Становление коллектива младших школьников в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Надо отметить, что наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является младшая школа. Именно в младшей школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………...
Глава I Теоретические аспекты сплочения коллектива младших школьников…………………………
1.1 Становление и развитие педагогической концепции детского коллектива…………………………
1.2 Понятие коллектива, его признаки и функции………………………………………………………..
1.3 Особенности развития детского коллектива…………………………………………………………..
Выводы по первой главе…………………………………………………………………………………….
Глава IIМетодические подходы к организации работы по сплочению коллектива младшихшкольников…………………………………………………………………………………………………...
2.1 Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности младших школьников…………………………………………………………………………………………………...
2.2 Методики на сплочение коллектива младших школьников………………………………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 97.07 Кб (Скачать файл)

3. Интеграция личности  в коллективе. Коллектив принимает  личность, оценивает ее индивидуальные  особенности, а личность, в свою  очередь, устанавливает отношения  сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет  возможность наиболее полно проявить  свою индивидуальность и творческий  вклад в коллектив,

Проявляется феномен, получивший определение «отраженная субъектность» (А.В. Петровский), т.е. идеальная представленность и продолжение одного человека в другом. Отражаясь в других людях, личность выступает как деятельное начало, способствующее укреплению или изменению их взглядов, установок, формированию новых побуждений, возникновению новых планов и действий.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе:

1) Мы рассмотрели становление и развитие педагогической концепции детского коллектива на примере трудов таких авторов как: А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В. А. Сухомлинского и других известных педагогов. Истоки проблемы лежат в отечественной педагогической литературе предреволюционных лет. В процессе развития педагогической концепции детского коллектива изменялись представления о нем.

2) Ученический коллектив – это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

3) Признаки  ученического  коллектива:

    • Совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для учащихся);
    • Совместная деятельность членов коллектива, направленная на достижение поставленных целей;
    • Наличие в коллективе отношений ответственной зависимости.

4) Функции коллектива:

    • Организационная;
    • Воспитательная
    • Функция стимулирования

 Особенностями  развития коллектива являются:

    • Поэтапное его становление, причем каждый предыдущий этап готовит последующий, а преодоление противоречий между ними есть движущая сила развития конкретной группы в своеобразных внешних и внутренних условиях ее формирования.
    • Различность взаимоотношений личности с коллективом сверстников на разных возрастных этапах:
      1. Взаимоотношения в начальной школе во многом определяются учителем.
      1. В средней школе у детей формируется чувство общности. Целью взаимодействия становится желание быть и действовать вместе.
      2. Особенностью взаимоотношений учащихся старших классов является стремление к «трансляции» значимых индивидуальных качеств сверстникам и готовность группы интегрировать индивидуальные проявления  одноклассников для успешной реализации групповой деятельности.
    • Постепенное вхождение личности в коллектив. А.В. Петровский выделяет три фазы этого процесса:
      1. Адаптации личности в коллективе
      2. Индивидуализация
      3. Интеграция личности в коллективе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Методические подходы к организации работы по сплочению коллектива младших школьников

2.1 Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности младших школьников

Применение педагогических технологий в образовании - это четкое определение педагогом целей и задач взаимодействия с ребенком и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации.

Важно, чтобы педагог предвосхитил собственный поиск ответа на вопрос как организовать детский коллектив поиском ответа на вопросы что и зачем я собираюсь делать.

Педагог помогает ребенку, с одной стороны, войти в общество сверстников, включиться в социум, присвоить ценности человеческой культуры, а с другой - сохранить и развить свои лучшие индивидуально-неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения [19].

В современном образовательном пространстве педагог обеспечивает гармоничное соотношение в протекании процессов социализации и индивидуализации ребенка во взаимодействии с группой детей. Воспитателю и учителю необходимо быть нацеленными на то, что «воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими, обществом, природой, человеческой деятельностью» [19].

В новых социально-экономических условиях педагог стремится к созданию условий, в которых ребенок защищен демократически построенным коллективом, приучающим его к социально ответственной свободе и творческому самовыражению[19].

Решая проблему воспитания в коллективе, педагог основывается на следующих принципах:

- творческая реализация  каждого воспитанника как условие  развития коллективного сотворчества;

- учет индивидуальных  особенностей детей при определении  ролевого места в коллективном  взаимодействии;

- управленческая режиссура  в постановлении процесса коллективной  деятельности;

- комфортность пребывания  ребенка в коллективе сверстников [19].

Реализация данных принципов осуществляется педагогом, обладающим особым комплексом личностных и профессиональных качеств. Это своего рода педагог-режиссер. Подобно театральному режиссеру, создающему концепцию спектакля, педагог-режиссер проектирует развитие детского коллектива как творческого «ансамбля», в котором обеспечивается индивидуальное самовыражение каждого ребенка в общих, интересных, увлекательных для всех детей делах [19].

Мастерство и профессионализм такого педагога включают умения организовать групповое взаимодействие, определить его драматургию (содержание), спроектировать личный вклад каждого ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, в достижение коллективного результата, помочь в регулировании взаимоотношении детей, а также анализировать и корректировать происходящее [19].

Педагог-режиссер является для ребенка источником разнообразного опыта. К такому человеку каждый ребенок охотно обращается за помощью, столкнувшись с проблемами в совместной деятельности. Проявляя полное доверие к детям, учитель и воспитатель этого типа тонко чувствует эмоциональный настрой группы, принимает его и становится активным участником группового взаимодействия [19].

Успешность деятельности педагога режиссерской направленности обусловлена выбором соответствующей модели взаимодействия с детьми [19].

Следует отметить, что в практике образовательных учреждений наблюдаются разные модели педагогического взаимодействия, имеющие неодинаковые последствия для развития личности в коллективе.

Рассмотрим модель, в которой педагог занимает позицию субъекта, а ребенок - объекта деятельности. Эту модель чаще называют учебно-дисциплинарной, моносубъектной. Организуя взаимодействия с детьми по такой модели, педагог берет на себя роль авторитарного руководителя, неукоснительно требуя от детей выполнения всех заданных им нормативов, образцов поведения и деятельности. При таком взаимодействии возникает коллектив пассивных исполнителей, послушных воле педагога, лишенных возможности проявить инициативу и творчество. Эта модель не позволяет раскрыться каждому участнику коллективной деятельности, индивидуальность ребенка практически не развивается, личностное начало нивелируется - коллектив в данном случае становится средством унификации личности.

Иные последствия для развития личности и коллектива имеет личностно-ориентированная модель, в которой педагог и ребенок выступают равными субъектами взаимодействия. В такой модели отношения строятся на основе взаимопринятия и взаимопонимания. Демократический стиль руководства детской деятельностью позволяет педагогу оказать помощь каждому ребенку в поиске своего места в коллективной деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями и склонностями.

Личностно-ориентированная модель взаимоотношений предполагает установку педагога на партнерство в общении, признание им прав детей на собственную точку зрения. Это способствует возникновению коллектива, в котором каждый ребенок чувствует свою защищенность и уверенность в том, что его услышат, поймут и дадут возможность самовыразиться. Понимание ценности личности ребенка позволяет педагогу максимально использовать возможности каждого для достижения общезначимой цели. В данном случае коллектив становится условием развития индивидуальной неповторимости личности.

Источником динамичного развития такого коллектива личностей выступает творчество как процесс индивидуальной и групповой самореализации. Задача воспитателя и учителя заключается в планировании для каждого ребенка индивидуальной перспективы развития, которая гармонировала бы с творческой жизнью детского коллектива. Важно создавать и поддерживать настрой, при котором индивидуальное сотворчество перерастает в коллективное, и наоборот.

Развитие педагогом детского коллектива как творческого сообщества личностей представляет собой процесс организации последовательно сменяющих друг друга или сосуществующих разновидностей совместной деятельности детей.

В свою очередь, проектирование каждого вида совместной деятельности - это проектирование процесса решения коллективным способом конкретных задач по достижению индивидуально и коллективно значимого результата.

Таким образом, можно представить жизнь и развитие детского коллектива как цепочку решения задач, требующих коллективного взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Успешность решения этих задач зависит в первую очередь от согласованности позиций во взаимодействии детей друг с другом и педагогом. Наивысшим уровнем деятельностной согласованности является сотрудничество. Признаками, свидетельствующими о том, что коллектив достиг уровня сотрудничества, выступают:

- целенаправленность (стремление  к общей цели);

- мотивированность (активное, заинтересованное отношение к  совместной деятельности);

- целостность (взаимосвязанность  участников деятельности);

- структурированность (распределение  функций, прав, обязанностей, ответственности);

- согласованность (согласование  действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);

- организованность (планомерность  деятельности, способность к управлению  и самоуправлению);

- результативность (способность  достигать результатов).

Собственно технологический проект решения детским коллективом общей задачи может иметь определенную последовательность:

1. Совместное проектирование, замысел коллективной деятельности.

2. Совместное планирование  достижения общей цели.

3. Совместный поиск оптимальных  способов решения общей задачи («мозговая атака», «мозговой штурм»).

4. Совместное распределение  ролей и исполнителей коллективной  деятельности.

5. Взаимная поддержка  и помощь в осуществлении коллективного  замысла.

6. Оценка общего результата, переживание успеха и радости  общих достижений[19].

Руководство педагога на разных этапах осуществления проекта коллективной творческой деятельности имеет свои особенности [19].

На первом этапе, проектируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело [19].

Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт [19].

Для того чтобы активизировать самостоятельность детей в выборе содержания коллективной деятельности, педагог моделирует ситуации творческого поиска, создает атмосферу «мозгового штурма», приводящего к накоплению «банка» коллективных идей [19].

Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются любимыми делами. Регулярность проведения таких дней и устойчивость детских выборов позволяют педагогу прогнозировать динамику развития коллективного взаимодействия [19].

После того как на первом этапе в группе или в классе создана психологически благоприятная атмосфера для коллективного взаимодействия, достигнута ее мотивационная обеспеченность, педагог переходит к организации деятельности по совместному планированию и поиску способов достижения общей цели. Для этого учитель (воспитатель) использует разнообразные методы и приемы [19].

Информация о работе Становление коллектива младших школьников в педагогическом процессе