2. Попустительский
Главной
особенностью попустительского
стиля руководства по сути
дела является самоустранение
руководителя из учебно-производственного
процесса, снятие с себя ответственности
за происходящее. Попустительский
стиль оказывается наименее предпочтительным
среди перечисленных. Результаты
его апробации - наименьший объем
выполненной работы и ее наихудшее
качество. Важно отметить, что ученики
не бывают удовлетворены работой
в подобной группе, хотя на
них и не лежит никакой ответственности,
а работа скорее напоминает
безответственную игру. При попустительском
стиле руководства учитель стремится
как можно меньше вмешиваться
в жизнедеятельность учащихся, практически
устраняется от руководства ими,
ограничиваясь формальным выполнением
обязанностей и указаний администрации.
Непоследовательный стиль характерен
тем, что учитель в зависимости
от внешних обстоятельств или
собственного эмоционального состояния
осуществляет любой из описанных
выше стилей руководства.
3. Демократический
Что
касается демократического стиля,
то здесь в первую очередь
оцениваются факты, а не личность.
При этом главной особенностью
демократического стиля оказывается
то, что группа принимает активное
участие в обсуждении всего
хода предстоящей работы и
ее организации. В результате
у учеников развивается уверенность
в себе, стимулируется самоуправление.
Параллельно увеличению инициативы
возрастают общительность и доверительность
в личных взаимоотношениях. Если
при авторитарном стиле между
членами группы царила вражда,
особенно заметная на фоне
покорности руководителю и даже
заискивания перед ним, то при
демократическом управлении учащиеся
не только проявляют интерес
к работе, обнаруживая позитивную
внутреннюю мотивацию, но сближаются
между собой в личностном отношении.
При демократическом стиле руководства
учитель опирается на коллектив,
стимулирует самостоятельность
учащихся. В организации деятельности
коллектива учитель старается
занять позицию "первого среди
равных". Учитель проявляет определенную
терпимость к критическим замечаниям
учащихся, вникает в их личные
дела и проблемы. Ученики обсуждают
проблемы коллективной жизни
и делают выбор, но окончательное
решение формулирует учитель.
4. Общение
на основе увлеченности совместной
творческой деятельностью.
В
основе этого стиля - единство
высокого профессионализма педагога
и его этических установок.
Ведь увлеченность совместным
с учащимися творческим поиском
- результат не только коммуникативной
деятельности учителя, но в
большей степени его отношения
к педагогической деятельности
в целом. Театральный педагог
М.О.Кнебель заметила, что педагогическое
чувство "гонит тебя к молодежи,
заставляет находить пути к
ней..."
Такой
стиль общения отличал деятельность
В.А.Сухомлинского. На этой основе
формируют свою систему взаимоотношении
с детьми В.Ф.Шаталов. Этот стиль
общения можно рассматривать
как предпосылку успешной совместной
учебно-воспитательной деятельности.
Увлеченность общим делом - источник
дружественности и одновременно
дружественность, помноженная на
заинтересованность работой, рождает
совместный увлеченный поиск.
Говоря о системе взаимоотношений
педагога с воспитанниками, А.С.Макаренко
утверждал, что педагог, с одной
стороны, должен быть старшим
товарищем и наставником, а
с другой - соучастником совместной
деятельности. Необходимо формировать
дружественность как определенный
тон в отношениях педагога
с коллективом.
Размышляя
о вариантах взаимоотношений
воспитателя с детьми, А.С.Макаренко
отмечал: "Во всяком случае
никогда педагоги и руководство
не должны допускать со своей
стороны тона фривольного: зубоскальства,
рассказывания анекдотов, никаких
вольностей в языке, передразнивания,
кривляния и т. п. С другой
стороны, совершенно недопустимо,
чтобы педагоги и руководство
в присутствии воспитанников
были угрюмыми, раздражительными, крикливыми".
Подчеркивая
плодотворность такого стиля
взаимоотношений педагога и воспитанников
и его стимулирующий характер,
вызывающий к жизни высшую
форму педагогического общения
- на основе увлеченности совместной
творческой деятельностью, необходимо
отметить, что дружественность, как
и любое эмоциональное настроение
и педагогическая установка в
процессе общения, должна иметь
меру. Зачастую молодые педагоги
превращают дружественность в
панибратские отношения с учащимися,
а это отрицательно сказывается
на всем ходе учебно-воспитательного
процесса (нередко на такой путь
начинающего учителя толкает
боязнь конфликта с детьми, усложнения
взаимоотношений). Дружественность
должна быть педагогически целесообразной,
не противоречить общей системе
взаимоотношений педагога с детьми.
5. Общение-дистанция
Этот
стиль общения используют как
опытные педагоги, так и начинающие.
Суть его заключается в том,
что в системе взаимоотношений
педагога и учащихся в качестве
ограничителя выступает дистанция.
Но и здесь нужно соблюдать
меру. Гипертрофирование дистанции
ведет к формализации всей
системы социально - психологического
взаимодействия учителя и учеников
и не способствует созданию
истинно творческой атмосферы.
Дистанция должна существовать в системе
взаимоотношений учителя и детей, она
необходима. Но она должна вытекать из
общей логики отношений ученика и педагога,
а не диктоваться учителем как основа
взаимоотношений. Дистанция выступает
как показатель ведущей роли педагога,
строится на его авторитете.
Превращение
"дистанционного показателя" в
доминанту педагогического общения
резко снижает общий творческий
уровень совместной работы педагога
и учащихся. Это ведет к утверждению
авторитарного принципа в системе
взаимоотношений педагога с детьми,
который, в конечном счете,
отрицательно сказывается на
результатах деятельности. А.В.Петровский
и В.В.Шпалинский отмечают, что
"в классах, где преподают
учителя с преобладанием авторитарных
методов руководства, обычно бывает
неплохая дисциплина и успеваемость,
однако за внешним благополучием
могут скрываться значительные
изъяны работы учителя по нравственному
формированию личности школьника"
В
чем популярность этого стиля
общения? Дело в том, что
начинающие учителя нередко считают,
что общение-дистанция помогает
им сразу же утвердить себя
как педагога, и поэтому используют
этот стиль в известной мере
как средство самоутверждения
в ученической, да и в педагогической
среде. Но в большинстве случаев
использование этого стиля общения
в чистом виде ведет к педагогическим
неудачам.
Авторитет
должен завоевываться не через
механическое установление дистанции,
а через взаимопонимание, в
процессе совместной творческой
деятельности. И здесь чрезвычайно
важно найти как общий стиль
общения, так и ситуативный
подход к человеку.
Общение-дистанция
в известной степени является
переходным этапом к такой
негативной форме общения, как
общение-устрашение.
6. Общение
- устрашение
Этот
стиль общения, к которому также
иногда обращаются начинающие
учителя, связан в основном
с неумением организовать продуктивное
общение на основе увлеченности
совместной деятельностью. Ведь
такое общение сформировать трудно,
и молодой учитель нередко
идет по линии наименьшего
сопротивления, избирая общение-устрашение
или дистанцию в крайнем ее
проявлении.
В
творческом отношении общение-устрашение
вообще бесперспективно. В сущности
своей оно не только не создает
коммуникативной атмосферы, обеспечивающей
творческую деятельность, но, наоборот,
регламентирует ее, так как ориентирует
детей не на то, что надо
делать, а на то, чего делать
нельзя, лишает педагогическое общение
дружественности, на которой зиждется
взаимопонимание, так необходимое
для совместной творческой деятельности.
7. Заигрывание
опять-таки
характерное, в основном, для молодых
учителей и связанное с неумением
организовать продуктивное педагогическое
общение. По существу, этот тип
общения отвечает стремлению
завоевать ложный, дешевый авторитет
у детей, что противоречит требованиям
педагогической этики. Появление
этого стиля общения вызвано,
с одной стороны, стремлением
молодого учителя быстро установить
контакт с детьми, желанием понравиться
классу, а с другой стороны
- отсутствием необходимой общепедагогической
и коммуникативной культуры, умений
и навыков педагогического общения,
опыта профессиональной коммуникативной
деятельности.
А.С.Макаренко
резко осуждал такую "погоню
за любовью". Он говорил: "Я
уважал своих помощников, а у
меня были просто гении в
воспитательной работе, но я их
убеждал, что меньше всего нужно
быть любимым воспитателем. Я
лично никогда не добивался
детской любви и считаю, что
эта любовь, организуемая педагогом
для собственного удовольствия,
является преступлением...
Это
кокетничанье, эта погоня за любовью,
эта хвастливость любовью приносит
большой вред воспитателю и
воспитанию. Я убедил себя и
своих товарищей, что этого
привеска... не должно быть в
нашей жизни...
Пусть
любовь придет незаметно, без
ваших усилий. Но если человек
видит цель в любви, то это
только вред..."
Общение-заигрывание,
как показывают наблюдения, возникает
в результате: а) непонимания педагогом
стоящих перед ним ответственных
педагогических задач; б) отсутствия
навыков общения; в) боязни
общения с классом и одновременно
желания наладить контакт с
учениками.
В
чистом виде стили не существуют.
Да и перечисленные варианты
не исчерпывают все богатство
самопроизвольно выработанных в
длительной практике стилей общения.
В его спектре возможны самые
различные нюансы, дающие неожиданные
эффекты, устанавливающие или
разрушающие взаимодействие партнеров.
Как правило, они находятся
эмпирическим путем. При этом
найденный и приемлемый стиль
общения одного педагога оказывается
совершенно непригодным для другого.
В стиле общения ярко проявляется
индивидуальность личности.
Диагностика стилей
общения
Сегодня
психолого-педагогическая наука убедительно
доказала: для того, чтобы воспитание
было эффективным, у ребенка необходимо
вызвать положительное отношение
к тому, что мы хотим в нем
воспитать. А то или иное отношение
всегда формируется в деятельности,
через сложный механизм взаимоотношений,
общение.
В настоящее
время перед школой стоят сложные
и ответственные задачи, среди
которых особо значима роль учителя
в педагогическом процессе. А воздействовать
на личность ребенка он может только в
том случае, если будет умело организовывать
общение с детьми, станет составной частью
коллектива, если в отношениях педагога
и детей главным регулятором будет великое
чувство общности воспитателя и ребенка
- чувство «МЫ».
Для продуктивной
работы коммуникативной деятельности,
считает В.А. Кан-Калик, педагог должен
знать, что общение пронизывает
всю его систему педагогического
воздействия, каждый его микроэлемент.
На уроке педагогу необходимо овладеть
коммуникативной структурой всего
педагогического процесса, быть максимально
чутким к малейшим изменениям, постоянно
соотносить избранные методы педагогического
воздействия с особенностями
общения на данном этапе. Все это
требует от учителя умения одновременно
решать две проблемы:
1. Конструировать
особенности своего поведения
(свою педагогическую индивидуальность),
своих отношений с учащимися,
то есть стиль общения.
2. Конструировать
выразительные средства коммуникативного
воздействия. Второй компонент
постоянно меняется под влиянием
возникающих педагогических и
соответственно коммуникативных
задач. В выборе системы выразительных
средств коммуникации важную
роль играет сложившийся тип
взаимоотношений педагога и учащихся.