Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 00:06, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития речи в норме и пато-логии у детей раннего возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности речевого развития детей раннего возраста.
3. Выявить специфику процесса усвоения родного языка у детей с отклонениями в развитии.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 7
Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи в норме ..7
1.1. Основные этапы формирования речи ребенка 7
1.2. Особенности речевого развития у детей раннего возраста в норме 10
ГЛАВА 2 16
Особенности раннего выявления отклонений в развитии речи ребенка 16
ГЛАВА 3……………………………………………………………………………28
Методики для изучения речевого развития детей раннего возраста 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Таким образом,
дети с нарушениями развития речи
обладают понижен-ной способностью,
как воспринимать различия в физических
характеристиках элементов
Интересно, что одни и те же нарушения языковых норм наблюдаются у детей разного возраста и с разными речевыми диагнозами ("недоразвитие речи", "алалия", "задержка речевого развития-", "дизартрия" и др.), что в процессе развития их речи "исчезают" одни неправильные слова и "появляются" другие, увеличивается количество слогов в воспроизводимых словах, расширяется словарный запас, усваиваются первые грамматические построения.
Специфические проявления, свойственные дизонтогенезу речи, могут быть выраженными и во всей полноте, и в меньшей степени, как быстро, так и медленно изживаемы из речевой практики ребенка [9].
ГЛАВА 3
Методики для изучения речевого развития детей раннего возраста
В раннем возрасте
различные нарушения развития по
своим внешним проявлениям еще
не дифференцированы, часто имеют
схожие проявления. Но нарушение развития
речи в той или иной степени
сопровождает любой дефект. Организация
наблюдения за ребенком и коррекционные
занятия помогут
Обычно на консультации у логопеда или в процессе логопедических за-нятий с детьми раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи ребенка на ближайшую и отдаленную перспективу. Насколько возможно составить точный прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи разной степени сложности уровень общего и речевого развития может выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи ребенка можно составить только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего логопедического воздействия.
При проведении систематических логопедических занятий часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей даже в ходе систематических занятий оказывается не способна полностью преодолеть свою речевую недостаточность, в школьном возрасте у них возникают проблемы с усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия). В первом случае можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР), во втором случае – об общем недоразвитии речи (ОНР).
Диагностика детей данной категории основывается на положениях о нормальном развитии речи детей в раннем возрасте (А.Н. Гвоздев) [5]. В основе проведения диагностики по выявлению задержки речевого развития у детей раннего возраста лежат следующие параметры:
• выявление уровня восприятия речи взрослого;
• выявление объема активного и пассивного словаря;
1. Работа с семьёй.
Исходя из положения Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной о том, что обратимые формы речевых расстройств могут быть связаны с неблагоприятными условиями окружения, воспитания и различными формами депривации, необходимо провести анализ социальных условий речевого развития детей данной категории.
Для реализации этой задачи можно провести анкетирование родителей, или беседу, целью которой будет выявление:
• вступления ребёнка в контакт с родителями;
• уровня наблюдательности и степени познания ребенка;
• наличия или отсутствия речевых реакций (обращения, просьбы и др.)
1. Изучение медицинской документации.
Анамнестические сведения должны включать:
• данные о здоровье родителей;
• наличие речевой патологии у членов семьи или у родственников;
• протекание беременности и родов матери (не было ли травм, серьезных заболеваний, акушерских манипуляций и т.п.);
• общего раннего развития (какие заболевания перенес, не было ли физических или психических травм);
• сведения о раннем речевом и моторном развитии: в срок, замедленное или ускоренное;
• сроки появления основных движений, гуления, лепета, первых слов, фраз;
• состояние слуха, зрения и интеллекта.
Далее для изучения развития речи детей раннего возраста с ЗРР и проявления невербальных средств общения, могут быть использованы следующие методики.
Методика 1. «Изучение понимания речи».
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого в ходе индивидуальной работы с ребёнком.
Материал: кукла, чашка, погремушка, собачка.
Суть методики в том, чтобы в процессе 6 созданных ситуаций оценить:
• Отзывается ли ребенок на свое имя.
• Способен ли ребенок указывать на называемый предмет.
• Может ли показать какую-либо часть лица или тела куклы.
• Сможет ли найти аналогичную часть лица или тела у себя.
• Подаёт ли ребёнок называемый предмет.
• Выполнение заданных действий с предметом (положить кубики в коробку).
Обработка данных. 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания).
Трактовка результатов. Если ребенок набрал от 11 – до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи. От 6 до 10 баллов – Средний уровень понятия речи, от 0 до 5 баллов – низкий уровень понимания речи.
Методика 2. «Кто это?».
Цель: выявить объем активного словаря.
Материал: предметные картинки.
Для оценки словарного состава ребенка предлагается картинный материал, куда входят слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка: 1. Одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), 2. Овощи (капуста, морковка, картофель, редиска), 3. Домашние животные (кошка, собака, попугай), 4. Транспорт, 5. Игрушки, 6. Птицы.
Обработка данных.
1 балл – наличие правильного ответа.
0 баллов – неправильный ответ.
Выводы об уровне объема словаря.
10 баллов
– высокий уровень объема
7–9 – баллов – средний уровень,
0–6 балла – низкий уровень,
Методика 3 «Назови и покажи»
Цель: оценить состояние глагольного словаря детей и варианты исполь-зования невербальных средств общения.
Материал: предметные картинки с видами действий (мишка пляшет, кукла спит, девочка смотрит книгу, мальчик гуляет).
У ребёнка спрашивается, что делает персонаж картинки. Оценка ответа связана с вариантом ответа – жестовый, словесный или др.
Обработка данных.
• Словесные ответы – 4 балла
• Сочетание словесных ответов с жестовыми – 1, 2, 3 балла
• Невербальные формы ответа – 0 баллов
Итак, в основу проведения диагностики по выявлению задержки речевого развития у детей раннего возраста легли такие параметры, как: выявление уровня восприятия речи взрослого; выявление объема активного и пассивного словаря; выявление использования детьми невербальных средств.
Речь – это не врожденная функция, она усваивается каждым человеком индивидуально в процессе речевого общения ребенка с окружающими людь-ми. Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных.
Речь является
необходимым компонентом
У детей раннего возраста, по мнению Г.Ю.Окуневой, как правило, речевые нарушения связаны с двигательной сферой. Паретические симптомы возможны в артикуляционной и общей мускулатуре. Существует некоторая мозаичность симптомов с преобладанием то пищевого, то языкоглоточного, то подъязычного нерва, определявшие особенности и разнообразие фонетических нарушений у детей [29, с.68].
Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. для правильной диагностики нарушений речи. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.
В ходе работы
мы выявили, что, как и в норме,
так и в патологии, развитие детской
речи представляет собой сложный
и многообразный процесс. Дети не
сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим
строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением,
словоизменением и т.п. Одни языковые
группы усваиваются раньше, другие
значительно позже. Поэтому на различных
стадиях развития детской речи одни
элементы языка оказываются уже
усвоенными, а другие еще не усвоенными
или усвоенными только частично. Усвоение
фонетики тесно связано с общим
поступательным ходом формирования
лексико-грамматического строя
До определенного момента детская речь изобилует неточностями, кото-рые свидетельствуют об оригинальном, немотивированном использовании такого строительного материала языка, как морфологические элементы. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становиться устойчивым, т.е. осуществляется их лексикализация.
В возрасте, когда процесс развития речи еще не завершен (2 года 6 месяцев — 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких-то лексико-грамматических и фонетических проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Анализ и оценка речевой деятельности ребенка невозможны, если не иметь конкретных данных о формировании детской речи в норме, так как они обеспечивают квалификацию дефектов речи и выбор рациональных и экономных путей преодоления и предупреждения отклонений речевого развития ребенка.
С целью предупреждения нарушений голоса в детском возрасте необходимо проводить профилактические мероприятия. Их проведение является задачей отоларингологов и логопедов, а также специалистов по вокалу и сценической речи, которые должны целенаправленно разъяснять правила гигиены голоса родителям, воспитателям детского сада, учителям; приучать детей разговаривать спокойно и тихо в соответствии с ситуацией, избегать чрезмерно громкой речи и пения, петь с учетом диапазона детского голоса
При написании данной работы мы опирались на исследования различных психологов, педагогов, логопедов и других специалистов.
Надо отметить,
что чем раньше диагностируется
отставание в развитии и осуществляется
необходимое коррекционно-
Данная работа может быть интересна, и может найти практическое при-менение в работе воспитателей, логопедов, дефектологов и других специали-стов, работающих с детьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксарина ,Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М.Аксарина.- М.: Медицина, 1987. -442с.
2. Аскарина Н.М., Кистяковская М.Ю., Ладыгина Н.Р., Эйгес Н.Р. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. – М., 2001
3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии./ Е.Н. Винарская. – М., 1987. – 345 с.
4. Белова-Давид,
Р.А. Нарушение речи у
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1961. – 453 с.
6. Громова
О.Е. Признаки речевых
7. Громова
О.Е. Методика формирования
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
9. Жукова
Н.С. Преодоление недоразвития
речи у детей: Учебно-
10. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А., Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов / С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 80 с.
Информация о работе Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи