Сущность профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:19, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является изучение сущности профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя. В процессе изучения ставятся следующие задачи: 1) Рассмотреть и объяснить соотношение понятий "профессиональная культура" и "педагогическая культура"; 2) Определить особенности профессиональной компетентности и культуры педагога; 3) Рассмотреть в практической части творческую индивидуальность как один из компонентов профессионально-педагогической культуры; 4) Провести исследование методом тестирования педагога на уровень творческой индивидуальности 5) Рассмотреть методы проявления культуры педагога в процессе игры
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Глава 1. КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ 1.1. Особенности культуры педагогической деятельности 1.2. Структура педагогической культуры 1.3. Профессионально обусловленные требования к культуре педагога Глава 2. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 2.1. Процесс формирования культуры через творческую индивидуальность педагога 2.2. Значение творческой индивидуальности в работе педагога 2.3. Тестирование педагога на определение уровня педагогической культуры 2.4. Проявление творческих умений учителя в играх ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Совокупность профессионально
обусловленных требований к учителю определяется
как профессиональная готовность к педагогической
деятельности. В ее составе правомерно
выделить, с одной стороны, психологическую,
психофизиологическую и физическую готовность,
а с другой - научно-теоретическую и практическую
компетентность как основу профессионализма.
Содержание профессиональной
готовности как отражение цели педагогического
образования аккумулировано в профессиограмме,
отражающей инвариантные, идеализированные
параметры личности и профессиональной
деятельности учителя. ²
К настоящему времени накоплен
богатый опыт построения профессиограммы
учителя, который позволяет профессиональные
требования к учителю объединить в три
основных комплекса, взаимосвязанных
и дополняющих друг друга: общегражданские
качества; качества, определяющие специфику
профессии учителя; специальные знания,
умения и навыки по предмету (специальности).
Психологи при обосновании профессиограммы
обращаются к установлению перечня педагогических
способностей, представляющих собой синтез
качеств ума, чувств и воли личности. В
частности, В. А. Крутецкий выделяет дидактические,
академические, коммуникативные способности,
а также педагогическое воображение и
способность к распределению внимания.
А. И. Щербаков к числу важнейших
педагогических способностей относит
дидактические, конструктивные, перцептивные,
экспрессивные,
коммуникативные и организаторские.
Он также считает, что в психологической
структуре личности учителя должны быть
выделены общегражданские качества, нравственно-психологические,
социально-перцептивные, индивидуально-психологические
особенности, практические умения и навыки:
общепедагогические (информационные,
мобилизационные, развивающие, ориентационные),
общетрудовые (конструктивные, организаторские,
исследовательские), коммуникативные
(общение с людьми разных возрастных категорий),
самообразовательные (систематизация
и обобщение знаний и их применение при
решении педагогических задач и получении
новой информации).
Учитель - не только профессия,
суть которой транслировать знания, а
высокая миссия сотворения личности, утверждения
человека в человеке. В этой связи цель
педагогического образования может быть
представлена как непрерывное общее и
профессиональное развитие учителя нового
типа, которого характеризуют: ¹
- высокая гражданская
ответственность и социальная
активность;
- любовь к детям, потребность
и способность отдать им свое сердце;
——————————
¹ Левина М.М. Технологии профессионального
педагогического образования. - М., 2001.-
стр. 48
² Там же, стр. 48
- подлинная интеллигентность,
духовная культура, желание и
умение работать вместе с другими;
- высокий профессионализм,
инновационный стиль научно-педагогического
мышления, готовность к созданию
новых ценностей и принятию
творческих решений;
- потребность в постоянном
самообразовании и готовность
к нему;
- физическое и психическое
здоровье, профессиональная работоспособность.
В структуре личности учителя
особая роль принадлежит профессионально-педагогической
направленности. Она является тем
каркасом, вокруг которого компонуются
основные профессионально значимые свойства
личности педагога.
Профессиональная направленность
личности учителя включает интерес к профессии
учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические
намерения и склонности. Основой педагогической
направленности является интерес к профессии
учителя, который находит свое выражение
в положительном эмоциональном отношении
к детям, к родителям, педагогической деятельности
в целом и к конкретным ее видам, в стремлении
к овладению педагогическими знаниями
и умениями. Педагогическое призвание
в отличие от педагогического интереса,
который может быть и созерцательным, означает
склонность, вырастающую из осознания
способности к педагогическому делу.
Наличие или отсутствие призвания
может выявиться только при включении
будущего учителя в учебную или реальную
профессионально ориентированную деятельность,
ибо профессиональная предназначенность
человека не обусловлена прямо и однозначно
своеобразием его природных особенностей.
Между тем субъективное переживание призвания
к выполняемой или даже избранной деятельности
может оказаться весьма значимым фактором
развития личности: вызывать увлеченность
деятельностью, убежденность в своей пригодности
к ней.
——————————
¹ Левина М.М. Технологии профессионального
педагогического образования. - М., 2001.-
стр. 50
Таким образом, педагогическое
призвание формируется в процессе накопления
будущим учителем теоретического и практического
педагогического опыта и самооценки своих
педагогических способностей. Отсюда
можно сделать вывод, что недостатки специальной
(академической) подготовленности не могут
служить поводом для признания полной
профессиональной непригодности будущего
учителя.
Основу педагогического призвания
составляет любовь к детям. Это основополагающее
качество является предпосылкой самосовершенствования,
целенаправленного саморазвития многих
профессионально значимых качеств, характеризующих
профессионально-педагогическую направленность
учителя.
Среди таких качеств - педагогический
долг и ответственность.
Руководствуясь чувством педагогического
долга, учитель всегда спешит оказать
помощь детям и взрослым, всем, кто в ней
нуждается, в пределах своих прав и компетенции;
он требователен к себе, неукоснительно
следуя своеобразному кодексу педагогической
морали.
Высшим проявлением педагогического
долга является самоотверженность учителя.
Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное
отношение к труду. Учитель, имеющий данное
качество, работает не считаясь со временем,
подчас даже с состоянием здоровья. Ярким
примером профессиональной самоотверженности
является жизнь и деятельность А. С. Макаренко
и В.А. Сухомлинского. Исключительный пример
самоотверженности и самопожертвования
- жизнь и подвиг Януша Корчака, видного
польского врача и педагога, презревшего
предложение фашистов остаться в живых
и шагнувшего в печь крематория вместе
со своими воспитанниками.
Взаимоотношения учителя с
коллегами, родителями и детьми, основанные
на осознании профессионального долга
и чувстве ответственности, составляют
сущность педагогического такта, который
есть одновременно и чувство меры, и сознательная
дозировка действия, и способность проконтролировать
его и, если это необходимо, уравновесить
одно средство другим. Тактика поведения
учителя в любом случае состоит в том,
чтобы, предвидя его последствия, выбрать
соответствующие стиль и тон, время и место
педагогического действия, а также провести
своевременную их корректировку.
Педагогический такт во многом
зависит от личных качеств педагога, его
кругозора, культуры, воли, гражданской
позиции и профессионального мастерства.
Он является той основой, на которой вырастают
доверительные отношения между учителями
и учащимися. Особенно отчетливо педагогический
такт проявляется в контрольно-оценочной
деятельности педагога, где крайне важны
особая внимательность и справедливость.
Глава 2. ТВОРЧЕСКАЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
2.1. Значение творческой
индивидуальности в работе педагога
О творческой индивидуальности
педагога можно говорить тогда, когда
он выступает не как исполнитель, а как
самостоятельный, автономный субъект
деятельности и его действия и их результат
выходят за рамки традиционно принятых
в педагогическом сообществе. Яркая индивидуальность
учителя позволяет ему сохранять свое
самобытное педагогическое «лицо» вне
зависимости от ситуации в обществе и
в учебном заведении. Как же практически
«рассмотреть» такого учителя в коллективе?
Как творческая индивидуальность формирует
педагогическую культуру учителя? Кого
из педагогов можно отнести к ярко выраженным
творческим индивидуальностям? На эти
и другие вопросы будут рассмотрены ниже.
Какие же признаки могут свидетельствовать
о том, что перед нами — творческая личность?
Как их распознать? Сразу оговорюсь: их
можно увидеть только в процессе глубокого,
всестороннего изучения профессиональных
и личностных качеств учителя. Каковы
его ценности, убеждения и идеи, составляющие
внутренний стержень личности и основы
деятельности? Можно ли говорить о целостности,
«монолитности» этих идей, убеждений,
направлений самосовершенствования? ¹
Творческая индивидуальность
видит высокий личностный
смысл всего, что происходит в процессе
профессиональной деятельности, переживает
и проживает события как факты личной
жизни. Свою деятельность такой учитель
ощущает как высокую миссию, поэтому у
него всегда хороший настрой. Он может
подняться над повседневностью, увидеть
за отдельными действиями их духовный
смысл и за уроком — судьбу учащихся, а
не только их обученность и воспитанность.
В этом и есть проявление культуры педагогической
деятельности. У него ярко выраженное стремление
к самоактуализации, которое и является
основной движущей силой профессиональной
активности и предпосылкой удовлетворенности
своей деятельностью. К себе он относится
как к значительному человеку, способному
многое сделать в педагогике, проявляет
интерес к процессу и результатам своей
деятельности и к труду коллег, верит в
собственные силы, в возможность изменить
и преобразовать педагогическую практику.
Исследования признаков, общих
для педагогов, проявляющих качества творческой
индивидуальности, показывают, что их объединяет интерес к людям;
они стремятся понимать других, их стремления,
мотивы поступков, с любопытством следят
за взаимодействием других людей, пытаясь
познать скрытый контекст общения, скрытые
побуждения и мысли. Им нравится наблюдать
других в ситуациях проявления высоких
нравственных качеств, характера, замечать
уникальные особенности, вспоминать совместно
пережитое, сделанное. Они благодарны
тем людям, у которых чему-то
научились, охотно делятся впечатлениями
об окружающих, причем, как правило,
– доброжелательно. Они проявляют искренний
интерес к педагогической деятельности,
способны испытывать вдохновение во взаимодействии
с учениками. Общение с ребятами
для них - личностно значимая ценность.
Еще одно характерное качество
яркой индивидуальности — широта увлечений.
Такой учитель всегда приходит к детям
с тем, чем сам глубоко увлечен. И увлечения
эти часто выходят за рамки школьных дел:
это музыка, рисование, техническое творчество,
коллекционирование, художественное творчество
и т. д. «Набор» интеллектуальных качеств
у каждого такого педагога своеобразен,
но общие признаки — гибкость ума, образность,
метафоричность, оригинальность, неожиданная
ассоциативность. При проведении тестовых
исследований оказалось, что далеко не
все они обнаруживают качества быстрого
творческого мышления, но практически
каждый продемонстрировал высокую способность
перекодировать словесную информацию
в схематическую, визуальную. На уроках
таких учителей ребята переживают яркие
интеллектуальные эмоции — удивление,
догадку, уверенность, сомнение, радость,
восторг, разочарование.
——————————
¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность
педагога //Школьная практика. – 2004. - №1.
– С. 197
Во многом этому способствует
обаяние личности учителя. К такому учителю
невольно прислушиваются руководители,
коллеги, он приковывает внимание учеников.
Однако значимым фактором «личностная
сила» становится тогда, когда учитель
чутко реагирует на реакции ребят, понимает
их, относится к ученикам с уважением.
Традиционно понимаемая эмпатия как постижение
эмоционального состояния другого человека
всегда соседствует с более широкими способностями
— «ухватывать» не только эмоциональные,
но и интеллектуальные состояния учеников
(видеть причину их непонимания, уметь
эффективно передать материал так, чтобы
ребята быстро «уловили» его суть); «вчувствоваться»
не только в учеников, но и в сущность явлений
и состояний. У педагогов, которых высокий уровень эмпатии, варьируются только
способы выражения чувственно «схваченного»
образа: одни склонны передавать это словами,
пользуясь точными и образными выражениями,
другие — жестами, интонацией, мимикой
и т.д. Эмпатия предстает и как часть более
сложного качества — профессиональной
интуицией. Как показали исследования,
это качество может быть описано как ряд
специфических чувств и умений: чувства
цели, чувства учебного материала, чувства
технологии. В совокупности это способность
многое предчувствовать,
предугадывать, неожиданно для самого
себя находить творческие решения трудных
педагогических задач.
Воля и целеустремленностьхарактерны для творческих учителей,
но это не выражается у них в демонстрации
сильной воли и показной настойчивости.
Скорее это процесс постоянного достижения
цели, неуклонное следование направлению
избранных поисков, сопровождающееся
сомнениями, разочарованиями, радостями,
переживаниями поражений и побед. Однажды
учительница, у которой формировалась
оригинальная система обучения русскому
языку через фонетическое и образное восприятие
лексики, с искренним недоумением сказала:
«И зачем я всем этим занимаюсь? Сама всегда
этому удивляюсь». А затем, после паузы,
добавила: «Все равно сейчас уже не брошу,
болею всем этим».