Сущность процесса воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:39, реферат

Краткое описание

Педагогика, как наука заключает в себе многолетний опыт воспитания и обучения подрастающего поколения. Эта наука является результатом многовековых исследований закономерностей формирования личности. Знание этой науки освобождает педагога от различных проб и ошибок.
На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем педагогики является проблема постановки цели воспитания. Определение сущности воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение, так как непосредственным образом влияет на разработку педагогической теории. Этот момент подчеркивает актуальность темы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ 5
2.НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 11
3.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ 16
4. СТИЛИ И МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

общ и проф.docx

— 48.07 Кб (Скачать файл)

Названный ряд качеств  не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится  найти социально приемлемую и  лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.

Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в единой личности. Ядром личности, детерминирующим  все ее частные проявления, служит мотивационно - потребностная сфера, представляющая собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека.

Таким образом, воспитание в  значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.

Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются  раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными  ориентирами, провозглашенными тем  или иным обществом.

Однако главной поставленной задачей воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Также  следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов  гуманизма. То есть взращивать в человеке "общечеловеческие ценности", не имеющие исторических и государственных  границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных  этапах развития человечества. Эти  цели, главным образом связаны  с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и кругом нее. Но наряду с "общечеловеческими ценностями" существуют цели, которые ставят перед  воспитанием текущие процессы в  обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа  развития общества и государства  являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.

2.НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Успех воспитательного процесса как единства цели и средств ее достижения проявляется как повышение  степени индивидуальной активности воспитанника. Направление воспитания определяется единством целей и  содержания. По этому признаку выделяют умственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и другие направления  воспитания. Умственное воспитание ориентированно на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимательность, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка – общение со взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный припас ребенка. Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важным являются игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но различные по величине и цвету, предметы, а также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в быту. Таким образом, умственное воспитание основывается на:

. развитии воли, памяти, сообразительности  как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов;

. формирование культуры  учебного и трудового процессов; 

. развитие личностных  качеств – расширение кругозора  и словарного запаса, воображения,  самостоятельности и способности  к творчеству;

. стимулирование интереса  к работе с книгой.

Решение задач умственного  воспитания осуществляется посредством  обучения и образования, различных  олимпиад и викторин, бесед со старшими о науке и ее деятелях, приобщения к творческим занятиям, исследованиям  и экспериментам.

Второе направление воспитательного  процесса – идейно-политическое воспитание, предполагающее формирование у ребенка  основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Формирование убеждений  у ребенка, его идейное воспитание – это, прежде всего, передача личного  отношения взрослого окружения  воспитуемого к родной земле, готовности бороться за ее свободу и независимость, гордости за героическое прошлое  и настоящее своего Отечества  и народа. Также в задачи этого  направления входит осмысление детьми причастности к прошлому, настоящему и будущему Родины. Одновременно гражданин своего Отечества может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы и, таким образом, становиться гражданином мира.

Нравственное становление  человека также является одним из направлений воспитательной деятельности. Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у  ребенка системы отношений к  обществу, другим людям, самому себе. В  содержание нравственного воспитания входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью  к ним. Особое значение имеет формирование дисциплинированности и культуры поведения. Главный путь нравственного формирования ребенка – общение со взрослыми, и чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира, тем шире возможности нравственного воспитания. Также нужно проведение бесед и диспутов на примере художественных произведений и практических ситуаций. Таким образом, нравственное воспитание включает в себя вооружение ребенка знанием норм нравственности и морали, а также формирование у него поведения в соответствии с этими нормами.

Важнейшей предпосылкой всестороннего  гармонического развития личности ребенка  является его трудовое воспитание. Целями его являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения  к любому труду, накопление профессионального  опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

В раннем возрасте трудовая дело ребенка тесно связана с игрой. Ребенку нравятся поручения, содержащие элементы игры и доставляющие эстетическое наслаждение. Одновременно в этом месте заложена вероятность воспитать у ребенка понимание необходимости труда, его пользы. Для реализации задач трудового воспитания используются различные приемы и методы:

1)организация труда в кружках по интересам;

2)различные виды поощрения трудовой деятельности и творчества;

3)творческие экспозиции, конкурсы и соревнования, оценка их качества;

4)временные и постоянные домашние обязанности, дежурство в учебных заведениях, а также систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам трудовой деятельности и т.д.

Фундамент здоровья закладывается  в детстве. От того, насколько правильно  будет организовано физическое воспитание, во многом будет зависеть его самочувствие, настроение, успехи в учебе. Оно способствует росту трудовых возможностей воспитуемого, совершенствует его нравственно- волевые  качества, является средством гармонического развития. Основными целями физического  воспитания являются правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков  и вестибулярного аппарата, различные  процедуры закаливания, воспитание силы воли и характера, повышающих работоспособность  человека. Комплекс средств физического  воспитания включает в себя правильный режим дня, рациональное питание, привитие культурно-гигиенических навыков, занятия  физкультурой и спортом.

Эстетическое воспитание имеет поставленной задачей развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и  искусстве, обогащение духовного мира ребенка. Кроме того, нужно научить  его замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помочь воспитаннику выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить  способности, приобщить ребенка  к художественному творчеству.

Особенно большая роль в воспитании эстетического вкуса  ребенка отводится его первым игрушкам. Они учат познавать жизнь  и являются источником первых эстетических впечатлений. Воспитательное важность имеют эстетическая организация  труда, привлекательное оформление комнат, классов и аудиторий в учебных заведениях, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды и прочем. В эстетическом воспитании большое значение имеет развитие чувства любви к природе. Эстетически развитый человек способен не только наслаждаться красотой и творить по законам красоты, но и активно бороться со всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого.

В связи с усилением  природоохранительной деятельности, с  необходимостью рационального использования  природных богатств становится актуальной такая граница личностного развития ребенка, как экологическая воспитанность. Экологическое воспитание призвано формировать отношение к природе как к общественной ценности, а также бережное отношение к ресурсам, флоре и фауне. В целом оно основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле, и того, что каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологических катастроф.

Кроме вышеперечисленных  направлений, в современном обществе формируются новые направления  воспитательной работы, такие как  экономическое и правовое. Экономическое  воспитание направлено на формирование экономического мышления современного человека в масштабах семьи, производства, всей страны. Оно ставит поставленной задачей развитие деловых качеств  человека, таких как бережливость, предприимчивость, расчетливость, и  накопление знаний в сфере экономики, хозяйства, налогообложения.

Правовое воспитание основано на воспитание уважительного отношения  к Конституции и правам человека, а также критического отношения  к тем, кто их нарушает. Оно предполагает знание человеком своих прав и  обязанностей и ответственность  за их нарушение.

3.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ  ВОСПИТАНИЯ

Под средствами воспитания понимаются способы организованного  и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди-воспитатели  – воздействуют на других людей-воспитанников  с целью выработать у них определенные психологические качества и формы  поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность понимают предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменения  личности воспитуемого. К ним можно  отнести всевозможные виды учения, связанные с формированием поступков  человека, убеждение, внушение, преобразования когнативной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные виды психокоррекции.

Средствами воспитания могут  стать личный пример воспитателя, образцы  поведения, демонстрируемые окружающими  людьми, поступки, описываемые как  нормативные и высоко оцениваемые  в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать  все, что так или иначе личностно  затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.

Средства воспитания по характеру  воздействия на человека можно разделить  на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т. п.).

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в  процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные . В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. При использовании неосознанных средств воздействия принятие воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица.

По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить  на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Они могут быть — и на практике чаще всего являются — комплексными, включающими разные стороны личности воспитуемого. Аналогичным образом можно разделить те средства воспитательного воздействия, которыми пользуется воспитатель.

Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему  знаний человека, на преобразования ее. Поскольку большинство современных  ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние  на его поведение, значение данной области  воспитательных воздействий существенно  возрастает, и в современных условиях она становится основной.

Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и  поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, обличающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные  эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.

Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его  действовать определенным образом  и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные  подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитуемый сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируется на поведение.

Информация о работе Сущность процесса воспитания