Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить и систематизировать эффективные приёмы в работе над орфографическим правилом, которые влияют на орфографическую грамотность младших школьников. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд последовательных задач:
1. Проанализировать сущность понятия «орфографическое правило» и его роль в формировании орфографической грамотности.
2. Рассмотреть эффективные приёмы работы над орфографическим правилом на уроках русского как способ формирования орфографических умений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……….
1.1 Сущность понятия орфографическое правило и его роль в формировании орфографической грамотности…………….
1.2 Эффективные приёмы работы над правилом…………….
1.3 Использование алгоритмов при работе над орфографическим правилом…………………………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………...……
2.1 Результаты практико-ориентированного исследования…
2.2 Систематизация заданий при работе над орфографическим правилом в 3-ем классе…………………...
2.3 Анализ урока………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 3
6
6
12
18
23
23
28
33
36
38
Итоги написания третьеклассниками диктанта дали возможность выявить и установить причины неграмотного письма (причины были у каждого ребенка свои), среди которых преобладают:
− незнание правил;
− знание правила, по неумение их применять;
− отсутствует положительная мотивация:
− плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;
В ходе проведения среза знаний орфографических правил, изученных учащимися ранее, было установлено, что из 19 учащихся 3-го класса только 6 человек воспроизводят правила самостоятельно; 11 человек воспроизводят правила с помощью учителя; и 2 человека воспроизводят менее 4 правил.
Рисунок – Уровни усвоения орфографических правил третьеклассниками
Изучение уровня усвоения орфографических правил показало, что учащиеся недостаточно хорошо помнят основную массу правил, что приводит к допущению орфографических ошибок на письме.
Наблюдения на уроках, анализ ученических работ, изучение классификации ошибок позволяют сделать вывод, что учащиеся 3-го класса наиболее часто допускают орфографические ошибки на следующие темы.
Правописание гласных и согласных в корне слова (принисет, отцвитает, алея…)
Изменение имён прилагательных по падежам (утренния…)
Правописание безударных личных окончаний глаголов (колят дрова, шепчит, светет…)
Также в 3 классе допускаются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями (кавер, издавно…), часто встречается слитное написание, пропуски букв, замены букв.
Таким образом, результаты практико-ориентированного исследования убедили нас в необходимости разработки наиболее эффективных приёмов работы над орфографическим правилом с третьеклассниками.
2.2 Систематизация заданий при работе над орфографическим правилом в 3-ем классе
Когда говорят о действиях по орфографическому правилу, имеют в виду прежде всего алгоритмы − отработку языковых операций в определенном порядке. Однако основные трудности владения правилами состоят не столько в последовательности действий, сколько в их содержательной стороне. Орфографические трудности рождаются главным образом в плоскости семантических отношений между проверяемым и проверочными словами, они определены отсутствием связи между грамматическими значениями и выражением их отдельными морфемами слова. Младший школьник зачастую не осознает слова садовник и сад однокоренными (сад − это деревья, а садовник − это человек). В начальной школе традиционно отрабатываются два способа проверки: изменение того же слова и подбор однокоренного слова. И хотя практическим умением образовывать новые формы и слова учащиеся владеют, они не умеют делать это произвольно по специальному заданию.
На наш взгляд, выделение и составление групп однокоренных слов имеет большое значение в процессе усвоения орфографических правил третьеклассниками, поэтому необходимо как можно раньше развивать у школьников элементарное осознание родства между словами. При этом важно подбирать роды однокоренных слов так, чтобы каждый ряд начинался с опорного слова (затем оно будет осознаваться как проверочное, контрольное) опираясь на которое ученики могли бы правильно писать все слова данного ряда или группы.
Не менее важно чтобы дети сознательно действовали, выбирая способы проверки и соблюдая все необходимые и достаточные условия проверки − смысловые и фонетические (гласный становится ударным; после согласного гласный или сонорный).
Задание 1. Цель: Проверить умение различать способы проверки.
а) Спишите. Слова, которые являются изменением данных слов, подчеркните одной чертой, а однокоренные − двумя чертами.
Морозы − мороз, морозный,
Мост − мосты, мостить,
Лыжа − лыжня, лыжи
Мягкий − мягкий, мягок
б) Сначала измените данное слово, а затем припишите к нему однокоренное.
Образец: огород − огороды, огородник,
Плот −…, гриб − …, столб − …, дуб − …, арбуз − …, молод − …
Задание 2. Цель: Проверить сформированность умения соблюдать все необходимые и достаточные условия проверки.
Выбор проверочного слова для безударных гласных корня.
Написанные на карточках слова разложите в два столбика. В первый столбик положите слова, в которых гласную в корне надо проверять во второй − те, с помощью которых эту гласную можно проверять.
Коса, косилка, косить, косы, косьба.
Повар, варка, варенье, заварка, варил, навар.
б) Из двух однокоренных слов выберите проверочное,
стеклышко, застеклили − ст…кло
следом, следы − насл…дил,
посоли, соль − с..леный,
наливное, наливка − нал…вал,
наряд, редкий − нар…дить,
водный, водит − в…дитель.
2. Выбор проверочного слова для парных звонких и глухих согласных.
а) Написанные на карточках однокоренные слова разложите в два столбика. В первый столбик положите слов, в которых парную согласную надо проверять во второй − те, с помощью которых эту согласную надо проверять.
Морозец, морозный, морозцы, мороз, морозы, морозит.
Сказка, сказывать, рассказ, сказочный, сказительница
б) Из двух однокоренных слов выберите проверочное.
Ходить − поход − похо..ка.
Сторожить, сорожка − сторо…
Косить, косилка − ко..ьба
Представленные задания позволяют оценивать полноту усвоения правил правописания безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова, обоснованно подходить к выбору тренировочных упражнения, корректировать работу в соответствии с особенностями усвоения материала в каждом конкретном классе.
Основные задачи приведённых выше заданий − установить степень владения умением находить слова на изученные правила и способы применения правил в практике письма как в специальных орфографических упражнениях, так и в упражнениях творческого характера.
Сравнение сферы действий правил правописания парных звонких и глухих согласных и безударных гласных в корнях слов осуществляется по следующим аспектам:
1. нахождение сомнительных случаев написания;
2. правила, регулирующие написание корней (их три: парные звонкие и глухие согласные; безударные гласные; непроизносимые согласные);
3. способы проверки: изменение слова (по числам, по падежам), подбор однокоренных слов (подбор слов, относящихся к различным частям речи);
4. соблюдение условий проверки: семантических, фонетических, морфологических.
Задание 1. Цель: проверить умение учащихся различать слова с орфограммами без орфограмм.
Запишите слова в два столбика: в первый − те, написание которых проверять не надо, во второй − те, написание которых нужно проверить.
а) спишите с доски: рак, карась, сом, ерш, окунь.
б) под диктовку: слон, шкаф, грач, ров, скрип.
Задание 2. Цель: проверить умение учащихся находить орфограммы разных видов.
а) Послушайте слова. Какие правила будете применять при их написании? Объясните.
Весна, деревья, дорожка, узкая, молодые, лед, ледок.
б) Разложите карточки в две группы в соответствии с правилами, по которым нужно произвести проверку написания этих слов.
Звонок, гроза, желудь, цветок, пернатые, гладкий, мягкий, шубка, голубь, летучий.
в) Прочитайте рассказ. Что непонятно? Написание каких слов надо проверять?
Вот и весна наступила. Деревья оделись молодыми листочками. Вернулись домой птицы. Грачи поселились в роще. Скворцы заняли старые скворечники. За душистым медом полетели пчелы.
Задание 3. Цель: Проверить умение различать условия проверки при работе с орфограммами разных видов.
Беглый, беговой − б…гут,
Рукавчик, рукава − рука…,
Лесистый, перелесок − л…сник,
Побелка, беляк − б…лила,
Предложенный подход обеспечивает оценку различных компонентов орфографических знаний и умений, позволяет своевременно выявлять пробелы в обучении правописанию, целенаправленно планировать систему упражнений выбор методов и приемов работы. В конечном итоге устраняется разрыв между знанием правил и применением их в практике письма.
2.3 Анализ урока
Тема урока: Безударные гласные в корне слов, способы их проверки. Орфограмма.
Цель урока: Актуализировать знания и умения по проверке и написанию безударных гласных в корне слов, обучать способам проверки безударных гласных, познакомить с понятием «орфограмма».
Поскольку правило правописания безударных гласных в корне знакомо учащимся со 2-го класса, учитель начинает урок с создания проблемной ситуации. На доске учитель пишет слово с вопросительным знаком вместо безударных гласных корня. Слово может быть отгадкой к заданной детям загадке. Ставится и решается задача: определить, какую букву нужно написать вместо вопросительного знака. Ребята предлагают свои решения, воспроизводя при этом (под руководством учителя) правило правописания безударной гласной в корне слов. После этого на доске учитель пишет название новой темы и школьники (опять-таки с помощью педагога) формулируют цели урока (Чему мы сегодня должны научиться?).
При выполнении упр. 1 учащиеся воспроизводят последовательность действий: от нахождения до проверки орфограммы в корне. Внимание акцентируется на следующих моментах, которые могут служить опорой: гласный звук, не под ударением, в корне, ударное положение, проверочное слово. Важно, чтобы учащиеся осознали, почему нужно проверять безударный гласный звук в корне слова. Для этого сравниваем произношение и написание: в одних случаях мы произносим звук [и] и пишем букву и, а в других случаях произносим звуки [и], [а], а пишем буквы [е], [о]. Значит, правильно писать по-русски на слух нельзя — надо делать проверку.
Цель упр. 2 — учить школьников пользоваться проверочными словами, самостоятельно подбирать их. Учащиеся вновь воспроизводят порядок действий для решения орфографической задачи, особое внимание заостряя на несоответствии в произношении безударных гласных и обозначении их на письме. (Какой звук слышим? А какой буквой он обозначается?) Проверочные слова дети подбирают устно, а учитель записывает их на доске.
Выполняя упр. 3, учащиеся работают с группами родственных слов, находя среди них проверочные и проверяемые и объясняя попутно их значение. При выполнении данного упражнения вводится новое для младших школьников понятие — «орфограмма». С этого момента учителю следует постоянно использовать его на практике, поскольку оно является лаконичным и удобным обозначением того места, где при письме может быть допущена ошибка. По нашему убеждению, использование этого термина, объединяющего все написания, которые подлежат проверке, помогает воспитывать орфографическую зоркость детей.
В упр. 4 орфограмма безударных гласных подсказывается: буквы выделены шрифтом. Здесь идем от буквы к звуку: дети определяют, какой звук произносится на месте выделенной буквы, устанавливают характер соответствия (несоответствия) между произношением и написанием. При проверке орфограмм не следует спешить обращаться к словам для справок: пусть учащиеся попытаются сначала сами подобрать проверочные слова.
Домашнее задание. Упр. 5.
Приведённый выше урок в 3 классе на тему «Безударные гласные в корне слов, способы их проверки. Орфограмма» начинается с такого важного компонента как настройка учащихся на работу – с помощью проблемной ситуации педагог подводит учеников к совместному формулированию темы и целей урока. На уроке предусмотрена как устная так и письменная работа третьеклассников.
Наблюдается четкость, последовательность этапов урока, дозировка времени, соответствие этапов урока характеру познавательной деятельности учащихся (их восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.).
В процессе обучения органически сочетается обучение и воспитание с развитием познавательных интересов учащихся.
Материал урока в полной мере отражает задачи изучения русского языка младшими школьниками, на уроке ведётся работа по всем четырем разделам программы (звуки и буквы, слово, предложение, связная речь). Работа над языковыми явлениями ведётся по следующим направлениям: звуко–буквенный анализ слов; произношение и упражнение в правописании; слово − его значение.
На уроке преобладает такой вид самостоятельной работы как использование упражнений учебника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После проведённого
исследования можно сделать
1. В широком смысле под определением «орфографическое правило» понимают всякое указание, нормирующее правописание даже отдельных слов (например, относящихся к традиционным написаниям: аллергия – через два л). В школьной практике термин «правило» употребляется в более узком значении: указания нормативов обобщённого характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов. Основное назначение правила – обобщать однородные орфограммы. Благодаря такой его особенности, создающийся на основе правила навык также должен носить обобщённый характер. То есть, если ученик при письме опирается на правило, то пишет «по правилу» не только слова, часто повторяющиеся в его практике, но и любое слово с данной орфограммой, не встречавшееся ему прежде.