Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности развития речи в норме и пато-логии у детей раннего возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности речевого развития детей раннего возраста.
3. Выявить специфику процесса усвоения родного языка у детей с отклонениями в развитии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 7
Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи в норме ..7
1.1. Основные этапы формирования речи ребенка 7
1.2. Особенности речевого развития у детей раннего возраста в норме 10
ГЛАВА 2 16
Особенности раннего выявления отклонений в развитии речи ребенка 16
ГЛАВА 3……………………………………………………………………………28
Методики для изучения речевого развития детей раннего возраста 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_2ogo_kursa_Tema_Narushenie_etapa_rechevo.docx

— 52.31 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 7

Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи в норме ..7

1.1. Основные  этапы формирования речи ребенка 7

1.2. Особенности  речевого развития у детей  раннего возраста в норме 10

ГЛАВА 2 16

Особенности раннего выявления отклонений в  развитии речи ребенка 16

ГЛАВА 3……………………………………………………………………………28

 Методики  для изучения речевого развития  детей раннего возраста 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема  ранней помощи детям в настоящее  время является чрезвычайно актуальной, так как доля рождения здоровых новорожденных  в течение последних лет снизилась  до 35%. Сегодня до 80% новорожденных  являются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное  поражение центральной нервной  системы. В дальнейшем, у детей  с показателями дизонтогенеза, наблюдаются отставания в психофизическом и речевом развитии. Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на развитие речи. Впоследствии, нормальное развитие отмечается у 15-20 % детей. Но наши длительные наблюдения показывают, что и эти дети в возрасте 4-5 лет имеют различные речевые нарушения: ОНР, ФФН, стертые дизартрии и другие. Симптомы этих нарушений были с рождения, т.к. причины нарушений относятся к внутриутробному или младенческому периоду.

Задержка  в речевом развитии определяется с первых недель и месяцев жизни. У новорожденных в этом возрасте может отмечаться целый ряд патологических изменений:

- двигательная  сфера (нарушения зрительно-моторной  координации, общего мышечного  тонуса и манипуляторной деятельности),

- строение  и функционирование артикуляционного  аппарата (неправильная форма твёрдого  нёба, недоразвитие нижней челюсти,  массивный язык, укороченная подъязычная  связка, нарушение мышечного тонуса  мимической мускулатуры и мышц  языка, губ),

- состояние  голоса (монотонный, истощаемый, лишённый  интонацион-ной выразительности),

- состояние  дыхания (неглубокое, аритмичное),

- эмоциональная  сфера (затруднение в установлении  эмоционального контакта, позднее  появление положительных эмоций, отсутствие интереса к окружающему  и потребностей в общении с  взрослыми людьми).

Современные научные исследования доказывают, что  определяющими для развития ребенка  являются первые два-три года жизни. Раннее выявление и ранняя комплексная  коррекция отклонений в развитии с первых лет или даже месяцев  жизни ребенка, позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в  его развитии, скоррегировать уже имеющиеся нарушения, значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь более высокого их уровня развития, а также более успешной интеграции в общество. В связи с этим создаются и внедряются в практику новые педагогические технологии раннего выявления и коррекции отклонений в сенсомоторном, речевом развитии детей.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что

проанализировано  современное состояние вопроса  о необходимости логопедической работы по раннему выявлению отклонений в развитии речи ребенка;   Проведено  всестороннее изучение особенностей раннего  речевого развития детей; определено содержание логопедической работы по развитию активного  словаря детей раннего возраста.

      Теоритическая основа исследования в литературе по этапом становления речи у детей раннего возраста при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания в работах А.Н. Гвоздева,  Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова и др. подробно описано становление речи, у детей раннего возраста.

         Эти авторы с разных позиций  рассматривают и определяют этапы  речевого развития. Например, А.Н.  Гвоздев подробно изучает последовательность  усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер  их грамматического оформления. В зависимости от этого он  предлагает свою периодизацию.

    

         Практическая  значимость  исследования  заключается  в  том,  что  ре-зуль- таты экспериментального обучения детей раннего возраста могут быть применены логопедами,  воспитателями дошкольных  учреждений,  родителяи

        Теоретическая значимость   исследования  определяется   тем, что   проана- лизировано современное состояние вопроса о необходимости логопедической работы по раннему выявлению отклонений в развитии речи ребенка; Ппроведено всестороннее изучение особенностей раннего речевого развития детей.

Цель исследования: изучить особенности развития речи в норме и пато-логии у детей раннего возраста.

Объектом  исследования является речь детей раннего  возраста.

Предметом исследования является специфика нарушений речевого развития у детей раннего возраста.

В процессе исследования применялись следующие  методы:

1.Анализ  психолого-педагогической литературы.

2.Эмпирические  методы (наблюдение, психолого-педагогический экспе-римент, диагностические задания).

3.Сравнительный  метод.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Изучить  научно-методическую литературу  по проблеме исследования.

2. Рассмотреть  особенности речевого развития  детей раннего возраста.

3. Выявить  специфику процесса усвоения  родного языка у детей с  отклонениями в развитии.

Структура исследования: Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1

Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи в норме

 

1.1. Основные  этапы формирования речи ребенка

 

 В литературе  вопросам поэтапности становления речи при ее нормаль-ном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н. Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова и др. подробно описано становление речи, у детей начиная с самого раннего детства.

Эти авторы с разных позиций рассматривают  и определяют этапы речевого развития. Например, А.Н. Гвоздев подробно изучает  последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления. В  зависимости от этого он предлагает свою периодизацию [20].

Г.Л. Розенгард-Пупко рассматривает 2 этапа формирования речи: до 2-х лет — подготовительный; от 2-х лет и далее — этап самостоятельного становления речи [23].

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в  становлении речи детей.

1-й — подготовительный (с момента рождения — до года);

2-й — преддошколъный (от года до 3 лет);

3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й — школьный (от 7 до 17 лет) [15].

Остановимся подробно на характеристике этих этапов.

Первый этап — подготовительный. На данном этапе  происходит подго-товка к овладению речью. Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик — первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

В 1,5-2 месяца появляются специфические голосовые  реакции — гуление. К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания. Их с трудом можно идентифицировать со звуками родного языка.

В 4 месяца усложняются  звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их [28].

В 7-8,5 месяцев  дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, деда и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. Лепет — это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма» (мама) — говорит ребенок, и это относится именно к маме. В 8,5—9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями. В 9-10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.

Первые слова  появляются к концу первого года жизни. Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков  и девочек. Есть указания на то, что  у девочек слова появляются на 8-9 месяце жизни, у мальчиков —  на 11-12 месяце [3].

Второй этап – преддошкольный. В этот период расширяется объем лепетных слов, используемых ребенком. Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Освоение и развитие фонетической системы языка идет вслед за появлением слов, как семантических единиц. Слова могут выражать законченное целостное сообщение, и в этом отношении равняться предложению. Первые слова обычно представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, дя-дя и т.д.). Более сложные слова могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно. Это свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической стороны речи по сравнению с фонетической, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой мо-торики [3].

После полутора лет наблюдается рост активного  словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней:

— Папа, ди (папа, иди).

— Ма, да кх (мама, дай кису).

Таким образом, в течение полутора лет происходит количественный скачок в расширении словаря детей.

В 1—3 года ребенок  многие звуки родного языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется  возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем  восприятия фонем. Но характерным для  этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав(космонавт), пиямида(пирамида), итая (гитара), титаясъка (чебурашка), синюська (свинюшка) [20].

Как отмечает Н.С. Жукова, с момента появления  у ребенка возможности правильно  строить несложные предложения  и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам происходит качественный скачок в развитии речи [9].

Таким образом, к концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи.

В три года практически заканчивается анатомическое  созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными грамматическими  формами родного языка, накапливает  определенный лексический запас.

Дошкольный  этап. Этот период характеризуется  наиболее интенсивным речевым развитием  детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются  навыки словообразования.

Таким образом, к концу дошкольного периода  дети должны владеть развернутой  фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной [20].

Школьный  период. Продолжается совершенствование  связной речи. Дети сознательно усваивают  грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью  овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.

 

1.2. Особенности  речевого развития у детей  раннего возраста в норме

 

Обобщенно развитие понимания речи детей представлены в работе Н.С. Жуковой. При обследовании детей раннего возраста особенно важным является то, понимает ли ребенок  обращенную речь.

В 2 года 6 мес. понимает значение предлогов в привычной  конкретной ситуации, в привычной  ситуации начинает понимать вопросы  косвенных падежей: «На чем ты сидишь», «Во что ты играешь» и  т.д.

В 2 года 6 мес. – 3 года понимает прочитанные короткие рассказы и сказки  [10].

Развитие  словаря у ребенка, с одной  стороны, тесно связано с развитием  мышления и др. психических процессов, а с другой стороны, с развитием  всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематического и грамматического  строя речи. Формирование лексики  в онтогенезе обусловлено также  развитием представлений ребенка  об окружающей действительности.

В процессе развития значения слова, в основном у детей от 1 года до 2,5 лет, отмечается явление сдвинутой референции, или  «растяжения» значения слова. При этом отмечается перенесение значения одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок вычленяет признак знакомого  ему предмета и распространяет его  название на другой предмет, обладающий тем же признаком. Он использует слово  для названия целого ряда предметов, которые имеют один или несколько  общих признаков – «форма, размер, движение, материал, звучание, вкусовые качества» и др., а также общее  функциональное назначение предметов [18].

Информация о работе Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи