Теоретические основы коммуникативной культуры младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.). Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы воспитания коммуникативной культуры
младших школьников 7
1.1 Понятие, критерии и мотивы коммуникативной культуры 7
1.2 Психолого-педагогические особенности коммуникативной
культуры младших школьников 11
1.3 Принципы в сфере воспитания коммуникативной культуры
у младших школьников 14
2 Воспитание коммуникативной культуры младших школьников 19
2.1 Методы и формы организации воспитательного процесса коммуникативной культуры младших школьников 19
2.2 Организация опытно- экспериментальной работы по воспитанию коммуникативной культуры младших школьников 22
2.3 Воспитание коммуникативной культуры младших школьников 26
Заключение 30
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая педагогика.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Теоретические основы коммуникативной культуры младших  школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение           3

1 Теоретические основы воспитания коммуникативной культуры

младших школьников         7

1.1 Понятие, критерии и мотивы коммуникативной культуры  7

1.2 Психолого-педагогические особенности  коммуникативной 

культуры младших школьников       11

1.3 Принципы в сфере воспитания  коммуникативной культуры 

у младших школьников        14

2 Воспитание коммуникативной культуры младших школьников  19

2.1 Методы и формы организации  воспитательного процесса коммуникативной  культуры младших школьников    19

2.2 Организация опытно- экспериментальной  работы по воспитанию коммуникативной  культуры младших школьников    22

2.3 Воспитание коммуникативной культуры младших школьников 26

Заключение          30

Список использованных источников      33

Приложения          35

 

 

Введение

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий для развития личности каждого младшего школьника, для его личностного самоопределения.

Проблема воспитания коммуникативной  культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные  требования к подготовке учащихся к  взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.). Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств [3, с. 324].

Особое значение для исследования данной проблемы имеют научные разработки в области педагогики. В частности, было показано, что досуг является специфической сферой социализации и инкультурации личности (М. Ариарский, Б. Титов, М. Поплавский, В. Кирсанов, Ю. Клейберг и др.).

Проблематика, связанная с формированием  коммуникативной культуры личности, является частью более широкой проблемы – привлечения к культурным ценностям социума. Эта проблема рассматривается сегодня как одна из центральных в педагогике. Задача педагогики – разработка педагогических технологий, которые позволили бы осуществлять целенаправленное влияние на процесс воспитания коммуникативной культуры младших школьников в условиях учебной, трудовой и досуговой деятельности. Конструктивная коммуникативная культура является показателем культуры личности в целом.

Однако, несмотря на многие исследование (М.А. Василик, Л.М. Землянова, В.Б. Кашкин, Г.Г. Почепцов и др.), значение этих исследований для решения современных педагогических проблем состоит в том, что они дают возможность, с одной стороны, более целостно представить коммуникативную культуру как предмет педагогического исследования, а с другой – осмыслить педагогические проблемы в контексте коммуникативной проблематики. Вместе с тем, сфера, которая обозначается понятием «коммуникативная культура», остается неопределенной. Недостаточно обоснованными являются также теоретико-методологические основы воспитания коммуникативной культуры  младших школьников.

Сфера коммуникативной культуры –  необходимая часть социального  пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью  характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникативной культуры человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникативной культуры.

Формирование коммуникативной деятельности можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития младшего школьника, например младшего школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. Это обусловлено тем, что педагогический процесс является по своей сути коммуникативным процессом, предполагающим взаимодействие между социальными институтами (научными, образовательными, культурно-просветительскими), педагогами, родителями, детьми с целью воспитания и обучения подрастающего поколения.

Актуальность исследования обусловлена  противоречием между недостаточностью разработок теоретико-методологических основ воспитания коммуникативной  культуры  младших школьников и значимостью коммуникативной культуры в развитии младших школьников, и тем, что воспитание коммуникативной культуры младших школьников в первую очередь связано с предупреждением подростковых «коммуникативных проблем», о которых много говорится сегодня.

Объект исследования: коммуникативная культура.

Предмет исследования: воспитание коммуникативной культуры младших школьников.

Цель исследования: изучить теоретико-методологические основы по вопросу воспитания коммуникативной культуры младших школьников младшего школьного возраста и организовать работу по воспитанию коммуникативной культуры младших школьников.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью определить структурные компоненты коммуникативной культуры, критерии и показатели их сформированности;

- рассмотреть и выявить принципы и особенности воспитания коммуникативной культуры у младших школьников

- выбрать организационно-методическое обеспечение способствующее воспитанию коммуникативной культуры младших школьников

Гипотеза исследования: уровень сформированности коммуникативной культуры у младших школьников зависит от выбранного организационно-методического обеспечения и правильно организованной воспитательной работы

Методы исследования:

- изучение и анализ литературных источников;

- наблюдение, беседа, тестирование,

- опытно-экспериментальная работа;

- методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.

База исследования: Большеберезниковский детский туберкулёзный санаторий. В исследовании принимали участие младшие школьники 2, 3 и 4 классов, 22 человека. Педагогический эксперимент проводился с согласия родителей.

Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.

 

1 Теоретические основы воспитания коммуникативной культуры

младших школьников

 

1.1 Понятие, критерии  и мотивы коммуникативной культуры

 

Научное содержание понятия «коммуникативная культура» определяется содержательным наполнением понятий общение, коммуникации, толерантность.

Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на установление контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида [5, с. 123].

Своеобразным содержанием общения  следует признать отношения и  взаимоотношения, которые наполняют  коммуникативная культура, придают  ему своеобразный колорит, окрашенность, диктует средства, манеру общения. Содержательная сторона же общения реализуется через способы, средства. Главным средством общения, в человеческом обществе, является язык. Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используется неречевые средства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение.

Коммуникации – это умение и  навыки общения с людьми, от которых  зависит успешность людей разного  возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями [11, с. 110].

Под влиянием массовой коммуникативной  культуры происходит сдвиги в сознании людей и в их поведении. При  этом выявляются обстоятельства, которые  характеризуют непрерывный поток информации, как выражение ее количества в определенный момент вызывает качественный сдвиг в сознании людей.

Содержание массовой коммуникативной  культуры должно затрагивать ум и  чувство, поэтому оно должно быть доходчивым, опираться на какой –  то средний уровень осведомленности реципиента. Поток информации через различные каналы должно заинтересовывать и эмоционально затрагивать. Поэтому наличие нового содержания в нем – обязательный элемент [11, с. 112].

Толерантность – это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий множество линий проявления и развития, и потому пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни. Это особое поведение человека, направленное на конструктивное взаимодействие с «другим»; качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства непринятия. К раскрывающим сущность понятия «толерантность» относятся слова: терпимость, терпение, признание, уважение, великодушие в отношении других, прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другому, выносливость, готовность к примирению и др. Обновление содержания образования выступает как решающее условие формирования у младших школьников системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. С раскрепощением личной свободы и расширением кругозора преодолевается синдром нетерпимости к любому инакомыслию. В результате чувство терпимости становится существенным элементом духовного пространства нашего общества. Таким образом, толерантность в процессе социализации личности должна стать естественной нормой, определяющей стиль ее поведения и мышления [17, с. 15].

Коммуникативную культуру можно рассматривать:

- как коммуникации;

- как системообразующий, интегрирующий социум фактор;

- можно наряду с художественной, эстетической, информационной и др.

В данной работе мы будем рассматривать  коммуникативную культуру как коммуникации, т.к. отсутствие необходимых навыков  владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств [3, с. 324].

Коммуникативная культура всегда направлено на другого человека. Для того чтобы  определить, является тот или иной вид взаимодействия коммуникативной культурой, необходимо обратить внимание на:

- внимание и интерес к партнеру. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

- эмоциональное отношение к партнеру;

- инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание наиболее характерный момент общения.

- чувствительность человека к тому отношения, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности [8, с. 36].

Сформированность коммуникативной  культуры личности определяется по таким  группам критериев:

- культура общения, общительность;

- культура речи;

- коммуникативные умения;

- коммуникативное мышление;

- ценностные ориентации;

- досуговые интересы.

Организационная культура групп оценивается по таким критериям как:

- социально-психологический климат;

- групповые ценности;

- уровень самоорганизации досуговой группы;

- групповая сплоченность;

- целостность группового восприятия (термин В. Агеева);

- целеустремленность.

Важная роль в  исследовании отводится «эмоциональным»  критериям:

- эмоциональная вовлеченность в деятельность (Р. Чикзентмихали);

- ощущение удовлетворенности участием в культурно-досуговом мероприятии и досугом в целом), которые отражают степень реализованности рекреационно-развлекательной функции досуга [8, с. 37].

Рассматривая критерии коммуникативной  культуры можно выделить и три  основных его мотива:

- деловые мотивы, которые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности;

- познавательные мотивы, возникающие в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, источником которого выступает взрослый – источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы младшего школьника;

- личностные мотивы, характерные только для общения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае коммуникативная культура побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью [8, с. 37].

Информация о работе Теоретические основы коммуникативной культуры младших школьников