Сущность профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя.
В процессе изучения ставятся следующие задачи:
1) Рассмотреть и объяснить соотношение понятий "профессиональная культура" и "педагогическая культура";
2) Определить особенности профессиональной компетентности и культуры педагога;
3) Рассмотреть в практической части творческую индивидуальность как один из компонентов профессионально-педагогической культуры;
4) Провести исследование методом тестирования педагога на уровень творческой индивидуальности
5) Рассмотреть методы проявления культуры педагога в процессе игры

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
1.1. Особенности культуры педагогической деятельности
1.2. Структура педагогической культуры
1.3. Профессионально обусловленные требования к культуре педагога
Глава 2. ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Процесс формирования культуры через творческую индивидуальность педагога
2.2. Значение творческой индивидуальности в работе педагога
2.3. Тестирование педагога на определение уровня педагогической культуры
2.4. Проявление творческих умений учителя в играх
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсов 2.docx

— 73.71 Кб (Скачать файл)

С помощью упражнений и игр развиваются у педагогов адекватная   самооценка, гибкость восприятия, эмпатия, позитивный настрой, воображение, умение слушать собеседника.

На школьных семинарах вы сможете организовать подобные занятия и тем самым повысить творческую культуру.

Игра «Чудодейственный вопрос». Цель игры: создать мотивацию развития новых, полезных в педагогической деятельности возможностей личности, совершенствовать имеющиеся. Участники игры садятся в круг, ведущий — среди них. 1-я часть. Ведущий: «Поговорим о том, какие ученики нравятся вам больше всего? Что вы о них можете сказать? Работая с какими учениками, вы особенно довольны?»

Участники игры называют качества ребят, которые их привлекают, например: трудолюбие, вежливость, ум и т. д. Ведущий внимательно слушает, эмоционально поддерживает, повторяет некоторые   из   названных   качеств. Затем он говорит: «Очень интересные люди — эти учащиеся, которые вам нравятся. А как они выглядят? Какие у них глаза? Лица? Какая осанка? Как они говорят? Как смеются? Какое настроение характерно для них? Как они дышат? Как двигаются?»

——————————

¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. - №1. – С. 208

 

 

Эти вопросы многих участников игры приводят в замешательство: учителя зачастую «не видят» ребят, очень мало знают об их человеческих качествах. По существу, учителей интересуют только ответы детей, их успеваемость. Отвечая на вопросы ведущего, они с трудом вспоминают, как ребята выглядят, какая у них осанка, как они смеются. Но даже если участники не дадут полного ответа, игра все равно принесет пользу: заставит думать об этом, внимательнее относиться к ученикам. Очень полезно привлечь к таким занятиям школьного психолога. Когда большинство участников присоединились к игре, когда даны в основном ответы на вопросы, ведущий благодарит всех и переходит ко второй части упражнения.

2-я часть. Ведущий: «Давайте немного пофантазируем. Представьте себе, что сегодня ночью сверкнула молния, грянул гром и... произошло чудо! Все наши учащиеся стали такими, какими мы видели, слышали, чувствовали их только что в нашем воображении. Что вы делали бы по-другому? Если бы на ваших уроках находилась скрытая видеокамера, что бы она в вашем поведении заметила?» (Ведущий внимательно слушает ответы, одобряет их кивком, улыбкой, детализирует изменения с помощью вопросов: «Какими будут ваши движения? Появятся ли в вашей речи новые слова? Какие? Каким будет ваш голос? Тон? Как вы будете выглядеть?»

Когда изменений названо достаточно, ведущий спрашивает: «Случается такое уже сейчас? Можно ли сделать так, чтобы такое ваше поведение стало привычным?» Ведущий слушает высказывания участников, затем просит желающих поделиться впечатлениями от игры: «Была ли игра полезна? Какие открытия для себя сегодня вы сделали?»

Чтобы цель игры была достигнута, ведущему необходимо быть очень внимательным к эмоциональным состояниям участников, применять эмпатическое слушание и понимание, его речь должна быть четкой и выразительной. Наш опыт позволяет говорить о том, что участие педагога в таком диалоге развивает мотивацию к изменениям, настраивает на активное участие в последующих упражнениях. В основе игры — направленность в будущее, позитивный настрой, позитивные намерения, детализация, умножение конкретных конструктивных действий, а также использование зрительной, слуховой и эмоциональной памяти. Используя все это, можно смоделировать разные ситуации. Очень продуктивно применять такие игры в индивидуальной работе с неуспевающими школьниками, с разочарованными в чем-то людьми и с теми, у которых низкий уровень притязаний.

Имитационно-моделирующая игра «Случаи из педагогической практики». Цель ее — интегрирование материала,   изученного   в   курсе, формирование    коммуникативных   умений   высокого   уровня (умелая деятельность). Слушатели выполняют такие роли: эксперт, педагог, учащийся. Экспертов трое, их выбирают открытым голосованием, они получают устные инструкции и экспертные листы. Остальные участники игры разбиваются на пары, каждая из которых по очереди работает в «круглом аквариуме» (пара работает, а остальные участники   группы   наблюдают, готовятся задавать вопросы, вносить предложения по представленному случаю). «Учащийся» получает роль, «педагог»   —   описание   ситуации. Роль   представляет  собой  краткую характеристику психологических особенностей учащегося: возраст, пол, доминирующие потребности и мотивы деятельности, интраверсия — экстраверсия, эмоциональная стабильность — нейротизм,   эмоциональная   направленность личности,  стратегии поведения в сложной ситуации общения, типичные эмоциональные реакции, гибкость восприятия,   восприятие   времени, умение   формулировать   цель   в позитивных  категориях.   Описание ситуации может быть кратким: время, место, что происходит. «Педагог» играет самого себя. Время взаимодействия играющей пары: 5—7 мин. Затем оно прерывается, и «педагог» анализирует свою работу, подводит ее итоги по плану: результаты экспресс-диагностики, формулировка проблемы, формулировка цели педагогического взаимодействия, использованные методы взаимодействия. ¹

Затем работу пары обсуждает группа. Экспертная комиссия выставляет и аргументирует оценки.

Затем работает следующая пара. Руководитель игры обеспечивает поддержку творческого духа участников, комфортный психологический климат, конструктивное обсуждение. Для этого перед игрой проводится разминка, используются музыкальные и танцевальные паузы, юмор, подбираются разнообразные, нестандартные ситуации в качестве материала для игры. В конце занятия экспертная комиссия подводит общие итоги, а руководитель анализирует и отмечает работу экспертов. Желательно проводить эту игру в конце изучения курса, но не на последнем занятии, чтобы хватило времени на групповую и индивидуальную работу со слушателями, у которых выявляются пробелы в знаниях, а умения недостаточно сформированы.

——————————

¹ Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. - №1. – С. 208

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогический труд — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.).

Особо можно выделить точку зрения, касающуюся проблемы педагогических способностей. Педагогическая деятельность обладает большим творческим потенциалом, поэтому в ее осуществлении так важны специальные способности. В "Российской педагогической энциклопедии" говорится, что для овладения педагогической деятельностью "оказывается необходимой достаточно жесткая структура способностей и качеств, определенная социально-психологическая предрасположенность личности". Это говорит о том, что человек, не имеющий способностей к общению с людьми, организаторских, коммуникативных, одним словом, способностей к педагогической деятельности, не сможет стать настоящим профессионалом.

Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций является личная педагогическая культура.

Педагогическая культура преподавателя предполагает возрождение и самореализацию творчества педагога и воспитанников. Феномен культуры определяется через диалог и взаимопроникновение культур прошлых, настоящих, будущих. Педагогическую культуру можно рассматривать как общение двух индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры.

Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. Что же входит в содержание общей культуры педагога? Это, прежде всего, жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей - истины, любви, добра, красоты, свободы и т.д. Ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве. Показателем общего развития педагога является уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения. Результативность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и "дисциплиной" чувств, т.е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Специальные исследования и практика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педагога. Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успешному решению дидактических и воспитательных задач.

Многим приходилось слышать, что истинным педагогом надо родиться. Это так, если речь идет о ярком даровании, большом таланте. Но я считаю, что любой учитель, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать опыт передовых учителей и твердо верить в свой успех.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Толстой Л. Н. Педагогические  сочинения. - М., 1953. - С. 72.

2. Сухомлинский В. А. Избранные  педагогические сочинения: В 3 т. - М., 1981. Т. 3. - С. 56.

3. Введение в специальность / Под ред. Л. И. Рувинского. - М., 1988.

4. Котова И. Б., Шинное Е. Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997.

5. Маркова А. К. Психология  труда учителя. - М., 1993.

6. Мищенко А. И. Введение  в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.

7. Мудрик А. В. Учитель: Мастерство  и вдохновение. - М., 1986.

8. Зязюна И. А. Основы педагогического  мастерства. - М., 1989.

9. Гильманов С. Творческая  индивидуальность педагога //Школьная  практика. – 2004. - №1. – С. 197-207

10. Введение в педагогическую  культуру / Под ред. Е. В. Бондаревской. - Ростов-на-Дону, 1995.

11. Исаев И. Ф. Теория и  практика формирования профессионально-педагогической  культуры преподавателя высшей  школы. - М., 1993.

12. Исаев И.Ф., Ситникова  М.И. Творческая самореализация учителя: Культурологический подход. - Белгород; М., 1999.

13. Кан-Калик В. А., Никандров  К Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.

14. Левина М.М. Технологии  профессионального педагогического  образования. - М., 2001.

15. Лихачев Б. Т. Введение  в теорию и историю воспитательных  ценностей. - Самара, 1997.

16. Основы педагогического  мастерства: Учеб. пособие / Под ред. И.А.Зязюна. - М., 1989.

17. Формирование профессиональной  культуры учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 2000.

 


Информация о работе Сущность профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя