Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 00:06, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития речи в норме и пато-логии у детей раннего возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности речевого развития детей раннего возраста.
3. Выявить специфику процесса усвоения родного языка у детей с отклонениями в развитии.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 7
Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи в норме ..7
1.1. Основные этапы формирования речи ребенка 7
1.2. Особенности речевого развития у детей раннего возраста в норме 10
ГЛАВА 2 16
Особенности раннего выявления отклонений в развитии речи ребенка 16
ГЛАВА 3……………………………………………………………………………28
Методики для изучения речевого развития детей раннего возраста 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 7
Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи в норме ..7
1.1. Основные
этапы формирования речи
1.2. Особенности речевого развития у детей раннего возраста в норме 10
ГЛАВА 2 16
Особенности раннего выявления отклонений в развитии речи ребенка 16
ГЛАВА 3……………………………………………………………………………
Методики
для изучения речевого
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ВВЕДЕНИЕ
Проблема
ранней помощи детям в настоящее
время является чрезвычайно актуальной,
так как доля рождения здоровых новорожденных
в течение последних лет
Задержка в речевом развитии определяется с первых недель и месяцев жизни. У новорожденных в этом возрасте может отмечаться целый ряд патологических изменений:
- двигательная
сфера (нарушения зрительно-
- строение
и функционирование
- состояние голоса (монотонный, истощаемый, лишённый интонацион-ной выразительности),
- состояние дыхания (неглубокое, аритмичное),
- эмоциональная
сфера (затруднение в
Современные научные исследования доказывают, что определяющими для развития ребенка являются первые два-три года жизни. Раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых лет или даже месяцев жизни ребенка, позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в его развитии, скоррегировать уже имеющиеся нарушения, значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь более высокого их уровня развития, а также более успешной интеграции в общество. В связи с этим создаются и внедряются в практику новые педагогические технологии раннего выявления и коррекции отклонений в сенсомоторном, речевом развитии детей.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что
проанализировано
современное состояние вопроса
о необходимости логопедической
работы по раннему выявлению отклонений
в развитии речи ребенка; Проведено
всестороннее изучение особенностей раннего
речевого развития детей; определено содержание
логопедической работы по развитию активного
словаря детей раннего
Теоритическая основа исследования в литературе по этапом становления речи у детей раннего возраста при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания в работах А.Н. Гвоздева, Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова и др. подробно описано становление речи, у детей раннего возраста.
Эти авторы с разных позиций
рассматривают и определяют
Практическая значимость исследования заключается в том, что ре-зуль- таты экспериментального обучения детей раннего возраста могут быть применены логопедами, воспитателями дошкольных учреждений, родителяи
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что проана- лизировано современное состояние вопроса о необходимости логопедической работы по раннему выявлению отклонений в развитии речи ребенка; Ппроведено всестороннее изучение особенностей раннего речевого развития детей.
Цель исследования: изучить особенности развития речи в норме и пато-логии у детей раннего возраста.
Объектом исследования является речь детей раннего возраста.
Предметом исследования является специфика нарушений речевого развития у детей раннего возраста.
В процессе исследования применялись следующие методы:
1.Анализ
психолого-педагогической
2.Эмпирические методы (наблюдение, психолого-педагогический экспе-римент, диагностические задания).
3.Сравнительный метод.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить
научно-методическую
2. Рассмотреть особенности речевого развития детей раннего возраста.
3. Выявить специфику процесса усвоения родного языка у детей с отклонениями в развитии.
Структура исследования: Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1
Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи в норме
1.1. Основные
этапы формирования речи
В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормаль-ном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н. Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова и др. подробно описано становление речи, у детей начиная с самого раннего детства.
Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития. Например, А.Н. Гвоздев подробно изучает последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию [20].
Г.Л. Розенгард-Пупко рассматривает 2 этапа формирования речи: до 2-х лет — подготовительный; от 2-х лет и далее — этап самостоятельного становления речи [23].
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей.
1-й — подготовительный (с момента рождения — до года);
2-й — преддошколъный (от года до 3 лет);
3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й — школьный (от 7 до 17 лет) [15].
Остановимся подробно на характеристике этих этапов.
Первый этап — подготовительный. На данном этапе происходит подго-товка к овладению речью. Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик — первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.
В 1,5-2 месяца появляются специфические голосовые реакции — гуление. К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания. Их с трудом можно идентифицировать со звуками родного языка.
В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их [28].
В 7-8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, деда и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. Лепет — это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма» (мама) — говорит ребенок, и это относится именно к маме. В 8,5—9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями. В 9-10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.
Первые слова появляются к концу первого года жизни. Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Есть указания на то, что у девочек слова появляются на 8-9 месяце жизни, у мальчиков — на 11-12 месяце [3].
Второй этап – преддошкольный. В этот период расширяется объем лепетных слов, используемых ребенком. Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Освоение и развитие фонетической системы языка идет вслед за появлением слов, как семантических единиц. Слова могут выражать законченное целостное сообщение, и в этом отношении равняться предложению. Первые слова обычно представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, дя-дя и т.д.). Более сложные слова могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно. Это свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической стороны речи по сравнению с фонетической, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой мо-торики [3].
После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней:
— Папа, ди (папа, иди).
— Ма, да кх (мама, дай кису).
Таким образом, в течение полутора лет происходит количественный скачок в расширении словаря детей.
В 1—3 года ребенок
многие звуки родного языка
Как отмечает
Н.С. Жукова, с момента появления
у ребенка возможности
Таким образом, к концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи.
В три года
практически заканчивается
Дошкольный
этап. Этот период характеризуется
наиболее интенсивным речевым развитием
детей. Нередко наблюдается
Таким образом,
к концу дошкольного периода
дети должны владеть развернутой
фразовой речью, фонетически, лексически
и грамматически правильно
Школьный период. Продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.
1.2. Особенности речевого развития у детей раннего возраста в норме
Обобщенно развитие понимания речи детей представлены в работе Н.С. Жуковой. При обследовании детей раннего возраста особенно важным является то, понимает ли ребенок обращенную речь.
В 2 года 6 мес. понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации, в привычной ситуации начинает понимать вопросы косвенных падежей: «На чем ты сидишь», «Во что ты играешь» и т.д.
В 2 года 6 мес. – 3 года понимает прочитанные короткие рассказы и сказки [10].
Развитие
словаря у ребенка, с одной
стороны, тесно связано с развитием
мышления и др. психических процессов,
а с другой стороны, с развитием
всех компонентов языковой системы:
фонетико-фонематического и
В процессе
развития значения слова, в основном
у детей от 1 года до 2,5 лет, отмечается
явление сдвинутой референции, или
«растяжения» значения слова. При этом
отмечается перенесение значения одного
предмета на ряд других, ассоциативно
связанных с исходным предметом.
Ребенок вычленяет признак
Информация о работе Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи