Теоретические аспекты детского экспериментирования как вида поисковой деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2014 в 22:38, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что на протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в личности ребёнка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………….3
1. Теоретические аспекты детского экспериментирования как вида поисковой деятельности дошкольников………………………………………..………………4
1.1. Проблемы детского экспериментирования в психолого-педагогической литературе………………………………………………………..…………………..4
1.2. Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников в детском саду…………………………………………………………………………5
1.3. Тезаурус по теме……………………………………………..…………………9
2. Практическое задание……………………………………...……………………10
Заключение…………………………………………………………….……………13
Список литературы…………………………………………………………...…….14

Вложенные файлы: 1 файл

детское экспериментирование как вид поисковой деятельности дошкольников.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

7. Дальше воспитатель предлагает детям подуть в соломинку с большей силой. Проверить, что произойдёт (пена увеличится).

8. Затем воспитатель спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на кораблик и есть пузырьки воздуха когда мы дуем в соломинку?.

Вывод: пузырьки образуются, если «вдувать» воздух, и тогда он поднимается из воды на поверхность (Приложение 3).   

 

Физкультминутка№2 «Кораблик» (Приложение 4)

 

Выводы: в ходе экспериментирования у младших дошкольников формируются следующие ключевые компетенции:

1) умение участвовать в проведении экспериментов, опытов;

2) умение делать выводы из полученной информации;

3) умение делать умозаключения;

4) умение добиться результата;

5) умение выслушать другого и прийти к общему решению;

6) умение преодолевать трудности.  

 

 

Заключение

 

Познавательно-исследовательская деятельность - это активность дошкольника, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на решение следующих задач: 1) формирование диалектического мышления; 2) развитие познавательного опыта; 3) развитие поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; 4) поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

К видам ориентировочно-исследовательской деятельности относятся: 1) активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка; 2) деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий.

К функциям познавательно-исследовательской деятельности относятся: 1) развитие познавательной инициативы ребенка; 2) освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, классификационных, пространственных и временных отношений; 3) перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия; 4) развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; 5) расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.

Организация работы в детском саду по поисково-исследовательской деятельности может осуществляться по трём направлениям: 1) живая природа; 2) неживая природа; 3) человек.

В практической части контрольной работы была организована поисковой деятельность младших дошкольников по теме «Путешествие в царство воды» с целью изучить различные свойства воды.

Были поставлены два опыта «Температура воды»  и «Ветер по морю гуляет».

 В результате дети младшего  дошкольного возраста выяснили  путем эксперимента и наблюдения, что вода имеет свойства нагреваться  и остывать. Эти свойства человек  использует для того чтобы  мыться, чистить зубы, стирать, готовить. Пузырьки образуются, если «вдувать» воздух, и тогда он поднимается из воды на поверхность.   

В ходе экспериментирования у младших дошкольников формируются следующие ключевые компетенции: 1) умение участвовать в проведении экспериментов, опытов; 2) умение делать выводы из полученной информации; 3) умение делать умозаключения; 4) умение добиться результата; 5) умение выслушать другого и прийти к общему решению; 6) умение преодолевать трудности.  

 

Список литературы

 

  1. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. - 192 с.
  2. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И.Э. Куликовская. – М: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
  3. Мартынова, Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий [Текст] / Е.А. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333 с.
  4. Поддьяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект [Текст] / Е.А. Поддьяков.- Волгоград: Перемена, 1995. – 47 с.
  5. Прохорова, Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] /  Л.Н. Прохорова.. – М.: АРКТИ, 2010. – 72 с
  6. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.П. Тугушева. – М: Детство-Пресс, 2013. – 128 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Фотография к опыту № 1

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Физкультминутка № 1 «Дождик»

 

Дождик песенку поёт:     (Дети свободно встряхивают пальцами рук)

Кап, кап…

Только кто её поймёт –  (Недоумённо разводят руки в стороны)

Кап, кап?  

Не поймём ни я, ни ты,   (Показывают на себя, на соседа)

Да зато поймут цветы,   (Показывают пальцами как распускаются цветы)

И весенняя листва,          (Удерживая руки перед собой.)

И зелёная трава…       (Сидя на корточках, разводят в стороны руки, шевеля пальцами, словно гладят траву.)

Лучше всех поймёт зерно:  ( Показывают,  как держат в руках зерно)

Прорастать начнёт оно.  (Совершают змеевидные движения руками снизу вверх)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Фотография к опыту № 2

 

        

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Физкультминутка№2 «Кораблик»

 

Дети рассаживаются на ковре по округу и хором произносят стихотворный текст, сопровождая его пантомимой.

 

По реке плывёт кораблик (Складывают ладони  лодочкой и показывают, как лодочка покачивается на волнах)

 Он плывёт издалека  («Лодочки»  двигаются змейкой в направлении  от груди    вперёд.)

На борту его четыре

Очень  храбрых  моряка. (Дети показывают четыре пальца, загнув большой   палец)

У них ушки на макушке, (Прикладывают кисти рук к голове, изображая уши.)

У них длинные хвосты,        (Проводят рукой по воображаемому хвосту.)

И страшны им только кошки

Только кошки и коты.        (Делают скребущие движения руками по ковру.)

 

 

 


Информация о работе Теоретические аспекты детского экспериментирования как вида поисковой деятельности дошкольников