Стили педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:04, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми, превратить их в субъекты общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъекты педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………….…..3
Педагогическое общение………………………………….…...4
Стили педагогического общения…………………………..….5
Диагностика стилей общения………………………………...10
Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога……………………..…13
Заключение……………………………………………………….…16
Список литературы…………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Введени1.docx педагогическое мастерство реферат.docx

— 38.63 Кб (Скачать файл)

Согласно  плану предлагаемого мною исследования рассмотрим профессионально-педагогическое общение по следующим пунктам:

1. Рассмотреть  педагогическую ситуацию.

2. Выявить  используемые учителями стили  и приёмы общения.

3. Сравнить  стили и приёмы общения.

4. Проанализировать  проделанную работу.

Рассмотрев  и проанализировав различные  педагогические ситуации, я выявила  стили и приёмы общения наиболее часто используемые учителями:

1.Авторитарный

2. Демократический

3. Общение  на основе увлечённости совместной  творческой деятельностью.

4. Намёк

5.Убеждение

А теперь сравним наиболее распространенные стили педагогического общения.

Если  рассматривать все многообразие коммуникативных взаимодействий «учитель-ученик», взяв за основу их качество, можно говорить о нескольких распространенных типах  педагогического общения, которые  приняты в современной педагогике и психологии.

Первый  тип можно определить как реальное педагогическое общение (демократический  стиль), схематично оно описывается  формулой «субъект - учитель - субъект - ученик». Это означает, что оба  партнера по общению строят свое взаимодействие так, чтобы учитывать психологические  особенности друг друга: интересы, мотивы, цели, желания, темперамент, способности  и др.

Второй  тип, распространенный в наших школах, мы определяем как педагогическое манипулирование (авторитарный стиль). Схематично его  можно описать формулой «субъект - учитель» - «объект - ученик».

Педагог, практикующий манипулятивный стиль, работает на результат. Учитель-манипулятор  личностно закрыт от ученика: он думает одно, говорит другое, а делает третье. Он не заботится о психологическом  комфорте учащегося, не анализирует, что  чувствует последний, как он относится  к обучению, школе и учителю. Учитель  четко, организованно и в какой-то степени расчетливо реализует свои профессиональные, а иногда и личные цели.

Третий  тип - попустительский - характеризуется  стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется  снятием с себя ответственности  за ее результаты. Такие педагоги формально  воспринимают свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения  реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность, как проблемами школы, так и учащимися. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и динамика в классах  таких педагогов, как правило, не удовлетворительна.

Общими  особенностями попустительского и  авторитарного стиля общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистанционные отношения, явная  обособленность, отчужденность, демонстративное  подчеркивание своего доминирующего  положения.

Четвёртый тип - общение-устрашение. Этот стиль  общения, к которому иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлечённости совместной деятельностью. В сущности такое  общение не создаёт коммуникативной  атмосферы, ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности.

Следующий тип - Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью. Увлечённость общим делом - источник дружественности, заинтересованности работой. Такой стиль общения  носит стимулирующий характер.

Последний тип, который мы рассмотрим - это  заигрывание. Он характерен для молодых  учителей, которые не могут организовать продуктивное педагогическое общение. Этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешёвый авторитет  у детей. Появление этого стиля  общения вызвано, с одной стороны, желанием понравиться классу, а с  другой - отсутствием необходимой  общепедагогической и коммуникативной  культуры. Общение - заигрывание возникает  в результате: а) непонимания педагогом  стоящих перед ним ответственных  педагогических задач; б) отсутствия навыков  общения; в) боязни общения с классом  и одновременно желания наладить контакт с учениками.

Характеристика  приведенных выше стилей педагогического  общения дана в «чистом виде», так как в реальной педагогической практике чаще всего имеют место  «смешанные» стили общения.

Педагог не может полностью исключить  из своего арсенала некоторые частные  приемы авторитарного стиля общения. Они оказываются иногда эффективными, особенно при работе с отдельными учащимися относительно низкого  социально-психологического и личностного  развития. Но и в этом случае педагог  должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с учащимися, так как этот стиль общения  позволяет максимально реализовать  личностно-развивающую стратегию  педагогического взаимодействия.

Стили педагогического общения неразрывно связаны с приёмами. Одни приёмы корректируют поведение преимущественно  на основе положительных чувств (радости, благодарности т.п.), воодушевляющих ученика; другие приёмы помогают исправить  поведение, пробуждая преимущественно  отрицательные чувства (стыд, неловкость и т.д.) В настоящее время существует 30 приёмов педагогического общения.

Я пришла к такому выводу, что все стили профессионально-педагогического общения имеют как положительные стороны, так и отрицательные; каждый стиль общения неповторим и индивидуален. И как показывает практика, каждого учителя формируется свой, особый стиль общения, который может быть и не похож на ранее рассмотренные нами стили профессионально-педагогического общения. 
 

Значение  индивидуального стиля общения  и средства повышения коммуникативности  педагога 

От стиля  зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили  общения, как устрашение, заигрывание  и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при  отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться  и "въесться" в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс  и снижающими его эффективность.

 Наиболее  плодотворный процесс воспитания  и обучения обеспечивается именно  надежно выстроенной системой  взаимоотношений. Такая система  должна характеризоваться: 

* взаимодействием  факторов ведомости и сотрудничества  при организации воспитательного  процесса;

* наличием  у школьников ощущения психологической  общности с педагогами;

* ориентировкой  на взрослого человека с высоким  самосознанием, самооценкой; 

* отсутствием  авторитарных форм воспитательного  воздействия; 

* использованием  в качестве фактора управления  воспитанием и обучением заинтересованности  учащихся;

* единством  делового и личностного общения; 

* включением  учащихся в целесообразно организованную  систему педагогического общения,  в том числе через разнообразные  формы деятельности: кружки, конференции,  диспуты и т. п. 

 В  результате многочисленных исследований  и экспериментов психологи и  педагоги советуют учителям для  развития коммуникативных способностей  следующее:

1) Нужно  сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям  - выражение общественных требований.

2) Учитель  не должен открыто демонстрировать  педагогическую позицию. Для детей  слова и поступки педагога  должны восприниматься как проявление  его собственных убеждений, а  не только как исполнение долга.  Искренность педагога- залог прочных  контактов с воспитанниками.

3) Адекватная  оценка собственной личности. Познание  себя, управление собой должно  стать постоянной заботой каждого  учителя. Особого внимания требует  умение управлять своим эмоциональным  состоянием: воспитательному процессу  вредит раздражительный тон, преобладание  отрицательных эмоций, крик.

4) Педагогически  целесообразные отношения строятся  на взаимоуважение ученика и  учителя. Надо уважать индивидуальность  каждого школьника, создавать  условия для его самоутверждения  в глазах сверстников, поддерживать  развитие положительных черт  личности.

5) Педагогу  необходимо позаботиться о благоприятной  самопрезентации: показать ребятам  силу своей личности, увлечения,  умелость, широту эрудиции, но неназойливо.

6) Развитие  наблюдательности, педагогического  воображения, умения понимать  эмоциональное состояние, верно  истолковывать поведение. Творческий  подход к анализу ситуации  и принятию решений основывается  на умении педагога принимать  роль другого - ученика, родителей,  коллеги, - становиться на их точку  зрения.

7) Увеличение  речевой деятельности учеников  за счет уменьшения речевой  деятельности учителя - важный  показатель мастерства общения  учителя. 

8) Даже  при незначительных успехах учеников  быть щедрым на похвалу. Хвалить  нужно в присутствии других, а  порицать лучше наедине. Учительская  речь должна быть при этом  выразительной. И если даже  у вас не поставлен голос,  вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

9) Сделать  родителей своих учеников союзниками  педагогических намерений. 

10) Содержание  бесед должно быть интересно  обеим сторонам.

 Если  педагог будет следовать этим  советам, то избежит многих  проблем и трудностей в общении.

 Сознательное  формирование своего стиля ПО  возможно при определенном уровне  развития способности к самоанализу  профессиональной деятельности. Педагоги  в этом случае в ходе профессионального  взаимодействия с детьми целенаправленно  ищут, отбирают и накапливают  средства и способы общения,  которые обеспечивают оптимальную  результативность во взаимодействии  с детьми и соответствуют их  индивидуальности. Это в свою  очередь приносит эмоциональное  удовлетворение, приводит к переживанию  психологического комфорта.

 Постепенно  происходит стабилизация состава  средств и способов осуществления  коммуникативной деятельности, складывается  определенная устойчивая целостная  структура, а именно - индивидуальный  стиль педагогического общения.  В ходе стихийной выработки  стиля педагог также использует  известные средства и способы  общения, которые кажутся ему  наиболее эффективными, индивидуально  удобными.

 В  дальнейшем происходит стабилизация  этих средств и способов общения,  стихийно складывается индивидуальный  стиль общения, субъективно удобный,  но не всегда профессионально  оптимальный, так как воспитатель  не уделяет должного внимания  анализу целесообразности используемых  средств и способов деятельности  с точки зрения требований  деятельности. Чем раньше педагог  осознает необходимость формирования  своего стиля, тем больше окажется  возможностей для формирования  позитивного стиля, тем эффективнее  будет протекать процесс становления  его как профессионала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Сознательное  формирование своего стиля ПО возможно при определенном уровне развития способности  к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы  общения, которые обеспечивают оптимальную  результативность во взаимодействии с  детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное  удовлетворение, приводит к переживанию  психологического комфорта.

Постепенно  происходит стабилизация состава средств  и способов осуществления коммуникативной  деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а  именно - индивидуальный стиль педагогического  общения. В ходе стихийной выработки  стиля педагог также использует известные средства и способы  общения, которые кажутся ему  наиболее эффективными, индивидуально  удобными.

В дальнейшем происходит стабилизация этих средств  и способов общения, стихийно складывается индивидуальный стиль общения, субъективно  удобный, но не всегда профессионально  оптимальный, так как воспитатель  не уделяет должного внимания анализу  целесообразности используемых средств  и способов деятельности с точки  зрения требований деятельности. Чем  раньше педагог осознает необходимость  формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее  будет протекать процесс становления  его как профессионала.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Стили педагогического общения