Теоретические аспекты детского экспериментирования как вида поисковой деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2014 в 22:38, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что на протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в личности ребёнка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………….3
1. Теоретические аспекты детского экспериментирования как вида поисковой деятельности дошкольников………………………………………..………………4
1.1. Проблемы детского экспериментирования в психолого-педагогической литературе………………………………………………………..…………………..4
1.2. Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников в детском саду…………………………………………………………………………5
1.3. Тезаурус по теме……………………………………………..…………………9
2. Практическое задание……………………………………...……………………10
Заключение…………………………………………………………….……………13
Список литературы…………………………………………………………...…….14

Вложенные файлы: 1 файл

детское экспериментирование как вид поисковой деятельности дошкольников.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Организация работы в детском саду по поисково-исследовательской деятельности может осуществляться по трём направлениям:

  1. живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
  2. неживая природа (воздух, вода, почва, глина и др.);
  3. человек (функционирование организма и др.) [2, с.44].

Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – экспериментированию. Опыты словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически естественным способом познания мира. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен всё делать сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними.

И воспитатель, и родители хотят видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельными. Конечно, это во многом зависит от нас взрослых. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например: наблюдение за весенним пробуждением природы не вязано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом [2, с.45].

Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам [5, с.31].

Задача взрослых – предоставить детям возможность самим получать знания об окружающем мире, исследовать предметы и явления в природе, не причиняя ей вреда. Мы должны быть не контролёрами над детьми, а консультантами, вдохновителями исследований. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребёнка как на «саморазвивающуюся систему», при этом условия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Взрослый должен помочь ребёнку сформулировать вопросы, провести эксперимент, объяснить материал, который будет интересовать ребёнка, предоставить самостоятельно найти ответ на интересующий вопрос, высказать своё мнение, обменяться идеями с другими. В процессе познавательно-исследовательской деятельности необходимо побуждать детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предложения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предложений: метод проб и ошибок, опыты, эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения. Можно предложить детям поразмышлять о полученных маленьких «открытиях»: свойствах и качествах объектов природы, причинах природных явлений, изменений в природе.

Экспериментальная деятельность помогает дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению чувства удивления природой, учит получать удовольствие от общения с ней, а также формирует у ребёнка бережное, ответственное отношение к среде, в которой он живёт. Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает познание природы. В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться [5, с.32].

Осваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире, ребёнок постоянно приобщается к духовному богатству человеческого общества, что позволяет сделать ему выбор в пользу гуманного способа поведения в той или иной ситуации.

 

1.3. Тезаурус по теме

 

Исследование - вид познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и т.д.

Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Опыт, основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности, единство знаний и умений, навыков.

Эксперимент - метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.

Элементарная поисковая деятельность – это работа, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира.

 

 

 

 

 

2. Практическое задание

 

Тема «Путешествие в царство воды»

Программные задачи: 

Образовательные:

1. Включение детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательскую деятельность.

2. Расширение кругозора у детей младшего дошкольного возраста.

Развивающие:

1. Развитие у детей младшего дошкольного возраста способность  видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.

Воспитательные:

1. Воспитание творческой, самостоятельной личности.

2. Воспитание у детей у детей младшего дошкольного возраста интереса к процессу познания, к науке.

3. Воспитание умения работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

4. Поддержание у детей у детей младшего дошкольного возраста инициативы, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

5. Привитие детям младшего дошкольного возраста любви к своей планете, бережного отношения к природе.

Развитие речи:

1. Развитие психических познавательных процессов, расширение словарного запаса ребёнка младшего дошкольного возраста.

Материалы и оборудование:

демонстрационное:

иллюстрации, на которых изображены вода и водоемы, рисунки детей о воде.

раздаточное:

1. емкости с водой разной температуры, ванночки, куклы.

2. таз с водой, бумажный  кораблик, соломинка.

Методы и приемы:

эксперимент, поисковая деятельность, наблюдение, опыт.

Место проведения:

группа

Длительность:

Опыт № 1 – 15 мин.

Физкультминутка № 1 – 1 мин.

Опыт № 2 – 15 мин.

Физкультминутка № 2 – 1 мин.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций: «Вода в природе».

2. Чтение стихов, отгадывание загадок, чтение рассказов о воде.

3. Выставка детских рисунков «Чудо вода».

 

 

Опыт № 1 «Температура воды»

 

Тема

 «Путешествие в царство воды»

Проблема

Вода, какая она?

Цель

научить определять температурные качества веществ и предметов

Причины

Недостаточно знаний о свойствах воды

Задачи

1. Расширить и углубить знания о воде, её свойствах, состояниях.

2. Формировать представления у детей значимости воды в жизни человека и всего живого.

Ресурсы

емкости с водой разной температуры, ванночки, куклы

Оборудование

столы, стулья

Место проведения

группа

Продолжительность

15 мин.


 

1. Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на ёмкости с водой (дети рассматривают).

2. Воспитатель: Ребята, давайте выберем воду для умывания куклы. Для этого выясним:

- какой может быть вода (горячей, холодной, тёплой)?;

- какая нужна вода для умывания (холодной водой умываться неприятно, горячей - можно обжечься, надо выбрать теплую воду);

- как определить, какая вода в ведёрках (для этого надо потрогать не воду, а емкости; осторожно, не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься).

3. Воспитатель: Ребята, давайте выясним, почему емкости имеют разную температуру? (в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по-разному).

3. Воспитатель: Ребята, давайте искупаем  кукол (дети выливают тёплую воду в ванночку и купают куклу).

4. Воспитатель спрашивает у детей, где взять ещё теплой воды, если её не хватает (налить в тазик холодной воды и добавить горячей).

5. Дети купают кукол, наблюдают за изменениями воды.

6. Воспитатель: Ребята, давайте проверяют температуру ведерка, в котором была вода (она одинакова, так как без воды ёмкости быстро остыли).

Выводы: вода имеет свойства нагреваться и остывать. Эти свойства человек использует для того чтобы мыться, чистить зубы, стирать, готовить (приложение 1).

 

Физкультминутка № 1. «Дождик» (приложение 2)

 

 

 

 

 

 

Опыт № 2 «Ветер по морю гуляет»

 

Тема

 «Путешествие в царство воды»

Проблема

Вода, какая она?

Цель

Определить влияние воздуха на воду

Причины

Недостаточно знаний о свойствах воды

Задачи

1. Расширить и углубить знания  о воде, её свойствах, состояниях.

2. Формировать представления у  детей значимости воды в жизни человека и всего живого.

Ресурсы

таз с водой, бумажный кораблик, соломинка.

Оборудование

столы, стулья

Место проведения

группа

Продолжительность

15 мин.


 

1. Воспитатель: Ребята, посмотрите, как  действует воздух на движение  кораблика (воспитатель опускает кораблик на воду, дует на него с разной силой. Дети наблюдают за движением кораблика).

2. Ребята, объясните, почему плывёт кораблик? что его толкает? (ветерок).

3. Затем проводится соревнования «Чей кораблик доплывёт быстрее до другого края».

4. Давайте обсудим, как надо дуть, чтобы кораблик плыл быстрее и дольше?

5. А есть ли пузырь воздуха  на воде как мы дуем на  кораблик? (нет)

6. Ребята, а теперь давайте опустим в воду соломинку и начнем дуть в неё. Что получается? (получается буря).

Информация о работе Теоретические аспекты детского экспериментирования как вида поисковой деятельности дошкольников