Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 19:36, курсовая работа
Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.
Введение
Глава 1. Народные традиции изготовления изделий из природного материала
1.1. Определение основных понятий
1.2. Характеристика видов природного материала
1.3 Многообразие художественных форм изделий из природного материала
Глава 2. Специфика формообразования современных изделий из природного материала на основе традиций народного декоративно-прикладного искусства
2.1. Своеобразие мотивов и сюжетов изделий из природных материалов в современном декоративно-прикладном искусстве Алтая
2.2. Проектирование и изготовление изделий декоративно-прикладного искусства из природных материалов
2.3. Разработка проекта изделия из природного материала (рогоза)
Заключение
Список литературы
Введение
Глава 1. Народные традиции изготовления изделий из природного материала
1.1. Определение основных понятий
1.2. Характеристика видов природного материала
1.3 Многообразие художественных форм изделий из природного материала
Глава 2. Специфика формообразования современных изделий из природного материала на основе традиций народного декоративно-прикладного искусства
2.1. Своеобразие мотивов и сюжетов
изделий из природных
2.2. Проектирование и изготовление изделий декоративно-прикладного искусства из природных материалов
2.3. Разработка проекта изделия из природного материала (рогоза)
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
На протяжении многих веков, стремясь украсить свой быт, люди учились использовать самые простые материалы, сочетать несложные формы и средства с прихотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства в рукоделии.
Художественные промыслы
являются одновременно и
Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.
Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.
В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.
Художественное, эстетическое образование, являясь неотъемлемой частью всего художественного процесса, и исследование методов обучения в данной области становится наиболее актуальным.
Объектом исследования является природные материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве Алтая.
Предметом исследования является исследование сущности и содержания методов изготовления изделий из природного материала.
Цель дипломной работы – узнать и изучить специфику формообразования современных изделий из природных материалов на основе традиций народного декоративно-прикладного искусства.
Предстоит решить следующие задачи:
― изучить народные традиции изготовления изделий из природных материалов
― изучить понятие
и сущность декоративно-
― рассмотреть многообразие художественных форм изделий
― увидеть своеобразие мотивов и сюжетов изделий из природных материалов на Алтае.
Методологическая база исследования: в данной работе и к собственно искусствоведческому анализу декоративно-прикладного …..
Кроме вышеперечисленных трудов, с настоящей темой связаны исследования и публикации. Это работы …..
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она систематизирует сведения специалистов о способах и методах применяемых в изготовление изделий из природных материалов;
практическая ценность исследования определяется тем, что содержащийся в нем материал, выводы и обобщения могут быть использованы в лекционных курсах и семинарах по таким дисциплинам, как «Теория и история народной художественной культуры», «Педагогика народного художественного творчества», и др.
Описание
решения поставленных задач
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель и содержание поставленных задач, раскрыты методология изучения вопроса и практическая значимость работы.
В Главе I раскрывается сущность понятий «декоративно-прикладное искусство», «народное искусство», «природные материалы», техника изготовления, ручной труд, экологичность материала. Рассмотрены виды природных материалов, такие как дерево, глина, солома, лоза, рогоз, камень, войлок, кожа.
В Главе II. рассматриваются две темы. Первая тема касается своеобразия мотивов и сюжетов изделий, которые сделаны мастерами на Алтае. Вторая тема проектирование изделия.
В Заключении подводятся итоги проделанной работы, представлено обобщение накопленной научной информации, изложение полученных результатов в их соотношении с общей целью и конкретными задачами, сделаны выводы.
Список использованной литературы охватывает всю ту научную и публицистическую литературу, на основе которой выполнена курсовая работа.
Глава 1. Народные традиции изготовления изделий из природного материала
Искусство-это понятие является для каждого своим и каждый его понимает по-своему. В своем первом и наиболее широком смысле термин «искусство» (art, англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту (ars), который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло», а также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять.
Начнем с главных определений, чтобы подробнее понять, что же такое искусство, и как много оно в себя включает.
Искусство, как творческое отражение действительности, возникло и развивается как система многообразных взаимосвязанных между собой видов. Виды искусства - формы творческой деятельности, различающиеся по способам воплощения. В свою очередь различные виды искусства подразделяются на пространственные (пластические), временные и пространственно-временные (синтетические или зрелищные).К пластическим видам искусства относится изобразительное искусство – это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видовом предметном облике.
Живопись – вид искусства, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на какую-нибудь поверхность (основу), образов действительности. Существуют две основные разновидности живописи – станковая и монументальная. Скульптура – один из древнейших видов изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Графика – вид изобразительного искусства, связанный с изображением на плоскости. Известны две основные разновидности графики – рисунок и печатная графика. Декоративно-прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство – (от лат. – украшать): искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей людей.
Декоративно-прикладное
искусство — область
К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.
Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.
Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.
Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.
Основными народными промыслами России являются:
- Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;
- Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;
- Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;
- Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;
- Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская
- Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;
- Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;
-Плетение из лозы и рогоза
Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо уяснить, что такое народное искусство.
Народное искусство – это создание изделий или других объектов для практического применения с обязательным украшением их не рабочей части.
Народным называют искусство широких масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это прежде всего проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.
Коллективный характер народного искусства выражается также в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер создает вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живет в таких же условиях, как и он.
Отражая коллективное мировоззрение, произведения народного искусства в то же время обязательно несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Эта вариантность в работе мастера — одна из характерных черт народных художественных промыслов.
Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народные промыслы всегда профессиональны, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими. Так, в народном искусстве коллективное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя и обогащая друг друга.
Действительно, народные художественные промыслы, признаваемые сегодня в качестве прямого наследника традиционного народного искусства, имеют с ним много общего. Правда, с точки зрения своих утилитарных и духовных задач традиционное народное искусство было явлением значительно более широким, играло в жизни общества несравненно большую роль. С другой стороны, его воздействие ограничивалось тем коллективом, в котором оно функционировало. Культуротворческое значение современных художественных промыслов давно переросло за рамки регионального масштаба.
Современные художественные промыслы — это собственно художественные производства, в отличие от народного искусства прошлого. Уже само их название, заменившее ранее признанное — «кустарные промыслы», характеризует их направленность на первоочередное решение художественных задач. Такое доминирование художественной функции в немалой степени является следствием развития нашей культуры, ответом на проблемы современной предметной среды. Разумеется, оно не соответствует синкретической природе традиционной культуры прошлого, отражая те большие изменения, которые произошли в нашем обществе.
В то же время художественные промыслы не являются просто одним из компонентов профессионального искусства и примыкающей к нему художественной промышленности. В них следует видеть народные художественные производства, в которых должны быть максимально закреплены, органично развиваться основные традиции народного изобразительного искусства.
«Народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.»
Под изделием народного художественного промысла понимается «...художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла.»
Не стоит также забывать и об изготовителях данных изделий, так как ни в одной другой отрасли промышленности не играет такой значительной роли индивидуальный труд мастера: