Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить и систематизировать эффективные приёмы в работе над орфографическим правилом, которые влияют на орфографическую грамотность младших школьников. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд последовательных задач:
1. Проанализировать сущность понятия «орфографическое правило» и его роль в формировании орфографической грамотности.
2. Рассмотреть эффективные приёмы работы над орфографическим правилом на уроках русского как способ формирования орфографических умений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……….
1.1 Сущность понятия орфографическое правило и его роль в формировании орфографической грамотности…………….
1.2 Эффективные приёмы работы над правилом…………….
1.3 Использование алгоритмов при работе над орфографическим правилом…………………………………...
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………...……
2.1 Результаты практико-ориентированного исследования…
2.2 Систематизация заданий при работе над орфографическим правилом в 3-ем классе…………………...
2.3 Анализ урока………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 3
6
6
12
18
23
23
28
33
36
38
Приложение В
Занимательный материал
Успешно запоминать правила помогает занимательность, используемая на уроке.
Частушки.
Жи да ши, жи да ши очно, точка, стрелочка
С буквой и всегда пиши Тучка, срочно, белочка –
Мыши, ёжики, ужи, Не запомнятся никак
Лужи, крыши и моржи. Здесь не нужен мягкий знак
Сочетания чу и щу Ча и ща, ча и ща,
Пишем только с буквой у; Роща, чаща и свеча,
Чудо, щука, ухвачу Пища, туча, саранча –
И кричу, лечу, хочу. С буквой а и ча и ща.
Стихи
ОЗЕРО
Чуть колыша камыши Колючки, как известно злючки,
Дремлет озеро в тиши. А кот же любит их – колючки?
Отражения в нём живут, Один верблюд, ведь у верблюда
Тучи в озере плывут,
Бор сосновый, как живой,
Дремлет к низу головой.
ЩУКА
Щука в озере жила, Голова огнём пылает точка.
Щёткой дно она мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
Правила в стихотворной форме
1. В конце слова, без сомнения,
происходит оглушение.
Говорим мы – плод, проверяем плоды,
Говорим мы – сад, проверяем сады.
2. Не сердись, не скучай, не спеши –
Не с глаголами отдельно пиши.
Рифмованные упражнения
На берегу растёт сосна, а рядом с нею сосны.
Горит прекрасная звезда, а рядом с нею звёзды.
А на траве лежит раса, а рядом с нею росы.
Вот по траве спешит коса, а рядом с нею косы.
И будет мягкая трава душистым лёгким сеном.
Сгребать его пойдёт мой дед, мой дед, точней, пойдём мы с дедом.
Я иду, и ты идёшь, я несу и ты несёшь,
Я веду, и ты ведёшь, я везу и ты везёшь.
Мы сидим, и ты сидишь, мы молчим и ты молчишь.
Ты поёшь и мы поём, просто дружно мы живём.
Приедешь? – Не приеду!
Придёшь? – Нет, не приду!
Услышишь? – Не услышу!
Найдёшь? – Нет, не найду!
Слезаешь? – Не слезаю!
Решаешь? – Не решу!
Мечтаешь? – Не мечтаю!
Молчишь? – Нет, не молчу!
Конфетку, может, хочешь? – Нет! Да, хочу, хочу!
У тебя есть удочка, у меня есть дудка.
У тебя есть курочка, у меня есть утка.
У тебя есть шишечка, у меня – корзинка.
У тебя есть кисточка, у меня – картинка.
Я тебе дам посмотреть все свои картинки.
Ты поделишь пряник свой на две половинки.
Словарные слова
Много хлопот доставляет изучение словарных слов. Эффективен метод, основанный на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законов запоминания.
I вариант.
Ребёнок, что бы запомнить слово, выполняет рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании.
помидор крапива банан
– на букве о легко нарисовать помидор, а буква и – это ножи, которыми можно его резать;
– когда ужалит крапива, трудно удержаться от крика – а а а;
– из бананов легко можно выложить букву а, но невозможно – о.
и т.д.
II вариант.
Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы связи.
впереди назад налево
слева направо снизу
(Шёл человек по городу, вдруг впереди выскочила чёрная кошка. Повернул назад – тупик, пошёл налево – слева тупик, пошёл направо – и справа тупик,
хотел вниз, да внизу асфальт мешает. Пришлось встретиться с чёрной кошкой.)
однажды осина орех яблоко
(Ого! Однажды на осине выросли орех и яблоко!)
Правописание букв о и а на конце можно запомнить так:
на окно – налево; на окно – направо; с окна – слева; с окна – справа