Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 19:36, курсовая работа
Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.
Введение
Глава 1. Народные традиции изготовления изделий из природного материала
1.1. Определение основных понятий
1.2. Характеристика видов природного материала
1.3 Многообразие художественных форм изделий из природного материала
Глава 2. Специфика формообразования современных изделий из природного материала на основе традиций народного декоративно-прикладного искусства
2.1. Своеобразие мотивов и сюжетов изделий из природных материалов в современном декоративно-прикладном искусстве Алтая
2.2. Проектирование и изготовление изделий декоративно-прикладного искусства из природных материалов
2.3. Разработка проекта изделия из природного материала (рогоза)
Заключение
Список литературы
Береста
Береста натуральная – это слой березовой коры. Применяется для плетения лукошек, туесов для сбора ягод и грибов, хлебниц, шкатулок и других изделий. В основном бересту разделывают на ленты шириной 20–40 мм, из которых плетут изделия. Береста смолистая, не промокает, устойчива к гниению. Это прочный, гибкий, упругий, легко поддающийся обработке и окрашиванию материал.
В готовых изделиях береста хорошо сочетается с другими видами растительного сырья: лозой, рогозом, листьями початков кукурузы, соломой, древесной стружкой и шпоном. Изделия могут иметь разнообразную художественную отделку – роспись, обжиг, тиснение, резьбу.
Заготавливают бересту в весенне-летний период на лесосеках с растущих берез, предназначенных к валке или только что сваленных. В этот период береста легко отделяется от остальной коры и имеет красивый золотистый оттенок. Снимают бересту от начала кроны деревьев до комлевой части. Заготавливается береста ровная с небольшими полосками естественного рисунка, желтовато-белого или розового цвета, без утолщений, наплывов, порезов, шероховатостей, крупных почерневших мест. Бересту заготавливают лентами (ремнями), цельными листами и в виде сколотней (цилиндрами).
Заготовка берестяных ремней начинается с поперечного надреза на верхней гладкой части ствола, затем отделяют бересту винтом вокруг ствола. Самый рациональный способ заготовки бересты – со свежесрубленных деревьев. Для получения листовой бересты делают продольный разрез коры по всей длине ровной части ствола. Край разреза по всей длине отгибают ножом и отделяют бересту вокруг ствола. Такие листы могут иметь длину до 4 мм и ширину более 1 м. Для отделения бересты по длине пользуются длинной палкой, у которой конец заострен в виде узкой лопатки. Сколотни, или трубчатые цилиндры, заготавливают только со срубленных и распиленных деревьев. Длина сколотня определяется размерами бревен, по всей длине которых со всех сторон колотят не особенно сильно деревянным молотком, чтобы смять внутренний (нижний) слой коры. Когда кора будет отбита, тонкой деревянной планкой ее отделяют от ствола, после чего цилиндром снимают без повреждений. Сколотни можно снять с отрезков ствола с прочной и чистой корой.
Камень. В словаре русского языка В.И. Даль пишет: «Камень – всякая твердая нековкая и нераспускающая в воде горная порода в виде сплошной массы и отдельных кусков». С тех пор прошло более столетия, а это определение не претерпело каких либо изменений. Однако у каждого человека свое представление о камне. Если архитектор, строитель и каменотес понимают под этим словом материал, то минеролог – горные породы и минералы. Для художника, работающего с камнем, - это не только прекрасный поделочный минерал, но и частица земной красоты, неиссякаемый источник поэзии. Камень будит воображение, подсказывая художнику подчас самые неожиданные пластические и колористические решения.
Для первобытного человека изделия из камня имели настолько жизненно важное значение, что древнейший период истории человечества ученые назвали каменным веком. Из камня первобытный мастер изготавливал первые орудия труда, хотя они были довольно грубыми. В них прежде всего учитывалось практическое назначение. Позже, научившись шлифовать и полировать камень, человек стал придавать им более изысканную форму. Появилась возможность делать изделия более тонкими и острыми. Первые навыки скульптурной обработки камня древний человек приобрел при изготовлении примитивных культовых фигурок.
В древности камень был одним из самых распространенных строительных материалов. Из дикого камня люди возводили крепостные сооружения, строили жилища, им мостили дороги, улицы и площади средневековых городов. Во многих странах мира получила развитие глиптика – миниатюрная резьба по камню. Из твердых камней, мастера вырезали изящные рельефы-гелемы.
Научившись распиливать и полировать и цветные камни, человек открыл удивительный многокрасочный мир яшмы, малахита, агата, мрамора…
Тонкие пластинки камней стали со временем применять для отделки декоративного убранства дворцов и богатых особняков, украшая ими вазы, столы, светильники, ширмы, а также стены и колонны.
Русские мастера разработали оригинальную технику облицовки изделий каменными пластинками, получившую название русской мозаики. Этим способом изготавливались вазы, столы, колонны и многое другое. Из драгоценных камней и самоцветов ювелиры создавали подлинные шедевры камнерезного искусства. Многочисленные приемы обработки камня, разработанные многими поколениями старых мастеров, успешно применяют в своем творчестве и современные художники .
Первые сведения о находке на Алтае поделочных камней относится к 1730-1740 гг., когда в процессе поисков серебро-свинцовых и медных руд людьми действительного статского советника А.Н. Демидова на территории «Ведомства Колыванских заводов» были отмечены цветные мраморы, яшмы и опал.
Таким образом, камнерезное искусство в конце XVIII века стало одним из самых значительных видов русского декоративно-прикладного искусства, органически связанных с архитектурой. Значение русского камнерезного искусства не ограничивается его воздействием на художественную обработку камня, оно значительно шире: оно может оказывать влияние на другие виды искусства и на принципы решения современного общественного интерьера. Особенность камнерезного искусства состоит в том, что оно сложилось в результате взаимодействия искусства, науки и производства.
Войлок.
Войлок – плотный нетканый тек
В наше время войлочные изделия становятся вновь актуальными, но скорее не как предмет обихода, а как модный бренд, визитная карточка Республики Алтай.
Из него шили одежду суровые кочевники, сегодня же это атрибут гардероба изящных модниц – в руках мастеров, войлок становится материалом «без границ». Свою вторую жизнь в Республике Алтай войлок обрел совсем недавно, в первые годы двадцать первого столетия, благодаря начинающим бизнесменам из Горно-Алтайска, случайно на туристической выставке увидевших войлочные изделия киргизских мастеров.
Пройдя большой многовековой путь, сейчас войлок является едва ли не самым востребованным материалом у дизайнеров и декораторов. Уже получили широкую известность методы «сухого» и «мокрого» валяния, с помощью которых можно воплотить в дизайне вполне обычных вещей самые смелые творческие фантазии. А когда-то основой для вяления войлока шерсти у кочевых народов была молочная сыворотка – сарсу (алт.). Основное предназначение материала заключалось в том, чтобы делать жизнь кочевника комфортнее. Войлочные коврики седлали коню под седло, чтобы меньше натирать спину животного во время далеких переходов, на время отдыха и сна войлок служил охотникам и кочевникам постелью. Войлоком обшивали жилища кочевников – юрты. Он давал тепло своим владельцам. Со временем, не растеряв своих практичных свойств, войлок стал активно применяться в дизайне одежды и интерьеров. И сегодня абсолютно любая модница считает необходимым иметь в своем гардеробе аксессуар или одежду из войлока.
Солома.
Соломка – это трубчатая
часть стебля злакового
Из нее изготовляли различную хозяйственную утварь, делали украшения для сельских и семейных праздников, художественные изделия. Сложились своеобразные приемы плетения, разнообразные формы изделий. Народные мастера использовали преимущественно ржаную соломку, отличающуюся хорошими физико-механическими свойствами. Её, как правило, сочетали с другими материалами – лыком, лозой, корнем, берестой. Из соломы делали крыши домов и хозяйственных построек. Солома не в таком ещё далёком прошлом шла на скульптурные изображения, с которыми весной встречали, а потом сжигали или отправляли по течению рек на плотиках. Из соломы плели всевозможных размеров ёмкости для хранения зерна, корзины, делали чаруши – формы в виде мисок для выпечки хлеба. Иногда в крестьянских избах в красном углу можно было встретить подвесные украшения, необычные лёгкие объёмные конструкции из соломенных трубочек, золотистый цвет которых дополнялся яркими тонами лент и ягод. Эти подвесные украшения, как современные скульптуры - мобили, приходят в движение от малейшего движения воздуха. У народов мира соломка культивируемых злаков издавна используется для художественного оформления самых различных вещей. Ещё в XVIII веке в Европе обильно оклеивали разнообразными узорами из соломки всевозможные коробочки, мелкие предметы, покрывая орнаментом все их плоскости. И в наше время инкрустацию соломкой широко используют в украшении бытовых и декоративных предметов. В Японии применяют рисовую соломку для оформления ширм – перегородок, декоративных панно из лака и дерева, а также при изготовлении игрушек и декоративной скульптуры. В Польше, Чехословакии, арабских странах делают панно-картины, используя пшеничную и ржаную соломку. В нашей стране, золотистой ржаной соломкой украшали самые разнообразные предметы- прялки, ларцы и шкатулки, рамки и всевозможные детские игрушки- коней, игрушечную мебель, погремушки.
Ивовые прутья( лоза)
Ива – весьма общее название для целого ряда растений. К ивовому семейству относятся ветла, шелюга, тальник, верба, лоза, ракита, осокорь. Ивы встречаются в виде деревьев 30–40 метровой высоты и в виде кустарника. В нашей стране встречается более сотни разновидностей ив, но для изготовления плетеных изделий наиболее пригодны только 10–12 видов. Предпочтение отдается тем ивовым кустарникам, которые растут на песчаных берегах рек, открытых и ветру и солнцу. Прутья таких кустарников не бывают очень длинными – за лето они вырастают на 100–120 см, но зато они обладают большой гибкостью, малой побежалостью, прямолинейны и имеют небольшую сердцевину. Для плетения применяют однолетние и многолетние побеги. Из лозы могут быть изготовлены всевозможные хозяйственные корзинки, корзины-сундуки, корзины-чемоданы, колыбели, санки, абажуры, подсвечники-канделябры, вазы, шкатулки, сумки, кашпо, сухарницы, конфетницы, подносы, декоративные тарелочки, всевозможные сувениры, рыболовные принадлежности и т. д.
Для плетения пригодны стебли-прутья толщиной у корня до 15 мм, а также ивовые палки диаметром 15–40 мм, прямые, гибкие, с малой побежалостью, со здоровой древесиной, маленькой сердцевиной, с однородной окраской и гладкой поверхностью.
Рогоз.
Рогоз – многолетнее растение с ползучим крупным, крахмалистым корневищем и стеблем высотой 2,5–3 м. Для плетения применяют как широколистный, так и узколистный рогоз. Работают обычно с листьями, которые бывают узколинейными, широколинейными и почти трехгранными с цельными краями. Рогоз с початком на верхушке ломкий, неэластичный и для плетения его применять не следует.
Начало заготовки рогоза определяют по созреванию стеблей (август-октябрь). В это время рогоз эластичный, гибкий, прочный. Спелость стеблей определяют по внешним признакам: листья тускнеют, а верхушки желтеют. В большинстве случаев к моменту заготовки стебли еще находятся в воде, а срезать их нужно как можно ниже (5-10 см от корневища). Эту операцию выполняют «терпанами» – специальными, хорошо отточенными серповидными резаками или укороченными косами. Срезанные стебли очищают и удаляют недоброкачественные (с червоточинами, одеревенелые, ломаные, побитые градом).
После этого стебли раскладывают на временном помосте, который устраивают в местах заготовки так, чтобы под ними была вода. Для этого можно использовать и растущие стебли рогоза (наклоняют и связывают верхушки). В таких условиях сушка продолжается от 6–7 дней до 2
3 недель, после чего стебли связывают в снопы массой 15 кг с обхватом перевязи 1 м и ставят на суходоле в «козлы», где досушивают до влажности 18 %. Затем снопы складывают в скирды для длительного (не менее 5 лет) хранения.
1.3 Многообразие художественных форм изделий из природного материала.
Многообразие природного материала предполагает и наличие разных художественных форм. Но формы изделий, хотя и имеют частично сохранившиеся традиционные силуэты, в настоящее время видоизменились.
Принцип сочетания полезного и красивого в изделиях материальной культуры привел к появлению неповторимых школ работы с деревом, возникли уникальные центры художественной обработки дерева. Но каждая эпоха рождала новые формы и образы изделий, изготовление которых требовало совершенствования приемов и технологии работы с деревом. За последнее столетие новые материалы стали активно вытеснять дерево из сферы строительства и быта. Дерево все чаще используется как художественно-декоративный материал, обретая новые образные формы и функции.
Происхождение и развитие различных стилевых форм зависит от самых различных факторов: это не только идеологические, эстетические взгляды, но и материалы, и техника изготовления изделий, уровень развития производства, бытовые запросы, сложившиеся формы. Стиль, который создается в определенное время и в определенной стране, находит свое выражение в каждом произведении искусства, даже в скромных формах повседневных предметов быта. Идеи, лежащие в основе какого-либо крупного произведения, ощутимы и в скромных формах бытовых вещей. Появление новых форм и средств выразительности в искусстве обработки дерева непосредственно зависит от стиля искусства эпохи.