Сущность профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:19, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является изучение сущности профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя. В процессе изучения ставятся следующие задачи: 1) Рассмотреть и объяснить соотношение понятий "профессиональная культура" и "педагогическая культура"; 2) Определить особенности профессиональной компетентности и культуры педагога; 3) Рассмотреть в практической части творческую индивидуальность как один из компонентов профессионально-педагогической культуры; 4) Провести исследование методом тестирования педагога на уровень творческой индивидуальности 5) Рассмотреть методы проявления культуры педагога в процессе игры
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Глава 1. КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ 1.1. Особенности культуры педагогической деятельности 1.2. Структура педагогической культуры 1.3. Профессионально обусловленные требования к культуре педагога Глава 2. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 2.1. Процесс формирования культуры через творческую индивидуальность педагога 2.2. Значение творческой индивидуальности в работе педагога 2.3. Тестирование педагога на определение уровня педагогической культуры 2.4. Проявление творческих умений учителя в играх ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
С помощью упражнений и игр
развиваются у педагогов адекватная самооценка,
гибкость восприятия, эмпатия, позитивный
настрой, воображение, умение слушать
собеседника.
На школьных семинарах вы сможете
организовать подобные занятия и тем самым
повысить творческую культуру.
Игра «Чудодейственный
вопрос». Цель игры: создать мотивацию
развития новых, полезных в педагогической
деятельности возможностей личности,
совершенствовать имеющиеся. Участники
игры садятся в круг, ведущий — среди них.
1-я часть. Ведущий: «Поговорим
о том, какие ученики нравятся вам больше
всего? Что вы о них можете сказать? Работая
с какими учениками, вы особенно довольны?»
Участники игры называют качества
ребят, которые их привлекают, например:
трудолюбие, вежливость, ум и т. д. Ведущий
внимательно слушает, эмоционально поддерживает,
повторяет некоторые из названных качеств.
Затем он говорит: «Очень интересные люди
— эти учащиеся, которые вам нравятся.
А как они выглядят? Какие у них глаза?
Лица? Какая осанка? Как они говорят? Как
смеются? Какое настроение характерно
для них? Как они дышат? Как двигаются?»
——————————
¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность
педагога //Школьная практика. – 2004. - №1.
– С. 208
Эти вопросы многих участников
игры приводят в замешательство: учителя
зачастую «не видят» ребят, очень мало
знают об их человеческих качествах. По
существу, учителей интересуют только
ответы детей, их успеваемость. Отвечая
на вопросы ведущего, они с трудом вспоминают,
как ребята выглядят, какая у них осанка,
как они смеются. Но даже если участники
не дадут полного ответа, игра все равно
принесет пользу: заставит думать об этом,
внимательнее относиться к ученикам. Очень
полезно привлечь к таким занятиям школьного
психолога. Когда большинство участников
присоединились к игре, когда даны в основном
ответы на вопросы, ведущий благодарит
всех и переходит ко второй части упражнения.
2-я часть. Ведущий: «Давайте
немного пофантазируем. Представьте себе,
что сегодня ночью сверкнула молния, грянул
гром и... произошло чудо! Все наши учащиеся
стали такими, какими мы видели, слышали,
чувствовали их только что в нашем воображении.
Что вы делали бы по-другому? Если бы на
ваших уроках находилась скрытая видеокамера,
что бы она в вашем поведении заметила?»
(Ведущий внимательно слушает ответы,
одобряет их кивком, улыбкой, детализирует
изменения с помощью вопросов: «Какими
будут ваши движения? Появятся ли в вашей
речи новые слова? Какие? Каким будет ваш
голос? Тон? Как вы будете выглядеть?»
Когда изменений названо достаточно,
ведущий спрашивает: «Случается такое
уже сейчас? Можно ли сделать так, чтобы
такое ваше поведение стало привычным?»
Ведущий слушает высказывания участников,
затем просит желающих поделиться впечатлениями
от игры: «Была ли игра полезна? Какие открытия
для себя сегодня вы сделали?»
Чтобы цель игры была достигнута,
ведущему необходимо быть очень внимательным
к эмоциональным состояниям участников,
применять эмпатическое слушание и понимание,
его речь должна быть четкой и выразительной.
Наш опыт позволяет говорить о том, что
участие педагога в таком диалоге развивает
мотивацию к изменениям, настраивает на
активное участие в последующих упражнениях.
В основе игры — направленность в будущее,
позитивный настрой, позитивные намерения,
детализация, умножение конкретных конструктивных
действий, а также использование зрительной,
слуховой и эмоциональной памяти. Используя
все это, можно смоделировать разные ситуации.
Очень продуктивно применять такие игры
в индивидуальной работе с неуспевающими
школьниками, с разочарованными в чем-то
людьми и с теми, у которых низкий уровень
притязаний.
Имитационно-моделирующая
игра «Случаи из педагогической практики». Цель ее — интегрирование материала,
изученного в курсе, формирование коммуникативных
умений высокого уровня (умелая деятельность).
Слушатели выполняют такие роли: эксперт,
педагог, учащийся. Экспертов трое, их
выбирают открытым голосованием, они получают
устные инструкции и экспертные листы.
Остальные участники игры разбиваются
на пары, каждая из которых по очереди
работает в «круглом аквариуме» (пара
работает, а остальные участники группы
наблюдают, готовятся задавать вопросы,
вносить предложения по представленному
случаю). «Учащийся» получает роль, «педагог»
— описание ситуации. Роль представляет
собой краткую характеристику психологических
особенностей учащегося: возраст, пол,
доминирующие потребности и мотивы деятельности,
интраверсия — экстраверсия, эмоциональная
стабильность — нейротизм, эмоциональная
направленность личности, стратегии поведения
в сложной ситуации общения, типичные
эмоциональные реакции, гибкость восприятия,
восприятие времени, умение формулировать
цель в позитивных категориях. Описание
ситуации может быть кратким: время, место,
что происходит. «Педагог» играет самого
себя. Время взаимодействия играющей пары:
5—7 мин. Затем оно прерывается, и «педагог»
анализирует свою работу, подводит ее
итоги по плану: результаты экспресс-диагностики,
формулировка проблемы, формулировка
цели педагогического взаимодействия,
использованные методы взаимодействия.
¹
Затем работу пары обсуждает
группа. Экспертная комиссия выставляет
и аргументирует оценки.
Затем работает следующая пара.
Руководитель игры обеспечивает поддержку
творческого духа участников, комфортный
психологический климат, конструктивное
обсуждение. Для этого перед игрой проводится
разминка, используются музыкальные и
танцевальные паузы, юмор, подбираются
разнообразные, нестандартные ситуации
в качестве материала для игры. В конце
занятия экспертная комиссия подводит
общие итоги, а руководитель анализирует
и отмечает работу экспертов. Желательно
проводить эту игру в конце изучения курса,
но не на последнем занятии, чтобы хватило
времени на групповую и индивидуальную
работу со слушателями, у которых выявляются
пробелы в знаниях, а умения недостаточно
сформированы.
——————————
¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность
педагога //Школьная практика. – 2004. - №1.
– С. 208
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Смысл педагогической профессии
выявляется в деятельности, которую осуществляют
ее представители и которая называется
педагогической. Она представляет собой
особый вид социальной деятельности, направленной
на передачу от старших поколений младшим
накопленных человечеством культуры и
опыта, создание условий для их личностного
развития и подготовку к выполнению определенных
социальных ролей в обществе.
Педагогический труд — это
вид профессиональной деятельности, содержанием
которой является обучение, воспитание,
образование, развитие обучающихся (детей
разного возраста, учащихся школ, техникумов,
профессионально-технических училищ,
высших учебных заведений, институтов
повышения квалификации, учреждений дополнительного
образования и т.д.).
Особо можно выделить точку
зрения, касающуюся проблемы педагогических
способностей. Педагогическая деятельность
обладает большим творческим потенциалом,
поэтому в ее осуществлении так важны
специальные способности. В "Российской
педагогической энциклопедии" говорится,
что для овладения педагогической деятельностью
"оказывается необходимой достаточно
жесткая структура способностей и качеств,
определенная социально-психологическая
предрасположенность личности". Это
говорит о том, что человек, не имеющий
способностей к общению с людьми, организаторских,
коммуникативных, одним словом, способностей
к педагогической деятельности, не сможет
стать настоящим профессионалом.
Главной предпосылкой успешного
выполнения педагогом его профессиональных
функций является личная педагогическая
культура.
Педагогическая культура преподавателя
предполагает возрождение и самореализацию
творчества педагога и воспитанников.
Феномен культуры определяется через
диалог и взаимопроникновение культур
прошлых, настоящих, будущих. Педагогическую
культуру можно рассматривать как общение
двух индивидов в различные моменты передачи
человеческой культуры.
Общая культура педагога служит
точкой отсчета его квалификации и профессионального
роста. Что же входит в содержание общей
культуры педагога? Это, прежде всего,
жизненные установки и приоритеты общечеловеческих
ценностей - истины, любви, добра, красоты,
свободы и т.д. Ядром общей культуры личности
являются образованность и воспитанность
в их гармоническом единстве. Показателем
общего развития педагога является уровень
его познавательных процессов: мышления,
внимания, восприятия, памяти, воображения.
Результативность профессиональной педагогической
деятельности во многом определяется
также степенью развитости эмоционально-волевой
сферы, богатством и "дисциплиной"
чувств, т.е. умением сдерживать себя, не
поддаваться настроению, прислушиваться
к голосу разума. Специальные исследования
и практика свидетельствуют о важном значении
особенностей характера педагога. Такие
качества, как энергичность, общительность,
самостоятельность, оптимизм, чувство
юмора, способствуют успешному решению
дидактических и воспитательных задач.
Многим приходилось слышать,
что истинным педагогом надо родиться.
Это так, если речь идет о ярком даровании,
большом таланте. Но я считаю, что любой
учитель, желающий работать с детьми, передавать
им свои знания и опыт, может стать мастером
с большой буквы, уроки которого будут
напоминать игру актера в сказочном спектакле,
где все понятно и интересно. А для этого
нужно постоянно работать над собой: обогащать
себя духовно, развивать и актуализировать
свой творческий потенциал, те личностные
качества, которые способствуют благотворному
влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными
идеями и технологиями в области педагогики,
методикой обучения и воспитания, изучать
опыт передовых учителей и твердо верить
в свой успех.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Толстой Л. Н. Педагогические
сочинения. - М., 1953. - С. 72.
2. Сухомлинский В. А. Избранные
педагогические сочинения: В 3 т. - М.,
1981. Т. 3. - С. 56.
3. Введение в специальность
/ Под ред. Л. И. Рувинского. - М., 1988.
4. Котова И. Б., Шинное Е.
Н. Педагог: профессия и личность.
- Ростов-на-Дону, 1997.
5. Маркова А. К. Психология
труда учителя. - М., 1993.
6. Мищенко А. И. Введение
в педагогическую профессию. - Новосибирск,
1991.
7. Мудрик А. В. Учитель: Мастерство
и вдохновение. - М., 1986.
8. Зязюна И. А. Основы педагогического
мастерства. - М., 1989.
9. Гильманов С. Творческая
индивидуальность педагога //Школьная
практика. – 2004. - №1. – С. 197-207
10. Введение в педагогическую
культуру / Под ред. Е. В. Бондаревской.
- Ростов-на-Дону, 1995.
11. Исаев И. Ф. Теория и
практика формирования профессионально-педагогической
культуры преподавателя высшей
школы. - М., 1993.