Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:53, реферат
Проблема формирования творческой личности всегда была одной из актуальных проблем педагогической науки. Современное общество выдвигает перед образованием новые цели. Их приоритетным направлением является ориентация на личность, развитие ее творческого потенциала, формирование личности, способной к саморазвитию и самореализации. Центрация на человеке, попытки найти способы оптимального использования неисчерпаемых возможностей личности - все это свидетельствует о смене приоритетов в сфере социально-педагогических ценностей
Глава I. ФИЛОСОФСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСТВО» 5
Понятие «творчество» в научной литературе 5
«Творчество» как один из видов человеческой деятельности 7
Глава II. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ», «САМОРАЗВИТИЕ», «САМОВОСПИТАНИЕ» 10
Развитие и саморазвитие 10
Самовоспитание и саморазвитие 14
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ 17
Сущность и содержание творческого саморазвития личности 17
Структурные компоненты и механизм творческого саморазвития 23
ГЛАВА IV. КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 27
ЛИТЕРАТУРА 33
Глава II. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ», «САМОРАЗВИТИЕ», «САМОВОСПИТАНИЕ»
Развитие и саморазвитие
Для понимания феномена «саморазвитие»
личности интересно осмыслить
Прежде чем рассмотреть сущность творческого саморазвития, представляется важным сравнение понятий «развитие» личности, и «саморазвитие» личности. В словаре «Психология» понятие «развитие личности» трактуется как процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Формирующиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности, исторически сформировавшиеся человеческие качества. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. При этом, как признак развития, мы выделяем изменения, которые проявляются в качественном и количественном результатах. Как правило, изменения охватывают разнообразные сферы личности. Весьма существенно, однако, что для каждой отдельной личности эти изменения индивидуальны как в характере их протекания, так и в диапазоне активности.
Саморазвитие означает, что необратимые качественные изменения в личности наступают по ее собственной воле и, что личность берет в собственные руки ответственность за свое развитие. Но это происходит не сразу, а на определенном этапе развития индивида. Знаменитое «Я сам», которое произносит ребенок, означает старт саморазвития. Но пройдет много времени, прежде чем потребность к саморазвитию превратится в устойчивое качество личности, но может таковым и не стать. Говоря о развитии идей формирования детского творчества, О.В. Дыбина выдвигает положение, что возможность становления человека как творческого существа полностью зависит от характера и содержания научения творчеству в раннем онтогенезе. Опыт творчества ребенка накапливается и функционирует как субъективное образование, как интеграция различных знаний, навыков, умений, состояний, качеств личности, как внутренняя переработка опыта взрослого (путем подражания). На начальных этапах формирования личности ее активность выражается в готовности воспринимать в процессе общения воздействия, исходящие от взрослых, в определенной восприимчивости к этим воздействиям. Однако, по мере роста личности, эта готовность претерпевает изменения в связи с интенсивностью развития ее самосознания, способного самостоятельно регулировать свое поведение. Процесс саморазвития возникает стихийно, даже когда личность не ставит перед собой такой задачи. Оно подготавливается процессом развития личности и является его необходимым этапом. Развитие и саморазвитие, являясь источниками друг друга, друг друга взаимно обогащают. Саморазвитие, захватывая личность, достигая определенного уровня своих результатов, создает лучшие или худшие предпосылки для дальнейшего развертывания развития под воздействием обучения и воспитания. Известно, что обучение и воспитание может вызывать развивающий эффект в том случае, если они идут несколько впереди развития и находятся в зоне ближайшего развития. А.А. Бодалев выдвигает гипотезу о зоне ближайшего саморазвития человека. Сущность ее он видит в том, что, во-первых, потребность и способность к саморазвитию проявляется и реализуется у человека легче и быстрее при осуществлении определенных целей, в процессе достижения которых у него происходят качественные изменения в личности. Во-вторых, человек, подвергая себя самовоздействиям в определенном направлении, не обязательно делает это сознательно. Он может тянуться к деятельности, настойчиво заниматься ею и тем самым развивать новые для себя качества. Вместе с тем, это тяготение к занятию определенной деятельностью является показателем потребности в саморазвитии и готовности к нему в совершенно определенном отношении.
Л.С. Сапожникова отмечает, что развитие личности не может быть достигнуто без глубокой заинтересованности самой личности, без её собственных усилий, направленных на создание себя. Самосовершенствование личности является показателем и одним из факторов развития личности. Оно возникает на определенном этапе психического развития личности как одна из её потребностей в реализации активности и самостоятельности. По мнению автора, собственная активность личности, которая ведёт её к развитию, проявляется сравнительно рано уже в дошкольном возрасте. Эта активность реализуется в виде самостоятельной постановки перед собой задач определенным способом изменить себя, нахождение своих собственных, соответственных этим задачам способов работы над собой, ведущих к развитию интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.
Л.И. Анциферова говорит, что развитие в истинном смысле слова происходит тогда, когда индивид сам порождает новые цели, новые идеалы, новые критерии своего поступательного движения. Личность, таким образом, творит, создает себя. Личность – это субъект своего собственного развития. По мнению Д.И. Фельдштейна становление личности выступает как особый тип развития, имеющий свои тенденции, перспективы самоопределения, самореализации. Развитие выражает основную потребность человека как универсального родового существа - постоянно выводить за свои пределы. Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые она включается. И хотя нормы этого становления заданы обществом, важнейшее значение имеет способность индивида к самовыражению, саморегуляции, самоутверждению, самоопределению, самоосуществлению.
Саморазвитие - развитие, обусловленное внутренней активностью личности.
Когда мы говорим о саморазвитии личности, то по сравнению с процессом развития, можно выделить несколько кардинальных отличий:
- преобразование в личностной
сфере обусловлены не внешними
причинами, а активным
- изменение происходит
не только в интеллектуальной,
мотивационной, эмоциональной
Отличительными
Саморазвитие - это особый вид творческой деятельности субъект - субъектной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, самоуправление, творческое самоопределение, творческая самореализация и самосовершенствование личности (В.И. Андреев). В-четвертых, саморазвитие происходит при активном самовлиянии личности на себя и взаимодействии с самим собой.
В отличие от саморазвития, развитие происходит спонтанно в результате разрешения внутренних противоречий и, как результат, сопровождается изменениями качеств личности, которые ею не осознаются.
Самовоспитание и саморазвитие
Отметим, что понятие «саморазвитие»
близко к понятию «самовоспитание».
Приводя далее различные
Аналогичное утверждение мы находим и в работе С.Г. Вершловского: «Самовоспитание – осознаваемый мотивированный процесс, характеризующийся целенаправленностью поиска творческих идей и решений самоизменения».
Л.И. Рувинский считает, что «самовоспитание – это деятельность человека с целью изменения своей личности».
Важно выделить и следующие различия понятий «самовоспитание» и «саморазвитие»: если «саморазвитие» как процесс возможен только в творческой деятельности, то самовоспитание происходит как в творческой, так и в репродуктивной деятельности, то есть в результате прямого копирования отдельных черт и качеств личности. Подтверждение вышесказанного имеется в следующей трактовке: «Самовоспитание – это один из видов человеческой деятельности, ведущей функцией которой является самоуправление личности в игровой, учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности и общения с целью развития у себя социально, и лично значимых свойств и качеств личности» (В.И. Андреев).
Недостатком категориального аппарата является укоренившееся десятилетиями утверждение о том, что педагог - субъект, обучаемый – объект. И лишь недавно входят суждения о субъект – субъектных отношениях в процессе воспитания и самовоспитания. Заметим, что средством существования любой системы, в том числе системы «личность», является самоуправление и управление, которые связаны между собой объективными знаниями целесообразного и оптимального самоуправления. «Для формирования полноценной личности необходимо в человеке заложить перспективные программы развития параметров главной цели (самосохранения) личности и одновременно перспективные программы знания) развития природы и общества, параметры которых являются параметрами функциональной цели личности», - считает Д.М. Мехонцева, и без самообразования, самовоспитания невозможно развитие способностей к творческой деятельности.
Нельзя не отметить, что саморазвитие значительно шире, чем самовоспитание, ибо саморазвитие охватывает психологические, физиологические, педагогические, интеллектуальные и другие процессы личности, в то время как самовоспитание отражает лишь педагогические аспекты.
Самовоспитание «такой процесс,
который характеризуется
1) самоанализ с дифференциацией качеств на те, которые нужно развивать и те, от которых нужно избавляться;
2) постановка цели и разработка программы;
3) осуществление самовоспитания в цикл, периодически повторяющийся.
Обобщая вышесказанное, легко отметить, самовоспитание - это один из компонентов саморазвития. Самовоспитание представляет собой средство, обеспечивающее основу творческого саморазвития личности, ее приобщения к общечеловеческому опыту профессионально-педагогической культуры.
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Сущность и содержание творческого саморазвития личности
Рассмотрим, в чем же сущность творческого саморазвития личности? Говоря же о творческом саморазвитии, мы представляем количественные либо качественные изменения, происходящие на основе созидательной творческой деятельности, направленной на поиск оригинальных творческих идей и решений по преобразованию самого себя.
С учетом вышеизложенного
мы выбираем следующее базисное определение
понятия «творческое
В работах В.И. Андреева представлено семь стадий саморазвития творческой личности. Рассмотрим их краткие характеристики:
Первая стадия саморазвития
характеризуется устойчиво
Эта стадия может быть условно названа как стадия избирательной мотивационно - творческой направленности личности на определенный вид деятельности. На этой стадии личность как бы интуитивно чувствует, в какой сфере творческой деятельности она может проявить себя наилучшим образом.
Вторая стадия саморазвития характеризуется повышенной интеллектуальной чувствительностью личности к усмотрению противоречий и проблем в определенной сфере творческой деятельности.
Она может быть названа стадией изначального творческого самоопределения
Третья стадия саморазвития характеризуется повышенной профессионально - творческой активностью личности в определенном виде деятельности. Для этой стадии характерно интенсивное творческое овладение профессиональными приемами, методами, средствами соответствующего вида деятельности.
Эта стадия может быть названа как стадия профессионально- творческого становления.
Четвертая стадия саморазвития может быть охарактеризована как стадия первых значительных творческих достижений личности
Пятая стадия саморазвития
характеризуется высокой
Шестая стадия саморазвития творческой личности может быть охарактеризована как стадия расцвета таланта;
Седьмая стадия саморазвития творческой личности характеризуется как гениальность.
По-видимому, данная характеристика является неким эталоном, на который должны ориентироваться студенты в процессе своего творческого саморазвития: сначала в период обучения в ВУЗе, а затем в период их профессионально-творческой деятельности.
Заметим, что если в учебном
процессе вуза будет определено место
для стимулирующих условий
Говоря о механизме творческого саморазвития личности студента, следует заметить, что если даже каждый студент и имеет потенциальные творческие способности, его творческое саморазвитие может плодотворно происходить лишь тогда, когда он способен преодолевать трудности, возникающие на пути профессионально-педагогической деятельности и в социальной среде. Эти трудности являются одновременно сдерживающими и в то же время необходимыми условиями творческого саморазвития. В чем же главная особенность и сущность этого процесса?