Специфика формообразования современных изделий из природного материала на основе традиций народного декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Содержание

Введение
Глава 1. Народные традиции изготовления изделий из природного материала
1.1. Определение основных понятий
1.2. Характеристика видов природного материала
1.3 Многообразие художественных форм изделий из природного материала
Глава 2. Специфика формообразования современных изделий из природного материала на основе традиций народного декоративно-прикладного искусства
2.1. Своеобразие мотивов и сюжетов изделий из природных материалов в современном декоративно-прикладном искусстве Алтая
2.2. Проектирование и изготовление изделий декоративно-прикладного искусства из природных материалов
2.3. Разработка проекта изделия из природного материала (рогоза)
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

moy_diplom.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Стиль определяется совокупностью признаков, типичных для искусства определенного времени. Художественная обработка дерева, без сомнения, один из популярных видов народного декоративного искусства. 

Народное искусство всех времен и народов дает замечательные образцы того, как самые простые бытовые предметы и орудия производства превращались в произведения искусства. Декоративные образы, воплощенные в материале, и в домовой резьбе, утвари и крестьянской мебели в течение многих столетий оставались чисто крестьянским, народным занятием. 

Изделия из дерева не потеряли своей популярности и в наше время, интерьеры домов, квартир, везде можно встретить деревянные изделия, это мебель, элементы интерьера, декоративные украшения.

Например, для русских поместий была характерна мебель из резного ореха или карельской березы. Мебель из этой древесины - российское изобретение. Карельскую березу по богатству орнамента сравнивают с малахитом, а по лучистому цвету - с янтарем. Древесина этого выносливого дерева в отличие от других красивых по цвету и структуре древесных пород: тика, пальмы, палисандра, розового дерева, выдерживает обработку с высокой влажностью и перепадами температур. Поэтому мебель из нее, помимо особой прочности, обладала и сложным декором: завитки, резные накладки в виде лебедей и грифонов, покрытые черным лаком. А чтобы получить удивительной красоты лучи на поверхности дерева, его подвергали обжигу в раскаленном песке. Уникальная мебель из карельской березы во Франции, например, ценилась больше, чем в России, и стоила там значительно дороже.

Популярные по всему миру и изделия росписи по дереву, не в одной стране нет такого разнообразия видов росписи. Каждая  из них своеобразна  . Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приемы росписи.

Художественная роспись — (от писать, др.-русск. писа́ти; родств. пёстрый; греч. poikile; др.-инд. pimcáti — «украшает, придает вид») — искусство декорирования красками и кистью какой-либо поверхности. 

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет.

Самый известный крупный народный художественный керамический промысел — подмосковная гжель. Они создали нарядную посуду: квасники — декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся — не облейся», блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону.

Один из традиционных декоративных промыслов — городецкая роспись . Цвета городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. Сложился и свой прием росписи — сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый «подмалевок». После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает «разживка» — когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой. В наши дни в росписи стали использовать масляную краску, цветовая гамма рисунков также разнообразилась, но сюжеты, образы и мотивы старой городецкой росписи присутствуют и в работах современных мастеров. Деревенские живописцы, подражая лубочным картинкам, украшали их веселыми сценками из народного быта в обрамлении цветочных гирлянд и крупных ярких роз. В настоящее время патриархом городецкой росписи называют Аристарха Евстафьевича Коновалова, который восстановил в конце 60-х годов промысел, основав фабрику «Городецкая роспись». Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами.

Хохлома — старинный русский народный промысел. Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Свое название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). Для хохломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.

   Все  эти виды росписи встречаются сейчас в интерьере и применяются в украшение и декорирование.Это мебель, посуда, столовые сервизы, шкатулки и т.д

Хоть и многие старинные формы утратили свое утилитарное значение, но все равно современные мастера достигли того, что изделия имеют не только эстетически красивый вид, но и ее можно использовать в быту.

Изделия из керамики так же популярны и имеют множество художественных форм. Керамика  отличается многообразием форм и цвета. Ассортимент создаваемых мастерами изделий широк: кувшины, жаровки, квасники, вазы, различные крынки и блюда. В основном эта продукция предприятий. Из глины народные мастера изготавливают и музыкальные инструменты, игрушки-свистульки в форме птиц, коней, драконов, расписывая их под традиционные узоры и цвета. С древнейших  времен и вплоть  до наших дней изделия на основе глин  занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех народов мира. Говоря об эстетических свойствах керамики, хочется отметить необыкновенную теплоту и живой цвет ее черепка от молочно-светлых до иссиня-черных тонов. 

Современная керамика перерастает в самостоятельный вид искусства. Ее художественные достоинства расширяют масштабы применения, связь с архитектурой. Разнообразие средств выражения, доступность и простота обработки материала, его пластичность, возможности в варьировании формой, рельефом, линиями, фактурами, оттенками предоставляют художникам широкое поле для творчества. Основными видами керамики являются терракота, майолика, шамот, каменная масса, фаянс и фарфор. Все они «рождаются» из глины, но благодаря различной технологии ее обработки. Состав глины, режим и способ обжига, применяемая глазурь, последующая роспись (полив, кистью и др.) определяют вид керамического изделия.

Терракота представляет собой обоженную и не обработанную солями или глазурью глину. Она отличается натуральным цветом материала после обжига. В этой технике современные мастера создают панно, рельефы, скульптуры.

Майолика — наиболее распространенный вид художественной керамики. Она характерна тем, что обожженное изделие покрывается разноцветной эмалью, с последующей росписью по ней, что придает ему особую выразительность. Красивая зернистая структура отличает шамот. Ее создают путем добавления в глиняную массу измельченных черепков или обожженной огнеупорной глины.

Фарфор и фаянс находят широкое применение в быту и строительстве.

Фаянс, как и фарфор,— это также тонкий, пористый керамический материал белого цвета, но несколько иной структуры. Отличается высокими эстетическими свойствами. Идет на панно, художественные композиции. Особенно красива фаянсовая посуда: наборы, сервизы и т. д. Глазированные плитки — это также фаянс.

В интерьерах жилых и общественных зданий художественная керамика применяется в виде объемно-скульптурных изделий, декоративных панно, отделочного материала для стен и пола, декоративной мелкой пластики и утилитарных изделий. Первые представляют объемные фигурные композиции, керамические светильники, крупные вазы, кашпо.

Они позволяют содержательно и выразительно решить задачу гармоничного оформления и организации пространства современных интерьеров общественных зданий. Интерьер жилища украшают керамические сосуды в виде животных, стилизованные вазы, чаши, блюда, скульптуры-игрушки (лошадки, петушки, козлики и т. д.). Они созданы по народным мотивам. По форме — простые, но выразительные. Панно могут носить тематический или орнаментальный характер.

Техника исполнения их различна — роспись на стандартных плитках, набор по типу мозаики из разноцветной колотой керамики, компоновка из отдельных прямоугольных или любой конфигурации блоков, из керамических тарелок. Панно, как правило, украшают интерьеры дворцов культуры, вестибюлей и холлов гостиниц, школ, детских садов, кафе, магазинов и т. д.

В последние десятилетия керамика стала неотъемлемой составной современного интерьера. Вместе с другими декоративными элементами она привносит в дом уют и красоту рукотворного искусства.

Но не только в интерьере можно применить природный материал, но и в одежде. Взять, к примеру «сомбреро», — широкополых соломенных шляп на ярких шелковых лентах, плетенные из соломки сумочки и ремешки, корзиночки- соломенное плетение было модно.

Из камыша и соломки плели разнообразные корзиночки для бумаг, ключей, перчаток, рукоделия, цветов, газетницы, коробочки для бижутерии и кондитерских изделий, фруктов и пирожных, тарелочки, и блюдца, хлебницы, игрушки, кукольную посуду и мебель, погремушки, нотницы, сухарницы, цветочницы… Совершенство форм, плавность контуров, четкий графический ритм плетеных изделий настолько обогащают фактуру поверхности, что многие плетенные из соломы предметы можно отнести к подлинным произведениям декоративного искусства. Множество плетеных изделий — корзины, колыбели, кресла, кузова повозок — мы можем увидеть на полотнах мастеров кисти эпохи Возрождения.

Сегодня наметился отчетливый возврат от синтетических к натуральным материалам. Вместе с изделиями из соломы, камыша, созданными талантливыми мастерами, в жилище горожанина вновь входит напоенный солнечными лучами природный материал, хранящий тепло человеческих рук.

Ведущие кутюрье не смущаются, вводя в костюм натуральные ткани, нарочито огрубленные "под мешковину", "под рогожку", заинтересованно ищут место в костюме для натуральных цветов и трав, соломки, камыша, тростника . Летом неотъемлемым дополнением будет летний костюм легкой изящной соломенной шляпой, да еще в комплекте с соломенными же сумкой, оригинальными бусами и браслетом. 

Соответственно в квартирах и в руках горожан все чаще стали появляться всевозможные плетеные из лозы и соломки корзины и сумки, конфетницы и вазы для фруктов… Солнечная теплота и упругая податливость хлебных стеблей входит в наш дом.

Потребителю всегда дороже эксклюзивные вещи, штучный товар, чем предметы серийного производства, «штамповка». Для людей, пришедших на верхние этажи политической, экономической и информационной власти, признаками успеха становятся не модная машина бизнес класса, а оплетенный соломкой глечик домашнего молока и липовые лапти на босу ногу.

Анализируя развитие художественных промыслов и ремёсел Алтайского края на современном этапе развития можно сделать вывод, что художественные промыслы и ремёсла Алтайского края существуют как в форме творчества индивидуальных мастеров, так и на предприятиях, сохраняющих коллективный опыт творчества и ремесленный характер воспроизводства продукции, усовершенствованный развивающимся технологическим прогрессом..

Возрождаются уникальные технологии и утерянные традиции изготовления изделий художественных промыслов и возникновение на традиционной основе особых видов деятельности, целью которых является производство художественных изделий.

На развитие художественных промыслов и ремёсел большое влияние оказывает развивающийся культурный туризм и, как следствие, преобладает сувенирная функция изделий, которая выражается в изготовлении технически простых вещей с ярко выраженным эмоционально — образным содержанием, национальной и региональной тематикой.

 

 

 

 

Глава 2. Специфика формообразования современных изделий из природного материала на основе традиций народного декоративно-прикладного искусства

2.1. Своеобразие мотивов и сюжетов  изделий из природных материалов  в современном декоративно-прикладном  искусстве Алтая

 

2.2. Проектирование и изготовление изделий декоративно-прикладного искусства из природных материалов

 

 

 

 


Информация о работе Специфика формообразования современных изделий из природного материала на основе традиций народного декоративно-прикладного искусства