Строительно-конструктивные игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 15:14, контрольная работа

Краткое описание

В истории педагогики игры со строительным материалом представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста (система Ф. Фребеля, вальфдорфская педагогика, система Л.К. Шлегер и др.). Этот вид игры достаточно хорошо изучен в отечественной дошкольной педагогике (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова и др.). Термин «строительно-конструктивная игра» появился сравнительно недавно (П.Г. Саморукова, В.Р. Лисина). Одной из основных особенностей данной игры является то, что в ее основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего она в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближается к созидательной практической деятельности ребенка, в частности, к конструированию.

Содержание

1. Сущность, значение, виды, особенности строительно - конструктивных игр детей дошкольного возраста
2. Основные задачи и направления руководства строительно-конструктивными играми.
3. Содержание и методика руководства играми детей на различных этапах развития игровой деятельности.
4. Методика обучения детей конструированию на подготовительном этапе педагогической системы руководства строительно-конструктивной игрой.
5. Особенности руководства строительно-конструктивными играми детей.
6. Условия развития строительных игр.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет, здание (мост, корабль). В предложении выполнить постройку задаются определенные параметры (ширина реки, высота моста должны соответствовать высоте корабля, яхты, которые должны под ним проплыть). Исходя из заданных условий, ребенок должен самостоятельно определить длину и высоту постройки и др. В исследованиях Н. Н. Поддьякова, Л.А.Парамоновой раскрыто влияние этого вида конструирования на развитие преобразующей мыслительной деятельности, на формирование обобщенных представлений.

«Стройка  по моделям» - вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия. Ребенку предлагается модель постройки (рисунок, выполненная педагогом постройка, оклеенная бумагой), на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты (модель дивана, ворот, автомобиля). Ребенок сначала анализирует модель: выделяет составные части (сиденье, спинка, подлокотники у дивана), потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания модели. Начинаются мысленное комбинирование предполагаемых геометрических фигур, их перемещение по отношению друг к другу (для сиденья можно взять три кубика, а может быть, заменить их двумя короткими пластинами? Спинка дивана получится из четырех кирпичиков, поставленных на узкую короткую грань. А не лучше ли взять две пластины, поместив их одна на другую?).

У каждого из рассмотренных видов конструирования  свои достоинства, поэтому необходимо сочетать их в образовательной работе с детьми на протяжении всего дошкольного периода. При организации любого вида конструирования необходимо разумное комбинирование обучающего воздействия педагога и самостоятельности, творчества детей.

 

Игры  с природным материалом

Эти игры рано входят в жизнь ребенка. Едва научившись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится копать снег, песок, любит игры с водой. Но без специального обучения дети не приобретают необходимые умения, и игры с природным материалом бывают однообразными и малосодержательными. Между тем они содержат большие возможности для развития у ребенка мышления, воли и настойчивости. Эти возможности во многом определяются характером природного материала. Он очень разнообразен и обладает различными свойствами, диктующими разные приемы его использования в качестве строительного материала.

Многие из свойств  природных материалов ребенок познает чувственным путем. Способы чувственного познания умение выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Однако это происходит при условии, что педагог последовательно обучает детей, развивая у них анализирующее восприятие предметов, формируя действия обследования, добиваясь усвоения правильных словесных обозначений признаков.

Игры  с водой проводятся уже в младшей группе. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают-тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут.

В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная. В старшем дошкольном возрасте дети могут объяснить, почему не все предметы плавают, не всякая воды прозрачная, рассказать, что вода меняет свое состояние в зависимости от температуры воздуха.

Игры  со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием -лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки - снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представления о свойстве снега. А дети 4-6 лет осваивают новый прием строительства из снега -лепку из накатанных комьев. Так делаются фигуры человека (Дед Мороз, Снегурочка), крепости. Катая комья, дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега - тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом), заделать отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой).

Сооружение  снежной крепости целесообразно  приурочить к масленице. Это даст возможность познакомить дошкольников с древней русской традицией: день проводов масленицы отмечается игрой «Взятие снежного городка».

Дошкольников  знакомят с приемами строительства из утрамбованного снега. Для этого в определенном месте на участке детского сада в течение какого-то периода времени собирают снег. Слежавшийся, плотный, он представляет собой великолепный материал для ваяния. Малышам педагог показывает, как с помощью острой лопатки можно вырезать фигурку животного, человека. Дошкольники постарше делают это сами при участии взрослых (можно привлекать родителей). Чтобы заинтересовать детей снежной скульптурой и архитектурой, полезно познакомить их с праздником Вьюговея, который в последние годы проводится как международный, в том числе и в Москве.

Из утрамбованного снега можно вырезать кирпичи (старшие дети делают это сами) и использовать их для постройки зданий, заборов и пр.

Старшие дошкольники участвуют в строительстве горки. В основание ее можно уложить ящики, а для утрамбовки поверхности использовать доски. Комбинирование разнообразных материалов стимулирует развитие инициативы, смекалки, творчества.

В городских  дошкольных учреждениях не всегда бывают созданы условия для игр с песком: песка мало, его состояние плохое (грязный, сухой), песочницы тесные, отсутствуют соответствующие игрушки и т.п. В основном игры с песком разворачиваются на песчаных пляжах, по берегам рек.

Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки  и сады со скульптурами из песка. Песок - недолговечный строительный материал: чуть пригрело солнце, подул ветер: обветшали замки, дворцы, рассыпались скульптуры, ограды, рвы! А маленькие созидатели? Они вновь за работой! Вот где развиваются настойчивость, воля, творчество, изобретательность.

На протяжении дошкольного возраста ребенок усваивает несколько приемов строительства из песка. Некоторые из них близки к приемам работы со снегом. Педагог учит малышей лепить из влажного песка. Кроме угощения для гостей, можно предложить таким же способом соорудить забор вокруг дома, выстроенного воспитателем, сделать бортики для песочной клумбы. Малыши с удовольствием осваивают прием формовки из песка. Важно только подобрать формочки, которые бы легко охватывала ладонь ребенка, добавить маленькие ведерки

обеспечить  место, где будут размещаться  «куличики». Вовлекая детей в сравнение «куличиков» по форме, величине, высоте, педагог обогащает их сенсорный опыт, учит правильно называть признаки.

В старшей  группе дети учатся строить способом выкапывания (колодец, река, канал, туннель, ров). Преобразовывают горку утрамбованного песка в предмет определенного назначения (дом, крепость, дворец). Дети объединяются в совместные игры, сооружая не отдельные предметы, а целые комплексы (парк, речная пристань).

Фантазия проявляется  в комбинировании строительных материалов. Например, при постройке дамбы  в ручье используются камни, глина, дощечки; при сооружении парка наряду с песком применяются камни, сухие ветки (в качестве деревьев) и т. п.

В играх с  песком, снегом ребенок получает представления о свойствах, сравнивает, обобщает: строить можно только из влажного песка и снега, песок и снег - непрочный строительный материал.

 

 

 

2. Основные  задачи и направления руководства  строительно-конструктивными играми.

 

Задачи:

  1. Расширение представлений детей и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику.
  2. Обучение способам строительства; воспитание и развитие самостоятельности и активности мышления.
  3. Формирования трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей, объединение в дружеские коллективы.

 

                                                     Направления:

 

1. Обучение конструктивной  деятельности детей на занятиях.

    Дети  овладевают необходимыми техническими  умениями; формируют умения планировать свою деятельность, отбирать материалы в соответствии с замыслами, обогощяются знания детей в конструктивных особенностях материала.

 

2. Обучение приёмам  конструирований и развитие конструктивных  умений и особенностей в процессе  руководства взаимоотношений играющими.

 

3. При систематическом  обучении детей на занятиях  и целенаправленном руководстве  строительно-конструктивными играми  самостоятельность и творчество  в игровой деятельности достигают  уровня, в объединение детей в  игре становится устойчивыми. (дошк. педагогика под редакцией Логиновой).

 

 

3. Содержание  и методика руководства играми  детей на различных этапах  развития игровой деятельности.

    

Конструирование – на занятиях одна из форм обучения детей конструированию. Используемые методы и приёмы: наблюдение, показ, анализ образца, объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки, постановка перед детьми задач проблемного характера. Подбор методов определяет форму организации конструктивной деятельности на занятии: конструирование по замыслу, по теме, по условиям. Важно сформировать у детей способы обследование предметов:

  1. Целостное восприятие предмета.
  2. Определение общей формы предмета, выделение основных его частей, формы и величины.
  3. Выполнение пространственного размещения частей относительно друг друга.
  4. Выявление более мелких частей относительно друг друга, определение пространственного расположения их по отношению к основным.
  5. Повторное восприятие предмета в целом.

 

С целью закрепления знаний и формирования умений самостоятельно и теоретически их использовать воспитатели организовали занятия по замыслу или по теме. При этом воспитателю важно научить детей создавать замысел поделок, планировать свою деятельность. Для этого воспитатель предлагает рассказать что, как, из какого материала они будут делать и тем самым помогает выполнить план предстоящей работы.

В процессе обучения конструктивным умениям используются различные  методические приёмы: демонстрация образца; показ способов постройки с объяснением  приёмов конструирования; постановка проблемной задачи; сообщение темы постройки с указаниям условий, которым она должна соответствовать. Образец используется во всех возрастных группах при формировании у детей новых умений, способов конструирования.

 

 

Конструирование вне занятий.

 

В игре конструирование  представляет динамический процесс. Одну и ту же постройку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют различными действиями на протяжении многих дней. Руководство воспитателя играми должно быть направлено на развитие их содержания, организацию детского коллектива, установление нравственных взаимоотношений между детьми, на закрепление знаний, полученных на занятии, на развитие у детей самостоятельно мышления, конструктивного творчества.

Например, если на занятии дети научились конструировать собачку из бумаги, но вне занятий они конструируют поросёнка, лесёнка.

На занятии строили  корабль, то вне занятий детям  понадобиться катамараны, простые лодки  и т. д.

Задача воспитателя: помочь детям в преобразовании предметов, их деталей в конкретной игре.

 

4. Методика обучения  детей конструированию на подготовительном  этапе педагогической системы  руководства строительно-конструктивной  игрой.

 

Существенное  значение для развития конструирования на подготовительном этапе имеют организационные целенаправленные наблюдения, рассматривание предметов, зданий, сооружений. В ходе наблюдений выяснится жизненное значение наблюдаемого сооружения, особенности его конструкций, пропорции частей. Внимание детей направляется на красоту постройки. Наблюдения сопровождаются беседой о том, из каких частей строительного материала можно выполнить ту или иную постройку. Наблюдение предметов, сооружений, дополняется рассматриванием картин, фотографий, схем. Возведение постройки (подготовительный этап) можно начинать с проблемной ситуации. Необходимо давать советы, рекомендации, предложения, задавать вопросы. На подготовительном этапе подбирается материал для конструирования, выбирается место для возведения постройки. (конструирование. Лиштван, 1981г.)

Информация о работе Строительно-конструктивные игры