьес можно  использовать даже такие простые  инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия - ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними - возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит  в том, что каждый участник вовлекается  в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

Рекомендуется использовать песни предпочтительно оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического  вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Хоровое пение  помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, воспитывает чувство коллективизма, дружбы, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие.

Наряду с песней применяются  элементарные мелодические и ритмические  импровизации, которые сводятся к  упражнениям в напряжении и расслаблении. Произносятся гласные, выражающие удивление («А»), уклонение, содрогание («У»), расслабленность («О»), воспроизводятся вздох, зевота, потягивание. Следующий шаг - выражение телесных чувств, например, удовольствия, радости, вызываемых расширением объёма груди, расслабленностью мускулатуры. Такие приемы помогают избавиться от агрессии, поднимают настроение.

Особую ценность имеет  сочетание пения с танцевальными  движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. С помощью танцевально-двигательной терапии ребёнок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми.

 Следует отметить, что эти формы музыкотерапии просты и доступны в обстановке любого дошкольного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, асоциальное поведение –  это поведение индивида или группы лиц, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Такое поведение – следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное – терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен.

Если рассматривать любые области  человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно  ответить на этот вопрос (например, какие  нормы лучше: воспринятые нами республиканские  культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?). удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными.

        В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание человека. В силу этой своей способности утешать и просветлять музыка довольно широко применяется в работе кабинетов психологической разгрузки и в различных направлениях психотерапии.

Говоря об отрицательном воздействии  музыки, интересно заметить, что  активная, агрессивная музыка передаёт напряжение не только на психику, но и  на тело, заставляя двигаться. Часто  это сочетается с духовным расслаблением  и даже недисциплинированностью.

Границы применения музыки в педагогических и воспитательных целях очень широки. В повседневной жизни, богатой сегодня разного рода трудностями и стрессами, музыка может служить хорошим средством профилактики, помогая людям жить, работать и быть счастливыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996.

2. Киселева Г.Г. Основы социально-культурной деятельности. М., 2005.

3. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 2001. – 458 с.

4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль «Академия развития», 1997.

5. Реан А.А. Психология подростка. Учебник. – СПб.: "прайм-ЕВРО-ЗНАК", 2003.

6. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса. – М., 1947г.

 


Информация о работе Специфика технологии организации досуга трудных подростков