Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 15:14, контрольная работа
В истории педагогики игры со строительным материалом представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста (система Ф. Фребеля, вальфдорфская педагогика, система Л.К. Шлегер и др.). Этот вид игры достаточно хорошо изучен в отечественной дошкольной педагогике (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова и др.). Термин «строительно-конструктивная игра» появился сравнительно недавно (П.Г. Саморукова, В.Р. Лисина). Одной из основных особенностей данной игры является то, что в ее основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего она в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближается к созидательной практической деятельности ребенка, в частности, к конструированию.
1. Сущность, значение, виды, особенности строительно - конструктивных игр детей дошкольного возраста
2. Основные задачи и направления руководства строительно-конструктивными играми.
3. Содержание и методика руководства играми детей на различных этапах развития игровой деятельности.
4. Методика обучения детей конструированию на подготовительном этапе педагогической системы руководства строительно-конструктивной игрой.
5. Особенности руководства строительно-конструктивными играми детей.
6. Условия развития строительных игр.
Литература.
Пермский государственный педагогический университет
Кафедра педагогики и психологии.
Контрольная работа
по дошкольной педагогике
Строительно-конструктивные игры.
Выполнила:
студентка 4 курса (№1)
факультет дошкольной
педагогики и психологии
(заочное отделение)
Кокшарова С.И.
Пермь 2012 г.
1. Сущность, значение, виды, особенности строительно - конструктивных игр детей дошкольного возраста
Строительно-конструктивная игра – деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиями.
Строительно-конструктивные игры объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коммуникативными. В этих играх основой является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с техникой и её использованием. В них происходит замещение одних предметов другими.
Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов.
Значение строительно-конструктивных игр для развития дошкольника.
Влияние игр
заключается в идейном
В содержании игр включается умственная задача, решение которой требует обдумывания. Дети учатся сравнивать, наблюдать, запоминать, воспроизводить, соотносить части построек.
Строительно-конструктивные игры способствуют развитию ориентировки в пространстве (слева, вниз, рядом).
Воспитывают нравственные чувства – дети стараются выполнить аккуратно, красиво, чтобы порадовать сверстников и взрослых; оказывают друг другу помощь.
Способствуют эстетическому воспитанию и развитию детей. Педагог поощряет красивые, удачные постройки, стремление внести украшающие детали и элементы воспитывают художественный вкус.
Способствуют физическому развитию; проявляется двигательная активность ребёнка, развивается координация движений и мелкая моторика.
Таким образом, сроительно-конструктивные игры способствуют всестороннему развитию личности ребёнка. (дошк. педагогика под ред. Логиновой В. И.).
Особенности строительно - конструктивных игр.
В истории
педагогики игры со
Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они в некоторой степени сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями как ее разновидность. Например, в программах для дошкольных учреждений их относят в раздел сюжетно-ролевых игр. И, действительно, у них один источник – окружающая жизнь, и объединяются дети на основе общих интересов, совместной деятельности и оба вида игр являются коллективными по своей сути.
Однако между
строительно-конструктивными и
Воспитателю важно учитывать взаимосвязь игр со строительными материалами с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими). Так, строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает цель строительной игре. Например, дети задумали играть в моряков, поэтому возникла необходимость строить корабль. Однако строительная игра может возникнуть и как самостоятельная, и уже на ее основе развивается та или иная игра. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.
В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, в т.ч. используя конструкторы, практически постигая простейшие законы физики. При этом ребенка увлекает сам процесс созидания, конструирования. В сооружении постройки, изготовлении игрушки и заключается игра: дети сговариваются, что будут строить, какими способами, распределяют роли (начальника стройки, архитектора, шоферов, каменщиков и т.д.).
Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор и т.д. Возможность выполнить постройку на одну и ту же тему разными способами также активизирует воображение. Заимствование образцов из окружающей жизни требует умений выделять главное, отвлекаться от частностей, принимать условность собственного созидания, например, использовать в качестве колонны цилиндр, заменять треугольной призмой крышу и т.п.
Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение на занятиях. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций.
Таким образом, в основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Как всякой творческой игре ей присущи структурные элементы – мотив, игровой замысел, роли, правила, игровые действия, результат.
Воспитательное
и развивающее влияние
Строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамоновой и др.
В процессе этих
игр происходит формирование положительных
взаимоотношений между
В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме.
В процессе
строительно-конструктивных
Под руководством взрослых дошкольники овладевают точным словарем (обогащается речь), выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх-вниз, длинный - короткий и т.п.
Воспитатель на
экскурсиях, во время целевых прогулок
знакомит детей с новыми постройками,
архитектурными особенностями сооружений,
которые сочетают в себе целесообразность,
удобство, красоту. Это дает детям
материал для творческого отображения ок
Нельзя не
отметить, что в строительно-
Таким образом, строительно-конструктивные игры значительно влияют на развитие ребенка-дошкольника.
Виды строительно-конструктивных игр
Различаются следующие виды строительного материала:
Специально созданный
Природный
Подсобный
Виды конструирования
Методика обучения детей конструктивным умениям уточняется в зависимости от вида конструирования. В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования. Рассмотрим основные виды.
Конструирование по образцу - самый распространенный вид конструирования. При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении его характера, о чем говорилось выше, этот вид конструирования имеет много положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов. При правильной методике обучения конструированию по образцу дети подводятся к пониманию вариативности способов постройки, включаются в деятельность преобразующего характера.
Конструирование по заданной теме подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой. Малышам можно предлагать в качестве темы постройку мебели, оборудования участка (скамейки, песочница, качели). Для ребенка этого возраста важно наличие игровой мотивации («Построим комнату для куклы Кати»). В средней группе в качестве темы предлагают конструирование транспортных средств («На чем люди ездят и перевозят грузы»). Детям старшей группы интересны такие темы, как военная или строительная техника; жилища людей («В каких домах живут люди на Земле»); музеи, театры нашего города и др. В подготовительной к школе группе целесообразно проводить тематическое конструирование из конструкторов разного типа. Детей учат выполнять подвижные конструкции, поэтому их могут увлечь темы «Аттракционы в парке отдыха», «Виды транспорта» и т. п.
Конструирование по собственному замыслу - сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел. Опытный педагог, организуя этот вид конструирования, начинает с формирования замысла, иначе дети строят то, что делали уже не раз. Малышам он подсказывает замысел: показав игрушку, предлагает что-нибудь построить для нее. Например, матрешка вышла погулять, а на участке сыро, что надо построить, чтобы она не промочила ноги? Матрешка устала, что надо построить, чтобы она посидела и отдохнула? Поскольку конструктивный замысел - результат преобразующей умственной деятельности, с детьми среднего и старшего дошкольного возраста рекомендуется провести беседу; предложить вспомнить, какие сооружения они наблюдали на прогулке, что особенно понравилось; рассмотреть фотографии, рисунки с изображением зданий. Надо помочь каждому ребенку при реализации замысла по-новому использовать ранее усвоенные умения, добиться решения задачи, испытать радость от своего творчества.