Становление коллектива младших школьников в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Надо отметить, что наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является младшая школа. Именно в младшей школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………...
Глава I Теоретические аспекты сплочения коллектива младших школьников…………………………
1.1 Становление и развитие педагогической концепции детского коллектива…………………………
1.2 Понятие коллектива, его признаки и функции………………………………………………………..
1.3 Особенности развития детского коллектива…………………………………………………………..
Выводы по первой главе…………………………………………………………………………………….
Глава IIМетодические подходы к организации работы по сплочению коллектива младшихшкольников…………………………………………………………………………………………………...
2.1 Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности младших школьников…………………………………………………………………………………………………...
2.2 Методики на сплочение коллектива младших школьников………………………………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 97.07 Кб (Скачать файл)

Так же мы рассмотрели методики а сплочение коллектива. Две из них, а именно «Социометрия»  и «Что мне нравится в школе» служат для определения уровня сплочености младших школьников.

Остальные же, а именно :

    • "Дом, в котором мы живем"
    • "Маски"
    • "Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что"
    • Игра «Трио»
    • Игра «Картонные башни»
    • Игра «Небоскреб»
    • Игра «Распускающийся бутон»
    • «Посчитай»
    • «Что такое?»
    • «Русские писатели и поэты»
    • «Мастера пантомимы»
    • «Люди - к людям»
    • «Веселый счет»
    • «Кто быстрее?»

проводятся в форме игры и помогут учителю сплотить детский коллектив. 
Заключение

Мы в своей работе затронули проблему развития детского коллектива, которая является актуальной в данное время.

1) В ходе исследования рассмотрели становление и развитие педагогической концепции детского коллектива на примере трудов таких авторов как: А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В. А. Сухомлинского и других известных педагогов. Истоки проблемы лежат в отечественной педагогической литературе предреволюционных лет. В процессе развития педагогической концепции детского коллектива изменялись представления о нем.

2) Ученический коллектив  – это организованная группа, в которой ее члены объединены  общими ценностями и целями  деятельности, значимыми для всех  детей, и в которой межличностные  отношения опосредуются социально  и личностно значимым содержанием  совместной деятельности.

3) Признаки  ученического  коллектива:

    • Совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для учащихся);
    • Совместная деятельность членов коллектива, направленная на достижение поставленных целей;
    • Наличие в коллективе отношений ответственной зависимости.

4) Функции коллектива:

    • Организационная;
    • Воспитательная
    • Функция стимулирования

 Особенностями  развития  коллектива являются:

Поэтапное его становление, причем каждый предыдущий этап готовит последующий, а преодоление противоречий между ними есть движущая сила развития конкретной группы в своеобразных внешних и внутренних условиях ее формирования.

    • Различность взаимоотношений личности с коллективом сверстников на разных возрастных этапах:
    1. Взаимоотношения в начальной школе во многом определяются учителем.
    1. В средней школе у детей формируется чувство общности. Целью взаимодействия становится желание быть и действовать вместе.
    2. Особенностью взаимоотношений учащихся старших классов является стремление к «трансляции» значимых индивидуальных качеств сверстникам и готовность группы интегрировать индивидуальные проявления  одноклассников для успешной реализации групповой деятельности.
    • Постепенное вхождение личности в коллектив. А.В. Петровский выделяет три фазы этого процесса:
    1. Адаптации личности в коллективе
    2. Индивидуализация
    3. Интеграция личности в коллективе

Мы рассмотрели педагогическую технологию организации коллективной жизнедеятельности. Проанализировав ее, мы можем сказать, что:

    • В современном образовательном пространстве педагог обеспечивает гармоничное соотношение в протекании процессов социализации и индивидуализации ребенка во взаимодействии с группой детей. Воспитателю и учителю необходимо быть нацеленными на то, что «воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими, обществом, природой, человеческой деятельностью».
    • Современные пути и формы организации коллектива позволяют использовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, в совместной деятельности не только детей между собой в педагогическом процессе, но и в игровой деятельности и в сотрудничестве со взрослыми, скрепленном взаимопониманием, возможностью личностного самовыражения и самореализации.

Так же мы рассмотрели методики а сплочение коллектива. Две из них, а именно «Социометрия»  и «Что мне нравится в школе» служат для определения уровня сплочености младших школьников.

Остальные же, а именно :

    • "Дом, в котором мы живем"
    • "Маски"
    • "Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что"
    • Игра «Трио»
    • Игра «Картонные башни»
    • Игра «Небоскреб»
    • Игра «Распускающийся бутон»
    • «Посчитай»
    • «Что такое?»
    • «Русские писатели и поэты»
    • «Мастера пантомимы»
    • «Люди - к людям»
    • «Веселый счет»
    • «Кто быстрее?»

проводятся в форме игры и помогут учителю сплотить детский коллектив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Акимова М.К., Козлова  В.Т. Индивидуальность учащихся и  индивидуальный подход. - М.: Знание, 2002.

2. Аникеева Н.П. Психологический  климат в коллективе. - М., 1989.

3. Иванов И.П. Энциклопедия  КТД. - М.: Просвещение, 1999.

4. Караковский В.А., Новикова  Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! - М., 1996.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогический  словарь. М.: Academa, 2001.

6. Коротаева Е.В. Основы  педагогического взаимодействия. Екатеринбург, 1996.

7. Культура современного  урока / Под ред. Н.Е. Шурковой. М., 1997.

8. Лутошкин Л.Н. Эмоциональные  потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1998.

9. Макаренко А.С. Избранные  педагогические сочинения. В2х т. Ред.коллегии: В.Н. Столетов. Т.1./ Под  ред. И.А. Каирова М.: «Педагогика», 1977.

10. Макаренко А.С. Цель воспитания. Организационное строение коллектива. Перспектива //Пед. соч.: В 8 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4

11. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Владос, 2006.

12. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. - М., 1988.

13. Попова М.П. Теория и методика воспитания: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.

14. Российская Педагогическая Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993

15. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.:Гном-пресс, 1999.

16. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: политическая литература:, 1975.

17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1. - М.: Генезис, 1998

18. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Просвещение, 1980.

19.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000.

1 *[Концепция воспитательной системы  гуманистического типа «Самовоспитание школьников» Сочеева Анна Викторовна, 2012 г.]

 

 


Информация о работе Становление коллектива младших школьников в педагогическом процессе