Сущность профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя.
В процессе изучения ставятся следующие задачи:
1) Рассмотреть и объяснить соотношение понятий "профессиональная культура" и "педагогическая культура";
2) Определить особенности профессиональной компетентности и культуры педагога;
3) Рассмотреть в практической части творческую индивидуальность как один из компонентов профессионально-педагогической культуры;
4) Провести исследование методом тестирования педагога на уровень творческой индивидуальности
5) Рассмотреть методы проявления культуры педагога в процессе игры

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
1.1. Особенности культуры педагогической деятельности
1.2. Структура педагогической культуры
1.3. Профессионально обусловленные требования к культуре педагога
Глава 2. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Процесс формирования культуры через творческую индивидуальность педагога
2.2. Значение творческой индивидуальности в работе педагога
2.3. Тестирование педагога на определение уровня педагогической культуры
2.4. Проявление творческих умений учителя в играх
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсов 2.docx

— 73.71 Кб (Скачать файл)

Вопреки распространенному мнению среди прекрасных педагогов встречаются люди в личной жизни малообщительные, замкнутые, раскрывающиеся только в общении с детьми, с которыми всегда готовы обсуждать любые проблемы. Одна из талантливых (очень талантливых!) учительниц однажды призналась: «Самое трудное для меня — приходить в незнакомый класс. Я очень трудно к ним привыкаю, и всегда есть период, когда мы с учениками друг друга очень не любим... Я и в жизни-то очень стеснительна. А потом еще хуже — расставаться так тяжело...» И вот что еще любопытно: на уроках таких учителей создается неповторимая индивидуальная атмосфера, педагог и ученики находятся «здесь и сейчас», и одновременно учитель присутствует в масштабе их жизни. Как следствие — значимость педагога в судьбе ученика, опора на опыт и ценности учителя.

 

 

2.2. Процесс формирования  культуры через творческую индивидуальность  педагога

 

 

Откуда же появляется творческая индивидуальность? Исследования показывают, что подлинная творческая индивидуальность — результат достаточно длительного процесса культуры педагогической деятельности, в котором можно выделить некие этапы. ¹

Первый этапсвязан с тем, что человек  оказывается   в   положении, которое мы  условно  назвали «педагогической робинзонадой». Это ситуация «быть с детьми и что-то делать с ними», когда нужно находить  самостоятельные   способы  действия,   влиять на поведение ребят, отвечать за их знания, умения, нести за это ответственность в  первую очередь перед собой. Разновидности  ситуации  «педагогической робинзонады» достаточно вариативны:   человек  оказывается   в пионерском лагере в роли вожатого;   начинающего классного руководителя; руководителя кружка   (технического,   музыкального, спортивного); руководителя бригады подростков, работающих на уборке. Эмпирическая  «данность»¹ ситуации оказывает сильное влияние на эмоции, заставляя мышление работать в определенном направлении, мобилизуя   индивидуальный опыт, потенциал человека. И если этот потенциал есть, то выход  находится,  и  пережитая совместная деятельность, общение,   сложившиеся   отношения фиксируются   в   сознании   как профессиональные  ценности. В этой ситуации может оказаться не   только   начинающий,   но   и опытный педагог-профессионал. В этом отношении очень интересен опыт у А.С. Макаренко, который попал в такую ситуацию, будучи сложившимся профессионалом. Вот как он описывает это в «Педагогической поэме»: ²   «Пустынный   лес,   окружавший нашу колонию, пустые коробки  наших домов,  десяток «дачек» вместо кроватей, топор и лопата в качестве инструмента и полдесятка воспитанников, категорически отрицавших не только нашу педагогику, но всю человеческую культуру, — все это правду говоря, нисколько не  соответствовало  нашему прежнему   школьному   опыту». Вот его переживания:  «Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения — они были еще и месяцами поисков истины. Я во всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года». Отношение к ситуации: «У меня главным результатом этого чтения была крепкая и почему-то вдруг основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие». А вот кристаллизация содержания действия: «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона. По вечерам мы и спорили, и смеялись, и фантазировали на темы о наших похождениях, роднились в отдельных ухватистых случаях, сбивались в единое целое, чему имя — колония Горького».

 

 ——————————

¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. - №1. – С. 199

 

 

Первый этап педагогической индивидуализации может так и остаться для человека приятным эпизодом, хранящимся в памяти, но не реализованным в деле. Но для тех, у кого творческая индивидуальность ярко выражена, он — начало дела их жизни.

На втором этапевырабатывается свое «педагогическое видение» и самоопределение в деятельности. Это возможно только при относительно автономных действиях учителя, когда он сам определяет содержание и характер деятельности, опирается не на внешние требования, а на взаимно установленные с учениками обязательства.

На протяжении второго этапа происходит осмысление целей деятельности, формируется опыт в организации действий (ориентированных на достижение цели), рождается собственное «педагогическое видение» — педагогическая система, охватывающая способы и средства организации действий, анализа, контроля. Это самостоятельная «педагогика», она по-своему цельна и самодостаточна: здесь есть закономерности и принципы, цели и средства деятельности, своя технология и даже своя терминология (когда такая концепция сформулирована, ее можно изучать и вписывать в общую систему педагогической науки). Начинается формирование «педагогического Я»: учитель связывает с педагогикой свои представления о себе, вырабатывает педагогическую «Я-концепцию».

——————————

¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. - №1. – С. 200

²   Там же, стр. 200

 

 

Второй этап, таким образом, — это этап самоопределения внутри педагогической деятельности, этап рождения самостоятельной педагогической системы. Происходит разворачивание процесса самообучения и самовоспитания, и одновременно идет становление собственной судьбы, обретение опыта. Ценности и принципы, поиск способов действия — все это развивает педагогическую нравственность, учит постоянной рефлексивности позиции, умению реализовать себя в педагогически значимых действиях, укрепляет самостоятельность и целостность педагогической позиции. Иными словами — закладывает основы реализации творческой индивидуальности в педагогической культуре учителя.¹

Третий этап— это этап самореализации. Индивидуальность педагога становится фактором его жизни и деятельности. О нем можно сказать: «Он — учитель, этим и интересен». Индивидуальность проявляется в открытости проблемам, в мудрости, в постоянной творческой неудовлетворенности. Субъективно такой учитель переживает свою деятельность как свободу внутренних возможностей, зная, какие проблемы ему предстоит решать, в чем совершенствоваться, обладая волей к изменениям и поиску. Вот отрывки из бесед с   учителями   —   участниками

К сожалению, и наши исследования, и весь опыт создания и реализации индивидуальных педагогических концепций свидетельствуют: чаще всего содержание третьего этапа — это борьба как на внутриобразовательном, так и социальном уровнях. Отстаивание цельности педагогических воззрений, «самости», неотделимых от творческой индивидуальности педагога, — свидетельства их личной значимости для учителя. Истинную оценку любому новому дает время. А.С. Макаренко в практическом отношении проиграл личную битву с «педагогическим Олимпом», вынесшим приговор: «Предложенная система воспитательного процесса есть система не советская», но он понимал, что в стратегическом отношении дело его жизни выиграно, борьбу за свое «педагогическое видение»² он вел до последнего вздоха. Давно уже никто не помнит имен тех, кто уничтожал систему А.С. Макаренко, но его творческая индивидуальность,   воплощенная   в воспитанниках, в книгах, в теории, доказала свою значимость и ценность для педагогики, социальной психологии, она и поныне вдохновляет педагогов на творческий поиск. На этом этапе идет и процесс педагогической социализации — формирование   профессионального   мастерства.   Практически все работы, посвященные    повышению    профессиональной   компетентности,   мастерства и т. д., — это работы по социализации педагога. Социализация и индивидуализация – взаимообусловливающие друг друга процессы: без становления профессионала не может сформироваться   и   полностью   проявиться   творческая   индивидуальность, без творческой индивидуальности становление профессионализма    односторонне, ущербно, не наполнено жизнью. На практике, однако, встречаются случаи, когда личность педагога «разорвана», индивидуализация и социализация проявляются по отдельности.   Грамотный,  безупречно  выполняющий все профессиональные действия, успешно обучающий, но неинтересный, никак не проявляющий индивидуальность педагог — не редкость. «Беспородные», — грубовато,  но  точно  говорил  о них В.Н. Сорока-Росинский. И, наоборот,   оригинальный   и   талантливый   во   многом, но не умеющий выполнять самые простые педагогические   операции учитель  также   встречается   в практике.

——————————

¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. - №1. – С. 201

²   Там же, стр. 201

 

 

Итак, индивидуальность и культура профессионализма — две «равновесные» стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности. Опасно готовить и оценивать педагога только по одному из этих качеств. Между тем, если социализация педагога хоть как-то обеспечивается при подготовке в вузе и в практической деятельности, то его индивидуализация протекает стихийно, она еще не стала объектом внимания ни руководителей школ, ни в педагогическом вузе.

 

 

2.3. Тестирование  педагога на определение уровня педагогической культуры

 

 

Можно ли определить творческую индивидуальность как процесс культуры педагогического труда? Я убеждена, что ответить на такой вопрос однозначно просто невозможно. Любые суждения здесь будут относительными. Поэтому предлагаемые ниже вопросы — только попытка определить, насколько творческая индивидуальность педагога сформировалась и проявляется.¹

Ответьте на предложенные Вам вопросы следующим образом:

– Да;

– В определенной мере;

– Нет.

1. Часто ли Вам удается  отстаивать свою идею, преодолевая сопротивление   недоброжелателей и напор обстоятельств?

2. Сможете ли Вы подробно  описать себя таким, каким хотели бы быть?

3. Хорошо   ли   Вам   знакомо чувство открытия («ага, вот в чем дело!», «я понял!», «вот как надо!»)?

4. Верите ли Вы в  то, что обладаете значительным  личностным потенциалом, с помощью  которого Вы вполне в силах изменять окружающий мир?

5. Называли ли Ваши  знакомые независимо друг от  друга одну и ту же черту  Вашего характера, темперамента, нравственные  или эстетические принципы и  т.п., которые выделяют Вас среди остальных, ярко Вас характеризуют?

6. Есть ли у Вас идея, касающаяся Ваших занятий (работы, учебы, хобби), которую Вам очень хочется реализовать?

7.Часто ли, выполняя какую-либо  работу, Вы увлекаетесь и делаете 
не только больше того, что задумали, но и совершенно другое?

8. Есть ли у Вас выработанные  самостоятельно принципы, нарушение  которых для  Вас  представляется   совершенно   невозможным?

9. Часто ли  знакомые, друзья, коллеги  обращаются к Вам  за помощью,  когда  нужно  придумать что-нибудь оригинальное?

10. Есть ли у Вас хобби, в котором Вы достигли высокого  уровня?

11. Как Вы считаете: окружающий мир таинствен, загадочен?

12. Часто ли Вам удается  успешно оказывать убеждающее влияние на других людей, вовлекая их в реализацию своих идей, изменяя их представления?

13. Долго ли  Вы  помните те идеи, задумки, которые не удалось реализовать?

14. Как Вы считаете, будут  ли в Вашей судьбе крутые  повороты?

15. Доставляет ли Вам  удовольствие фантазирование, мысленная игра с различными элементами, идеями, нахождение способов их взаимопревращения, нахождение сложного и неразрешимого в,  казалось бы, очевидном,   выдвижение   экстравагантных и невероятных гипотез?

—————————

¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. - №1. – С. 201

 

 

16. Верите ли Вы в  высший, духовный смысл жизни?

17. Можете ли Вы назвать  совершенные   Вами   дела   (вещи, произведения, технические изобретения, конструкции и т. п.), в которые Вы вложили душу и которые можно связать с Вашим именем?

18. Интересуетесь ли Вы  обстоятельствами жизни выдающихся людей (читаете специально литературу, смотрите фильмы и др.)?

19.Есть ли у Вас собственные  теории, объясняющие   какие-либо 
процессы, явления и др., в той области, которой Вы занимаетесь?

20. Вы точно знаете, чего  хотите от жизни?

Подсчитаем результат. За каждый ответ «да» поставьте себе 5 баллов, за ответ «в определенной мере» — 2 балла, «нет» — 0 баллов.

- 0 баллов: нечего и думать, что творческая индивидуальность в Вас проснулась. Были ли Вы откровенны?

- 1-20 баллов: Вы что-то стремитесь  делать, но то ли, что нужно? Не  пора ли встряхнуться?

- 21-40 баллов: Ваш творческий потенциал начинает проявляться, но достаточно ли этого?

- 41-60 баллов: Вы — человек творческий, не стоит ли задумать какое-нибудь великое дело?

- 61-80 баллов: Ваша творческая индивидуальность уже вполне заметна, надо увеличить усилия в самосовершенствовании, стряхнуть остатки неуверенности.

- 81—100 баллов: Браво! Вы —  ярко выраженная творческая индивидуальность!

 

 

2.4. Проявление  творческих умений учителя в  играх

 

 

Взаимодействие учителя и учеников во время игр требует умений особого рода: создавать общий фон для проявления творчества устанавливать   психологический   контакт, рефлексия творческой индивидуальности  и индивидуализации, стимулирование нерегламентированного общения, выстраивать гармоничные межличностные отношения. Все это относится к умениям творческим. Они нуждаются в систематическом   осмыслении, самопознании (рефлексии) и развитии. Наиболее эффективно коммуникативные   умения  развиваются у людей с адекватной самоооценкой, чувствующих ответственность за результаты своей   деятельности,   обладающих гибким восприятием. Такие люди способны видеть мир глазами других, разделять переживания, чувствовать   настроение собеседника.¹

Информация о работе Сущность профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя