Сущность и содержание эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить, систематизировать и проанализировать проблемы эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев.

Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу, по проблеме, эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев.
2. Уточнить сущность, определить содержание, структуру эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев в современных условиях.

Содержание

Введение 3
Глава 1 . Теоретическое обоснование сущности и содержания эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев. 6
1.1. Понятия, сущность, содержание эстетического развития. 6
1.2. Бальные танцы, как средство художественно-эстетического формирование личности. 10
Глава 2. Роль современного бального танца в формировании личности. 14
2.1. Современный бальный танец как синтез спорта и искусства. 14
2.2. Особенности преподавания бального танца детям как средство эстетического развития. 21
Заключение. 28
Список литературы. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и содержание эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев.docx

— 79.86 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

Глава 1 . Теоретическое обоснование сущности и содержания  эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев. 6

1.1. Понятия, сущность, содержание эстетического развития. 6

1.2. Бальные танцы, как средство художественно-эстетического формирование личности. 10

Глава 2. Роль современного бального танца в формировании личности. 14

2.1. Современный  бальный танец как синтез спорта  и искусства. 14

2.2. Особенности преподавания бального танца детям как средство эстетического развития. 21

Заключение. 28

Список литературы. 30

 

 

Современное образование, как  один из социально-культурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, когда воспитание человека как носителя эстетических ценностей, норм и правил приобретает  особую актуальность в связи с  усиливающейся бездуховностью общества, ростом прагматических тенденций во взаимоотношениях людей, снижением  уровня нравственности и многими  другими причинами, которые в  той или иной степени влияют на уровень общественных отношений.

На современном этапе  развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений  целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие личности.

Актуальность  проблемы. Развитие гармоничной личности – основная задача педагогики. Актуальность ее не исчезает в связи с изменением мира в целом, развитием цивилизации, сменой общечеловеческих ценностей в различные исторические эпохи и в различных социально-политических системах.

Формирование любого мировоззрения личности не может считаться законченным, если не сформированы ее эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение личности не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов»[15,11].

Цель исследования: изучить, систематизировать и проанализировать проблемы эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев.

 

 

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературу, по проблеме, эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев.
  2. Уточнить сущность, определить содержание, структуру эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев в современных условиях.
  3. Рассмотреть педагогические особенности эстетического развития личности ребенка по средствам спортивных бальных танцев.

Объект исследования: эстетически развитая личность.

Предмет исследования: педагогические условия эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев.

Методы исследования:

Теоретический анализ философской, научно-педагогической, психологической, культурологической и специализированной хореографической, спортивной литературы .

Положения, определяющие содержание отечественных и зарубежных трудов по философии и эстетике М.М. Бахтина, А.В. Лосева, психологии К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, В.П.Зинченко, Е.И.Головахи, А.А.Кроника), психофизиологии Э. Бейке, В. Райх, Д. Фейд-мана, Ф. Александера), педагогике Ю. Бромлей, Ю.В. Ильенкова, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова), по художественной культуры личности А.И. Буров, Н.И. Киященко, Л.П. Печко, Е.В. Квятковский) по искусству хореографии М. Бежар, Л.Д. Блок, А.Л. Вольтнский, М.М. Габович, Ф.В. Лопухов, Ю.В. Рождественский, В. И. Уральская, по искусству танца Р. Арнхейм, М.В. Васильева-Рождественская, А. Дункан, Г. Хельмут, К. Закс, А. Левинсон, Э.А. Королева), вопросы истории и теории бальной хореографии нашли свое отражение в научных трудах Н.П. Ивановского, Е.Д. Васильевой, М.В. Васильевой, В.М. Стригановой, В.И. Уральской, А.Н. Шульгиной. Особое значение для дальнейшего проектирования содержания специализации "Бальная хореография" имеют исследования А.Л. Гройсмана, Е.П. Валукина, C.B. Филатова.

Практическая значимость. Обобщение и интерпретация теоретического и практического исследования, выявление научной ценности проделанной работы, разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обозначены актуальность темы, объект, предмет, цель и задачи исследования.

В первой главе раскрыты теоретические аспекты сущности и содержания эстетичего развития личности по средствам бальных танцев.

Во второй главе рассмотрены педагогические модели в формировании личности с помощью бальных танцев

В заключении выдвинуты выводы по поставленным целям и задачам.

 

    • Теоретическое обоснование сущности и содержания эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев.

      1.  Понятия, сущность, содержание эстетического развития.

Иммануил Кант, основоположник классической эстетики, рассматривается с точки зрения двух основных категорий - прекрасного и возвышенного. Прекрасное обращено преимущественно к знанию, возвышенное к морали. [17,123]

Эстека («чувствующий, чувственный») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

К. Маркс писал: «Лишь благодаря  предметно развернутому богатству  человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий  красоту формы глаз, — короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые  утверждают себя как человеческие сущностные силы»[7; стр. 141].

Проблема формирования гармонической, личности тесно переплетается с вопросами эстетического воспитания.

Эстетическое  воспитание - это воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Важнейшие его формы приобщение к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино. [4; стр. 223].

Под воспитанием следует  понимать целенаправленный и сознательно  осуществляемый педагогический процесс  организации и стимулирования разнообразной  деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и  навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Значимость эстетического  воспитания личности особенно обозначилась в современный период в связи  с утратой людьми нравственных смыслов  собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Дефицит  нравственных ценностей и пренебрежение  моральными нормами становятся повсеместным явлением.

Особое значение в эстетическом воспитании приобретает художественное воспитание, образование и развитие.

Художественное  воспитание — целенаправленно осуществляемый процесс формирования у личности способности чувствовать, понимать, любить и оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.

Эстетическое  развитие — развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, то есть с особым эмоциональным отношением основывающейся на восприятии ценности индивидуального человеческого существования.

«Под красотой, – указывал Горький, – понимается такое сочетание  различных материалов,— а также  звуков, красок, слов, – которое придает  созданному – сработанному – человеком-мастером форму, действующую на чувство и  разум как сила, возбуждающая в  людях удивление, гордость и радость  перед их способностью к творчеству» [11, с. 299].

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства  на личность может проходить как  целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы, как изобразительное  искусство, музыка, литература, основой  которых является искусство. Это  не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство  является основным средством эстетического  воспитания. Музыка и хореография, она обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов.

Танец  - один из самых  древних видов искусства. Сколько  существует человечество, столько оно  и танцует.

Танец – вид  искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие некую единую художественную систему. Танец тесно связан с музыкой, вместе с нею образуя музыкально-хореографический образ.

В танце запечатлены важные черты национального характера, духовного мира того или иного  народа. Различается танец бытовой (народный, бальный) и сценический. Возможны также сценические формы и бытового – народного, бального – танца. Бальный танец- одна из бытовых форм хореографии.

Хореография - самобытный вид творческой деятельности народа, подчинённый закономерностям развития культуры общества как одна из ее форм. В результате развития хореографии определился ряд разновидностей танцевального искусства, каждая из которых несет определенную функцию в обществе.

Как правило, интересы, склонности, способности проявляются на довольно ранней стадии развития ребенка. В основе способностей лежат анатомно-физиологические  задатки, но сам факт их проявления и развития зависит от определенных социальных возможностей, от создания необходимых условий для их применения.

Бальный танец – одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке.

Термин «бальный танец» появился вследствие интереса к танцам в быту в эпоху Возрождения. Многие связывают  его с названием танцевальных залов, для которых приспосабливались  помещения больших бильярдных (и  со словом «балл»- шар). Но, видимо, будет  верным выводить происхождение термина  «бальный» от слова «балет» (франц.ballet, итал. ballo- «танец», «пляска»).

Педагогика исходит из необходимости не только объяснить  молодежи мир, научить понимать эстетические явления искусства и жизни. Научить  изменять мир и не просто перестраивать  его, а творить  «по законам  красоты».

Решение этих задач требует  значительного усиления и расширения позиций искусства в школе. Речь идет не просто об увеличении количества часов на занятия  искусством, а  о цельной и всеохватывающей  системе  эстетического воспитания.

Формирование эстетических взглядов, художественное образование  является также важной функцией искусства.

 

        • Бальные танцы, как средство художественно-эстетического формирование личности.

 

Бальный танец играет немаловажную роль в воспитании. Это связано  с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно - эстетического развития и образования. Конечно, в процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены. Остановимся на краткой характеристике каждого из них. [1,15]

Особое место в жизни  любого человека отводится музыке и  непосредственно музыкальной деятельности. С помощью языка музыки личность быстрее устанавливает контакт с окружающим миром, но в то же время у него складывается свой, собственный мир переживаний и образов.

Знакомство с различными ритмическими соотношениями позволяет  развивать первоначальный опыт слухового  восприятия. Напрягая органы слуха  для постижения разнообразных ритмов, дети постепенно получают представления  о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, тональных, ладовых. А началом всего этого  является ритм как наиболее доступная  форма активного приобщения к  музыкальной деятельности.

Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается ее роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счет и удары. Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное. В этой созидательной активности кроются особенности музыкально- пластического воспитания- одной из задач обучения бальной хореографии.Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее красоты- всему этому учит танец. Безусловно, качество музыкального произведения, характер исполнения имеют первостепенное значение. Поэтому так важен отбор музыкального сопровождения и в период обучения, и для вечеров танца.

Информация о работе Сущность и содержание эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев