Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 17:18, курсовая работа
Надо отметить, что наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является младшая школа. Именно в младшей школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.
Введение……………………………………………………………………………………………………...
Глава I Теоретические аспекты сплочения коллектива младших школьников…………………………
1.1 Становление и развитие педагогической концепции детского коллектива…………………………
1.2 Понятие коллектива, его признаки и функции………………………………………………………..
1.3 Особенности развития детского коллектива…………………………………………………………..
Выводы по первой главе…………………………………………………………………………………….
Глава IIМетодические подходы к организации работы по сплочению коллектива младшихшкольников…………………………………………………………………………………………………...
2.1 Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности младших школьников…………………………………………………………………………………………………...
2.2 Методики на сплочение коллектива младших школьников………………………………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………………………………………………..
«Маски»
Время проведения - два урока.
Уроки проводятся в классе. Ученики разбиваются на группы по 3-5 человек в каждой, и в соответствии с количеством групп расставляются столы в класс. Помещение должно быть чистым и хорошо проветренным.
Необходимые материалы: большие листы ватмана, газеты, уголь для художественных работ, клей, резинки для стирания.
1 этап. Инструкция: «На газетной бумаге нарисуйте лицо. Попросите вашего соседа помочь вам, попозировать, изображая па лице радость, удивление или печаль. Закрасьте все лицо углем. В тех местах, где у вашей маски должны быть глаза, рот и нос, сотрите, уголь резинкой. У вас получится изображение, как на негативе фотографии».
В течение 10-15 минут дети делают зарисовки на газетной бумаге. Выбор именно газетной бумаги для этой работы продиктован тем, что на ней легче получить такое «негативное» изображение. Кроме того, дети получают возможность еще раз убедиться, что для творчества подходит любой материал.
Этот этап работы, с одной стороны, предваряет следующий, а с другой, важен сам по себе. Дети учатся мимикой лица выражать эмоции и отображать их характерные признаки.
2 этап. Инструкция: «Отделите (оторвите руками) нарисованные портреты от газетного фона. Возьмите большой лист ватмана, разместите на нем ваши рисунки, придумайте про них общую историю. Приклейте ваши картинки и, если надо, дорисуйте на бумаге все, что относится к этой истории. Подумайте, как можно было бы разыграть вашу историю, если бы ее персонаж вдруг ожил. Как бы они двигались, какие слова произносили?»
Работа в группах продолжается 25-30 минут.
После того как общее изображение готово, определены характеры персонажей и намечены реплики, дети разыгрывают эти сценки.
«Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что»
Этот урок может предваряться домашним заданием, с просьбой принести на занятие что-либо из леса, парка или сада. Это может быть ветка, цветок, камушек - все равно что, лишь бы это что-то значило для ребенка, и он мог объяснить свой выбор.
Время проведения - один урок.
Урок проводится в классе. Для удобства работы необходимо соединить столы таким образом, чтобы они представляли собой единую поверхность, вытянутую в длину. Стулья в классе следует расставить так, чтобы дети могли сидеть в один ряд и наблюдать за работой. Помещение должно быть чистым и хорошо проветренным.
Необходимые материалы: длинный рулон бумаги, объекты природы, принесенные детьми на занятие.
Начало работы: на соединенные столы расстилается рулон бумаги, дети рассаживаются на стулья. У каждого в руках то, что он принес с собой.
1 этап. Инструкция: «По очереди подойдите к столу и положите то, что вы принесли с собой. Объясните, что это и почему вам захотелось принести именно это».
После того как все дети расскажут свои истории и разложат на бумаге все то, что они принесли, начинается следующий этап работы.
2 этап. Инструкция: «Взгляните на то, что лежит на нашем столе. Попробуйте создать композицию (картину), которая бы объединяла все эти предметы».
Дети друг за другом подходят к столу и перекладывают предметы, расположенные на бумаге, в различные композиции. Каждое новое решение следует отметить, обратить внимание всех на его уникальность и выразительность. Научиться видеть прекрасное в обычном, понимать, что одни и те же предметы могут у разных людей порождать различные образы и ассоциации, что собранные вместе предметы могут создать необычную картину - главная цель этого урока.
Сплочением коллектива так же занимался Фопель. Он разработал игры на сплочение коллектива [17].
Игра «Трио»
Цели: Большинство детей лучше всего учатся конструктивно взаимодействовать друг с другом, когда при этом они могут использовать все свое тело. Это прекрасная групповая игра с нарастающим уровнем сложности, в ходе которой дети могут научиться синхронизировать свои движения с движениями других детей.
Материал: Пустые коробки из-под обуви или небольшие куски коврового покрытия.
Инструкция: «Я приготовил(-а) для вас сложную задачу, решая которую, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом.
Для начала мне понадобятся три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки из под обуви, одна коробка предназначена для его левой ноги, а другая - для правой. Двое других ребят ставят по одной своей ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того, кто стоит в центре, а стоящий слева ставит свою правую ногу в одну коробку с его левой ногой... Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. Наверное, будет лучше, если они возьмут друг друга за плечи ».
Когда первая тройка успешно справится с заданием, можно подключить в эту группу еще одного ребенка. Если группа большая, имеет смысл начинать с двух или трех трио, к которым постепенно будут подключаться и другие дети. Тогда будет интересно выяснить, какая из групп сможет двигаться с большим числом участников. Подбадривайте детей, пусть они обсуждают друг с другом, как им поступить. При желании они могут меняться местами, чтобы их маленькая команда могла лучше справиться с заданием.
Анализ упражнения:
- Как вам понравилась эта игра?
- Что было труднее всего?
- Смогли ли вы в своей команде сработаться друг с другом?
Игра «Картонные башни»
Цели: Это очень увлекательная игра, в ходе которой дети пытаются самостоятельно наладить взаимодействие друг с другом для того, чтобы вместе справиться с трудным заданием. При этом они могут создать реально работающую команду. Есть два варианта игры:
Невербальный. В этом случае дети не имеют права говорить друг с другом в ходе выполнения задания, а могут общаться только без слов.
Вербальный. В этом варианте дети могут обсуждать между собой процесс выполнения задания.
Невербальный вариант имеет то преимущество, что заставляет детей быть более внимательными. Возможно, этот вариант проведения игры более подойдет для первой игры, а через некоторое время игру можно будет повторить в вербальном варианте.
Материалы: Для каждой малой группы необходимо 20 листов цветного картона для уроков труда размером 6 X 10 см (цвет картона у каждой группы - свой), кроме того каждой группе необходимо иметь по одной ленте скотча.
Инструкция: «Разбейтесь на группы по шесть человек. Каждая группа должна построить сейчас свою башню. Для этого вы получите до 20 листов картона и рулон скотча. Пожалуйста, не используйте больше ничего в своей работе. У вас ровно 10 минут, чтобы построить башню. А теперь очень важный момент - пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, найдите другие способы взаимодействия между собой ».
Остановите игру ровно через 10 минут и попросите каждую группу представить свою башню.
Анализ упражнения:
- Хватило ли твоей группе материала?
- Хотелось ли тебе, чтобы материала было больше? Меньше?
Игра «Небоскреб»
Цели: В этой игре участвует сразу вся группа. В ней дети могут активно использовать как свои двигательные навыки, так и фантазию и рассудительность.
Материалы: Один складной метр и по два-три деревянных кубика на каждого ребенка. Задача будет сложнее, если кубики окажутся разного размера. Среди них должно быть несколько деревянных цилиндров.
Инструкция: «Возьмите каждый по два кубика и сядьте в круг на пол. Сейчас вам всем вместе нужно будет построить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести так, чтобы он не развалился. Один из вас может начать строительство, положив в центре один кубик на пол. Потом подходит следующий и кладет свой кубик рядом или сверху. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. При этом вы можете говорить друг с другом и вместе думать, как вы поступите дальше. Я буду подсчитывать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. Даже если свалится только один кубик, вам придется всю работу начать сначала. Кроме того, время от времени я буду измерять, на какую высоту уже поднялась башня ».
Время от времени измеряйте высоту получающегося небоскреба. Было бы хорошо, если бы вы могли комментировать действия и стратегию детей. В первую очередь поддерживайте все, что направлено на сотрудничество детей друг с другом.
Анализ упражнения:
- Понравилась ли тебе эта игра?
- Обижался ли ты на кого-нибудь в ходе игры?
Игра «Распускающийся бутон»
Цели: Эта игра направлена на активизацию совместной деятельности детей в малых группах. Она достаточно трудна. В ней детям необходимо удерживать равновесие и весьма тонко синхронизировать свои действия с действиями других детей.
Инструкция: «Разбейтесь на группы по пять человек. Сядьте в круг на полу и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто, где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу».
После того, как одна из групп выполнит задачу и встанет на ноги, начнется вторая часть этой игры. Каждая группа превратится в расцветающий бутон. Для этого дети должны отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки. Здесь тоже очень важно, чтобы группа была очень хорошо сбалансирована.
Когда весь класс справится с этой задачей, можно попробовать составить бутоны большего размера, добавляя в каждую пятерку по одному ребенку.
Анализ упражнения:
- Насколько тебе понравилась эта игра?
- Как твоя группа справилась с этим заданием?
- Быстро ли вы смогли подняться?
- Были ли у вас какие-нибудь трудности при этом?
- Обсуждали ли вы друг с другом, как будете справляться с этими трудностями?
- От чего в первую очередь?
Так же мы считаем, что целесообразно использовать и такие игры как:
«Посчитай»
Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача - найти сумму всех чисел и назвать результат.
«Что такое?»
Командам раздаются карточки с названиями трех-четырех предметов. Задача для каждой команды: после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так, чтобы все остальные дали ответ. Например: «Что это такое?»
* Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло.)
* Жидкость, предназначенная для соединения деталей? (Клей.)
* Молоко, телефон, дождь.
* Хлеб, ножницы, луна.
* Жираф, ложка, снег.
«Русские писатели и поэты»
На листах бумаги команды в течение двух-трех минут записывает имена русских писателей и поэтов. Затем листы сверяются методом исключения. Выигрывают те, у кого фамилий останется больше
«Мастера пантомимы»
Игрок одной команды для своих соперников должен, используя мимику, жесты и не произнося ни звука, изобразить заданное животное так, чтобы все догадались, кто это.
«Люди - к людям»
После произнесения ведущим фразы «Люди - к людям» играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа «ухо - к плечу», «правая нога - к левой руке» и т. п.).
После произнесения ведущим фразы «Люди - к людям» играющие должны перераспределиться по парам. Цель ведущего - найти себе замену. Тот, кто остался без пары, становится ведущим.
«Веселый счет»
Для проведения этого конкурса заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр.
После того как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат, выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ.
Допустим, это был пример: 32 + 4. На стулья рядом с ведущим должны сесть ребята, у которых в руках карточки с цифрами 3 и 6, так как сумма 32 и 4 равна 36. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.
«Кто быстрее?»
Команда выполняет задания быстро и четко.
1-й вариант. Постройте, используя всех игроков команды:
* квадрат;
* треугольник;
* круг;
* ромб;
* букву;
* птичий косяк.
2-й вариант. Построиться в шеренгу по:
* росту;
* цвету волос;
* алфавиту имен, т.д..
Выводы по второй главе:
Мы рассмотрели педагогическую технологию организации коллективной жизнедеятельности. Проанализировав ее, мы можем сказать, что:
Информация о работе Становление коллектива младших школьников в педагогическом процессе