Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:39, реферат
Педагогика, как наука заключает в себе многолетний опыт воспитания и обучения подрастающего поколения. Эта наука является результатом многовековых исследований закономерностей формирования личности. Знание этой науки освобождает педагога от различных проб и ошибок.
На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем педагогики является проблема постановки цели воспитания. Определение сущности воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение, так как непосредственным образом влияет на разработку педагогической теории. Этот момент подчеркивает актуальность темы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ 5
2.НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 11
3.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ 16
4. СТИЛИ И МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Поскольку знания, эмоции и
поступки человека взаимосвязаны, через
любое из них можно оказать
влияние на личность в целом. Это
позволяет воспитателю при
Методы воспитания — это способы воспитующего воздействия воспитателя на воспитанника. Они весьма многообразны и зависят от ряда факторов: от особенностей личности педагога и его профессионализма, от целей воспитания, средств, условий, форм организации воспитательного процесса, от индивидуальных особенностей воспитуемой личности. От воспитуемых свойств, качеств, состояний личности, от уровня воспитанности воспитанника. Существуют общие методы воспитания, с помощью которых формируют большинство или все воспитуемые качества личности, и специальные, направленные на формирование отдельных ее свойств. В реальном процессе воспитания их трудно выделить, потому что применяются они чаще всего комплексно.
Одной из сложных проблем теории воспитания является классификация методов. Трудности классификации обусловлены не только комплексностью применения методов, но и многоаспектностью их содержания. Как видим, методы функционально выступают и как средство, и как приемы, и как формы, и как условия воспитания.
Методы воспитания разделены на три группы по основной направленности на объект воспитания :
1) методы воспитания содержания;
2) методы воспитания
3) методы стимулирования воспитания.
Последние методы являются общими. Первые две группы, в известной мере, можно назвать специальными, хотя очевидно их универсальное воздействие на испытуемого.
Виды воспитания классифицируются по принципу многообразия целей воспитания, процессов и способов их достижения. Рассмотрим несколько классификаций стилей воспитания, первая из которых – по институциональному признаку. Под институтами воспитания понимают общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательное влияние на личность. Главным институтом воспитания является семья. Влияние семьи отличается особой продолжительностью во времени. Дома ребенок проводит примерно две трети своего времени. Привычки, полученные в семье, сохраняются на всю жизнь. Воспитание в семье предполагает включение его в ряд домашних обязанностей, постепенное усложнение заданий и видов деятельности. Сила семейного воспитания в его глубокой эмоциональности, кроме того отношения с любимыми и любящими родителями отличаются предельной доверительностью.
Так как в раннем детстве главным способом познания ребенка является непосредственное воспроизведение слов и действий окружающих, поэтому есть необходимость в ограничении внешнего отрицательного влияния. Но вследствие этого семья как институт воспитания может нанести самый большой вред ребенку, поскольку оно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их интеллектуального и культурного уровня развития.
Школьное воспитание предоставляет
широкие возможности для
Внешкольное воспитание предполагает
решение воспитательных задач во
внешкольных детских
Разнообразное воспитательное влияние осуществляется через средства массовой информации. Основное преимущество их состоит в том, что в качестве источника влияния могут быть использованы образцы педагогики и культуры. Готовя литературу, фильмы для детей, можно взвесить и оценить их воспитательное влияние, причем оно отразится на ребенке независимо от индивидуальности и опыта преподавателя или воспитателя. Однако есть существенный недостаток средств массовой информации как института воспитания. Влияние этого источника рассчитано на среднюю личность, поэтому ребенок не постоянно может правильно понять и оценить происходящее, а также средства массовой информации не обладают обратной связью.
Кроме вышеуказанных институтов
воспитания можно также выделить
конфессиональное (религиозное) воспитание,
реализуемое посредством
Также воспитание можно классифицировать
по стилю отношений между
Авторитарное воспитание
– тип, в рамках которого определенная
идеология принимается как
Следующий стиль – демократический. Он характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении его обучения, досуга, интересов. Воспитатель, принимая решения, советуется с воспитанником, давая ему вероятность сообщить свое мнение, сделать самостоятельный отбор. Контроль над ребенком ведется постоянно, но в отличие от авторитарного стиля, постоянно отмечаются положительные стороны работы, результаты и достижения, а также обращается внимательность на те моменты, которые требуют дополнительной доработки и специальных упражнений. Таким образом, демократический стиль - стиль, при котором у двух взаимодействующих сторон есть способ достичь договоренности, но нет возможности заставить товарищ друга что-либо сделать.
Либеральный стиль подразумевает отсутствие активной деятельности со стороны педагога. Преподаватель является лишь соединяющим звеном в цепи взрослый – педагог – ребенок. Для того, чтобы подтолкнуть ребенка к деятельности, ему приходится уговаривать его. Роль педагога состоит в решении каких-либо несущественных вопросов, контроля поведения и деятельности воспитанника от случая к случаю. Такой педагог отличается слабым влиянием на ход воспитания и незначительной ответственностью за результат, то есть является как бы сторонним наблюдателем всего происходящего.
Попустительский стиль характеризуется неосознанным равнодушием педагога к учебным достижениям, воспитанности и культуре ребенка. Происходит это по одной из нескольких причин: от чрезмерной любви к ребенку, от идеи полной свободы ребенка во всем, от полнейшего равнодушия воспитателя к ребенку и его судьбе. Но независимо от причины такого отношения, педагог ориентируется на удовлетворение интересов ребенка, не задумываясь о последствиях, не ставя перспектив личного роста ребенка. Главный принцип – не препятствовать желаниям ребенка, быть может более того в ущерб его здоровью, развитию интеллекта, духовности. В жизни не один из стилей применяется в процессе воспитания в "чистом виде". Каждый педагог применяет свой стиль воспитания, в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в данный момент, а также применительно к индивидуальным качествам ребенка. Кардинальная смена стиля и резкий переход с одного на прочий является радикальным событием, так как каждый стиль основан на личностных качествах педагога и может привести к перелому в жизни ребенка.
Кроме вышеперечисленных стилей воспитания существуют ещё и модели воспитания, основывающиеся на определенных философских концепциях.
Выделяют идеалистическую
модель воспитания. Его последователи
рассматривают воспитание как создание
идеальных условий для
Прагматизм как философия
воспитания рассматривает его не
как подготовку человека к дальнейшей
жизни, а как жизнь ребенка
в настоящем. Следовательно, прагматизм
ставит своей поставленной задачей
научить воспитуемого решать жизненные
проблемы по мере их возникновения. То
есть, в процессе воспитания педагог
должен приучить воспитанника не к
приспособлению к реальной действительности,
а активному поиску путей преобразования
условий для улучшения условий
своей жизни. Основой воспитания
считается взаимодействие воспитанника
с реальной средой, как природной,
так и социальной, то есть существует
направленность на индивидуальное саморазвитие
ребенка. На практике эта концепция
воспитывает крайних
Основной в воспитании
стала реалистическая модель. Реализм
исходит из идеи передачи воспитаннику
опыта и знаний с учетом его
возрастных возможностей в том виде,
в котором он сможет их сразу усвоить.
Воспитание должно строиться в помощь
воспитаннику в освоении того, что
побуждает его к определенному
поведению и видам
Антропоцентрическая модель основывается на понимании человека как целостной системы, притом открытой, постоянно изменяющейся и обновляющейся в результате взаимодействия с окружающим миром. Процесс воспитания не может быть ограничен какими-либо нормами, следовательно, не может иметь завершения. Он должен строиться таким образом, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии, а педагог лишь регулировал процесс развития личности.
Свободное воспитание направлено на формирование интересов и жизненных принципов, а также создание условий для их реализации. Целью такой модели является научение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за отбор принципов и жизненных ценностей. Сторонники этой модели опираются на идею, что сущность индивида составляет сделанный им выбор, а педагогу нужно помочь ребенку понять себя, свои потребности и потребности окружающих людей и согласовать их в конкретной ситуации. Воспитание при этом следует природе ребенка, устраняя негативное влияние окружения и обеспечивая естественное развитие его. Задача воспитания в этом случае – привести к гармонии действия этих сил.
Также существуют различные другие модели воспитательных процессов, например, гуманистическая, основанная на учете личностных и индивидуальных особенностей воспитуемого, или технократическая, опирающаяся на положение о том, что процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, следовательно, воспроизводимым и прогнозируемым
В ходе исторического развития человечества и педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. На данном этапе социального развития общества воспитание предполагает:
1)передачу социального опыта человечества и мировой культуры;
2)непосредственное воспитательное влияние на человека или группу людей;
3)организацию жизни и деятельности воспитанника;
4)создание условий для саморазвития личности воспитанника, и т.д.
В целом воспитание представляет собой процесс, основными компонентами которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого процесса.
Организация воспитательного
процесса и реализация поставленных
целей и задач осуществляется
посредством различных
Поставленные перед процессом воспитания цели могут быть решены различными способами, но эффективность их решения зависит от следующих факторов:
1)совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;
2)учета индивидуальных особенностей воспитанника;
3)условий и обстоятельств проведения воспитательного процесса.
В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого. В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе.