Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:55, курсовая работа
Цель исследования: изучить, систематизировать и проанализировать проблемы эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу, по проблеме, эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев.
2. Уточнить сущность, определить содержание, структуру эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев в современных условиях.
Введение 3
Глава 1 . Теоретическое обоснование сущности и содержания эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев. 6
1.1. Понятия, сущность, содержание эстетического развития. 6
1.2. Бальные танцы, как средство художественно-эстетического формирование личности. 10
Глава 2. Роль современного бального танца в формировании личности. 14
2.1. Современный бальный танец как синтез спорта и искусства. 14
2.2. Особенности преподавания бального танца детям как средство эстетического развития. 21
Заключение. 28
Список литературы. 30
Партнер и партнерша должны
интересоваться различными видами искусства
и спорта, развивая тем самым свои
творческие натуры, и проецируя накопленный
опыт в сферу бального танца. Если
культивировать именно такой многогранный
подход к развитию творческой личности,
то со временем танцевальный дуэт сможет
добиться демонстрации того или иного
душевного состояния в
Конечно, имеет огромное
значение, каким образом и кем
юному танцору преподносится
танцевальная субкультура, поскольку
некоторые способы и педагоги-
В России бальные танцы как жанр хореографии достаточно молод, моложе, чем в других странах. У нас возрастной старт занятий танцами очень сильно смещен к детству. На западе все наоборот. Там начинают танцевать значительно позже, лет с 14-15, а зрелости добиваются годам к 22-23 за счет высокого и качественного уровня преподавания. Многие тренеры считают оптимальным возраст для начала занятий бальными танцами 7-8 лет, но не поздно отдать ребенка и в 9-11 лет.
Детей тоже можно поделить на танцующих «для себя» и танцующих «для результата». Ориентир в методике преподавания здесь будет строиться по критериям: заинтересовать, увлечь, сосредоточить, дисциплинировать, развить. Разница же в этих двух категориях состоит большей частью не в работе с детьми, а в работе с мамами.
Дети – категория
специфическая, прежде всего, возрастными
особенностями развития психики
и координации. Основная такая специфическая
особенность маленьких
Для того, чтобы решить такую задачу, тренеру необходимо представлять, что именно должно быть в содержании его занятия, а чего не должно быть ни в коем случае.
Нельзя порицать за плохую координацию и медленное усвоение материала – таким образом, легко создать отвращение к занятиям и уверенность в собственной неполноценности. Необходимо учитывать, что в самых ранних возрастах, с которых берут детей на спортивные танцы (от 6 до 9 лет) существуют большие проблемы с координацией движения у большинства детей. Это значит, что большинство детей в этом возрасте, попросту говоря, еще плохо ориентируются в том, где у них в данный момент находится левая нога, где правая и что они делают, делают ли они вообще что-нибудь. В этом нет ничего страшного, это возрастная особенность и потому какие-то вещи детям в этом возрасте недоступны. Например, техника движения. Зато очень многие легко запоминают шаги. Поэтому к танцевальным категориям «Дети 1» и «Дети 2» уровня «N» и «Е» класса, как правило, не применяется особых технических критериев при тренировке и судействе. Основными здесь являются осанка, линии корпуса, рук и ног, и, конечно же, точное исполнение ритма. И этого уже более чем достаточно для полной танцевальной загрузки ребенка.
Можно и
нужно поощрять любые попытки
к старанию, сосредоточенности, красивую
прическу, танцевальную одежду, осанку
– все то, что вы хотите развить
в своих учениках. Необходимо
подчеркивать любые, даже
Нельзя говорить непонятными словами – будет очень скучно детям. Можно и нужно использовать образные выражения, иллюстрировать то или иное упражнение или движение понятными детям сюжетами и образами – сказочные персонажи, животные, считалки, скороговорки. Например, один из приемов обучения музыкальности – это не считать танец, а петь счет под музыку. Другой прием – упражнение для развития взрывной силы ног – прыжки из упора сидя с поднятием рук со следующим заданием: достать до потолка и выкрикнуть «ква». Клич может быть любой и лучше, если его периодически менять – от «ура» до «кукареку». Еще один хороший пример для развития осознания движения – давать задание танцевать «как ленивые танцоры», а потом «как упорные танцоры». И так далее.
Нельзя беспрерывно говорить или говорить (кричать) все занятие на фоне музыки. Или музыка, или речь. Счет под музыку или добавление эмоционального фона («супер!», «давай!», «Еще!», «кра-со-та, два, три, мо-лод-цы, два, три, су-пер-де-ти, два, и, три», конечно же, не в счет.
Нельзя не замечать,
что кто-то отвлекается, вообще нельзя
не замечать то, что происходит с
каждым. Незамеченный ребенок –
не увлеченный ребенок, лишний, предоставленный
самому себе и своим детским мыслям
и занятиям. Это не значит, что
нужно постоянно делать замечания.
Важно делать ОТМЕЧАНИЕ: «а вот теперь
Вася засунул руки в карманы и
натягивает штаны на голову…», «а вот
теперь Катя любуется своими роскошными
волосами в зеркале, а мы тем временем
уже почти выучили новую
Нельзя загружать детей все занятие одной и той же информацией – им будет скучно, и они будут постоянно нарушать дисциплину, чтобы себя развеселить, занять чем-то более разнообразным.
Нельзя слишком быстро переключаться с одного вида работы на другой. Каждое новое задание должно быть четко обозначено – когда оно начинается и когда заканчивается. Здесь важно замечать, чтобы для всех детей это было понятным. Можно придумать специальные «ритуальные» действия, призванные отграничить разные виды работы друг от друга. И хорошо, когда это игровые упражнения. Вы можете, перед тем, как начать новое задание, проверить их построение на линиях и напомнить про красивую осанку, и так же ее у всех проверить и похвалить. Можно сделать любое физическое упражнение на 1 – 2 минуты. Вы можете попросить вспомнить название новой фигуры, которую разучивали прошлый раз. И не ждите, что обязательно вспомнят – начинайте подсказывать по буквам и слогам. Важно так же каждый раз до и после нового материала напоминать и повторять название того вида работы или той фигуры, над которой вы работаете. Хорошо так же, для запоминания давать задание разучить новое упражнение или фигуру с мамой, папой, братом, сестрой, дядей или тетей, собакой и кошкой. Не обязательно каждый бросится это делать, но в памяти останется.
Важно, чтобы у ребят были тренировочные дневники, куда можно заносить домашние задания, ставить оценки (преимущественно пятерки) и записывать любую информацию для родителей.
Важно так же
проверять задания – таким
образом, усиливается мотивация
для обучения. Один из видов такой
проверки – каждый должен встать на
место тренера и показать фигуру,
которую учили в прошлый раз.
Разумеется, за пятерку. Если кто-то не
осмеливается этого сделать –
позвольте ему стесняться. Как
только робкий увидит, что другие получают
пятерки и похвалы, ему тоже захочется
рискнуть. Кроме того, важно чтобы
ребенок сам почувствовал, когда
для него безопасно и комфортно
выдвинуться на передний план. Излишним
вниманием к его
В конце занятия
не жалко посвятить 5 минут на подвижную
игру – ребенок должен уйти с
занятия уставшим, эмоционально и
физически разрядившимся. В такую
игру можно превратить любой момент
обучения, например в виде соревнования
двух команд. Вы можете назначить двух
капитанов, которые должны из участников
группы набрать себе команду. Можно
соревноваться правильно
Разделение на
«спортсменов» и «не
Работа с теми детьми,
которые не пробиваются в спортивную
группу, а занимаются для себя, должна
быть ориентирована на то, чтобы
дети на занятиях максимально интересно
провели время, а так же могли
выучить какие-то танцевальные схемы,
которые они могут
Осознавая значение спортивного
бального танца в формировании личности
ребенка, в последние пять-шесть
лет среди педагогов и
Для тренеров и преподавателей бального танца в настоящее время чрезвычайно актуальной является проблема использования традиций обучения танцу, характерных для XVIII-XIX вв., с помощью которых возможно формирование не только внешнего, но и внутреннего облика человека.
Именно поэтому упор занятий современным бальным танцем делается не на растяжку и классическую постановку рук и ног, ловкость и уверенность в движениях, свободу и непринужденность, хотя все это также является важным в формировании осанки и фигуры ребенка, а как раз на те формы и методы воспитания подрастающего поколения, которые были приняты в дореволюционной России при обучении бальной хореографии.
Речь идет не о том, что детей необходимо научить танцевать полонез или мазурку, а также другим танцам того времени, а, прежде всего, о воспитании культуры общения между мальчиками и девочками, обучении детей нормам и правилам этикета. [12,23]
Преподавание детям и
преподавание взрослым - это две
совершенно разные вещи. Существуют науки
психология, педагогическая психология,
которые учитывают уровень
При работе со взрослыми, не спортсменами, другой подход. Для них смысл и цель данных занятий, прежде всего, в расслаблении, снятии стрессов. Танец начинает выполнять социальную роль, дает возможность решать проблемы: повышает самооценку личности, исправляет физические недостатки (осанку, походку), помогает в общении и т.п.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.