Теоретические основы коммуникативной культуры младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.). Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы воспитания коммуникативной культуры
младших школьников 7
1.1 Понятие, критерии и мотивы коммуникативной культуры 7
1.2 Психолого-педагогические особенности коммуникативной
культуры младших школьников 11
1.3 Принципы в сфере воспитания коммуникативной культуры
у младших школьников 14
2 Воспитание коммуникативной культуры младших школьников 19
2.1 Методы и формы организации воспитательного процесса коммуникативной культуры младших школьников 19
2.2 Организация опытно- экспериментальной работы по воспитанию коммуникативной культуры младших школьников 22
2.3 Воспитание коммуникативной культуры младших школьников 26
Заключение 30
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая педагогика.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Итогом нашей совместной работы в третьей четверти был урок праздник «Радостная, шумная, пахучая весна!» (Приложение Г), подготовка которого состояла из нескольких этапов:

- выразительное чтение стихотворений о весне;

- подготовка выставки работ на тему «Весенний  лес» и выставки весенних пейзажов.

- подготовка музыкальных номеров к празднику, как на уроках музыки, так и самостоятельно.

- подбор хоровых игр, соответствующих теме праздника.

- приглашение родителей на праздник, изготовление пригласительных билетов.

В ходе самого праздника чтение детских стихов сочеталось с пением и и общими играми, в которых участвовали младшие школьники. Стоит заметить, что стихи известных поэтов читали дети с высоким уровнем коммуникативной культуры.

Конечно, были трудности в обучении отдельных учащихся. Но все мы – и младшие школьники, и учителя – чувствовали, что общими усилиями сможем сделать многое. Поэтому были проведены повторные диагностические мероприятия по методикам констатирующего этапа.

Контрольный этап.

Цель: выявить, как изменился уровень  коммуникативной культуры младших  школьников.

Результаты повторных диагностических  мероприятий представлены в Приложении В. Полученные результаты были обработаны и выведены в динамику (Рисунок 2).

Можно с уверенностью сказать, что  совместная работа младших школьников и взрослых по реализации проекта  помогла младшим школьникам научиться  лучше понимать себя, друг друга  и окружающую жизнь, что несомненно повлияло на воспитание коммуникативной культуры. Реализованный мною проект «Воспитание коммуникативной культуры младших школьников», основанный на идеях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова с принципами развивающего обучения, заложенными в программе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова дал положительные результаты. О чем свидетельствуют результаты повторных диагностических мероприятий.

 

 

Рисунок 2 – Уровень коммуникативной  культуры младших школьников до и  после реализации проекта «Воспитание  коммуникативной культуры младших школьников»

 

Как видим из рисунка, изменились отношения ребят между собой. Младшие школьники стали чаще заботиться друг о друге и замечать, когда окружающим требуется помощь. В целом повысился уровень коммуникативной культуры.

Таким образом, уровень сформированности коммуникативной культуры у младших школьников, зависит от выбранного организационно-методического обеспечения и правильно организованной воспитательной работы.

 

 

Заключение

Теоретический анализ литературы показал, что коммуникативная культура основывается на мотивированном взаимодействии друг с другом, с коллективом. При воспитании коммуникативной культуры необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников, так как группа сверстников становится для младшего школьника тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.

Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и  ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка и уровень сформированности коммуникативной культуры у младших школьников, который зависит от выбранных воспитательных методов и правильно организованной воспитательной работы.

Реализованный нами проект «Воспитание коммуникативной культуры младших школьников», основанный на идеях коллективной творческой деятельности И. П. Иванова с принципами развивающего обучения, заложенными в программе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова дал положительные результаты. Это доказывает, что работа с детьми в этом направлении представляет личностно-ориентированные технологии, характеризующие сотрудничество участников педагогического процесса, демократизм, равенство и равноценное партнерство не только самих младших школьников, но и младших школьников со взрослыми. Такой подход способствует воспитанию коммуникативной культуры младших школьников, что подкрепляется программой обучения по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, которая также ориентирована на развитие личности младшего школьника, его потенциальных возможностей.

Исследовательская работа, проведенная мною показала, что выбранное организационно-методическое обеспечение, а именно разработанный проект «Воспитание коммуникативной культуры младших школьников» оказался достаточно продуктивным, о чем говорят результаты исследования.

Таким образом, уровень сформированности коммуникативной культуры у младших школьников, зависит от выбранного организационно-методического обеспечения и правильно организованной воспитательной работы, что собственно и подтверждает выдвинутую гипотезу в исходном положении.

Следовательно, цели и задачи, поставленные нами в начале работы полностью достигнуты и решены.

 

 

Список использованных источников

 

1. Агафонова, И. Н. Социально-психологическое обучение детей 6–10 лет. Программа «Я и Мы» / И. Н. Агафонова. – М. : СПб, 2001. – 176 с.

2. Баныкина, С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития / С. В. Баныкина // Современная конфликтология в контексте культуры мира. – М., 2001. – 485 с.

3. Богословский, В. В. Психология воспитания школьника / В. В. Богословский ; Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. – Л., 1998. – 164 с.

4. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников / Болдырев, Н. И. - М. : Педагогика, 2001. – 224 с.

5. Бордовская, Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – М. : Питер, 2000. – 304 с.

6. Борытко, Н. М. Педагогика / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков ; под ред. Н. М. Борытко. – М. : Академия, 2007. – 492 с.

7. Васильева-Гиагнус, Л.П. Азбука вежливости / Л. П. Васильева-Гиагнус. – М. : Гардарики, 2006. – 144 с.

8. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Ф. Голованова. – СПб. : Речь, 2004. – 272 с.

9. Гуружапов, В. А. Психология образования. Процесс развивающего обучения в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова / В. А. Гуружапов. – М., 2006. – 76 с.

10. Гущин, С.Н. Обучение и воспитание неразделимы / С. Н. Гущин // Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2011. – №1. – С.13–15.

11. Давыдов, В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников / В. В. Давыдов. – М. : Гардарики, 2006. – 276 с.

12. Емельянова, И. Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Н. Емельянова. – М. : Академия, 2008. – 256 с.

13. Епишина, Л. В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности / Л. В. Епишина // Начальная школа. – 2008. – № 11. – С. 12–21.

14. Зарецкая, И. И. Нравственное воспитание учащихся / И. И. Зарецкая. – М. : Высшая школа, 2000. – 143 с.

15. Знаменская, С. В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений / С. В. Знаменская // Материалы 48 научно-методической конференции. – Ставрополь : СГУ, 2003. – С. 36–37.

16. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: практикум и методические рекомендации / Г. М. Коджаспирова. – М. : Владос, 2003. – 415 с.

17. Кучина, И. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе / И. В. Кучина // Классный руководитель. – 2013. – № 3. – С. 32–39.

18. Макарова, Н. Н. Коммуникативная игра в младших классах / Н. Н. Макарова // Начальная школа. – 2008. – № 7. – С. 13–18.

19. Матюхина, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; под ред. М. В. Гамезо и др. – М. : Просвещение, 2004. – 256 с.

20. Меняева, О. М. Нравственное воспитание – путь к успеху / О. М. Меняева // Образование в современной школе. – 2012. – № 3. – С. 58–60.

21. Михайлова, И. М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности / И. М. Михайлова. – М. : Псков. ПГПУ, 2005. – 188 с.

22. Никулина, Г. В. Формирование коммуникативной культуры: учеб.-метод. пособие / Г. В. Никулина. – СПб. : КАРО, 2006. – 400 с.

23. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Щуркова, В. Питюков, А. Савченко ; Науч.-метод. объед. "Творческая педагогика", малое предпр."Новая школа". – М., 1993. – 111 с.

24. Нравственное воспитание школьников / под ред. И. С. Марьенко. – М. : Просвещение, 1999. – 310 с.

25. Пастернак, Н.А. Психология воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Пастернак ; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : ИЦ Академия, 2008. – 224 с.

26. Педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. И. Ю. Кулагиной. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 474 с.

27. Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. – М. : Высшее образование, 2006. – 540 с.

27. Пчелинцева, И. Толерантность и школьник / И. Пчелинцева. – М. : Синтез. – 2003. – 249 с.

29. Рахимов, А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А. З. Рахимов // Классный руководитель. – 2001. – № 6. – С. 14–23.

30. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М. : Владос, 2000. – 450 с.

31. Секачева, И. Н. Нравственное воспитание младших школьников / И. Н. Секачева // Начальная школа плюс до и после . – 2012. – № 11. – С. 15–18.

32. Селиванова, Н. Л. Воспитательная система: проблемы прошлого, настоящего, будущего / Н. Л. Селиванова // Народное образование. – 2010. – № 9. – С. 215–219.

33. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. – 576 с.

34. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / сост. П. В. Степанов. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 435 с.

35. Толерантность в культуре и процесс глобализации / Ин-т философии РАН, Акад. гуманитар. исслед. – М. : Гуманитарий, 2010. – 486 с.

36. Фридман, Л. М. Психология воспитания : книга для тех, кто любит детей / Л. М. Фридман. – М. : Сфера, 2000. – 204 с.

 

 

Приложение А

Опросник–тест для педагогов 

«Оценка коммуникативных умений младших  школьников»

 

постоянно прерывает меня во время  беседы

никогда не смотрит в лицо во время  разговора, и не понятно, слушает  ли он меня

постоянно суетится, игрушки занимают его больше, чем мои слова, при  этом невнимателен

переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал

не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться 

всегда смотрит на меня очень  внимательно, не мигая

выслушав меня, задает интересующие его вопросы

когда я предлагаю что-нибудь новое, он всегда возражает

если тема беседы не интересна, скажет, что ему это не интересно

вступает в диалог, при этом может  сам предложить тему для беседы

Интерпретация результатов теста:

Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение  при общении с дошкольником по формуле К=С/10*100, где

С - количество ситуаций, вызывающих у  Вас досаду и раздражение;

10 – общее количество ситуаций

Низкий уровень коммуникативных умений – оценка 1 балл: 60%-100% - коммуникативные умения развиты слабо, необходимо дошкольника научить слушать, быть внимательным во время диалога

Средний уровень коммуникативных  умений – оценка 3 балла: 30%-60% - в коммуникативных  умениях присущи некоторые недостатки, не внимателен, иногда перебивает

Высокий уровень коммуникативных  умений – оценка 5 баллов: 0%-30% - коммуникативные  умения развиты, но иногда не совсем внимателен, умеет слушать, поддерживать беседу.

Приложение Б

Тест «Оценка уровня общительности»

модифицированная методика В.Ф. Ряховского

 

Инструкция по применению методики:

Школьникам предлагается ответить на 20 вопросов, поставив в графе «Да» знак (+); в графе «Нет» знак (–). На обдумывание каждого вопроса  отводится не более 1 минуты.

Вопросы

1. Много ли у вас друзей, с  которыми вы постоянно общаетесь?

2. Долго ли вас беспокоит чувство  обиды, причиненной вам кем-либо  из ваших друзей?

3. Есть ли у вам стремление  к установлению новых знакомств  с различными людьми?

4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?

5. Легко ли вы устанавливаете  контакт с людьми, которые старше  Вас по возрасту?

6. Трудно ли вам включиться  в новые для вас компании?

7. Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

8. Трудно ли вы осваиваетесь  в новом коллективе?

9. Стремитесь ли вы при удобном  случае познакомиться и побеседовать  с новым человеком?

10. Раздражают ли вас окружающие  люди и хочется ли вам побыть  одному?

11. Нравится ли вам находиться среди людей?

12. Испытываете ли вы чувство  затруднения, неудобства или стеснения,  если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым  человеком?

13. Любите ли вы участвовать  в коллективных играх?

14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

15. Полагаете ли вы, что вам  не представляет особого труда  внести оживление в малознакомую  компанию?

16. Стремитесь ли вы ограничить  круг своих знакомых небольшим  количеством людей?

17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

18. Правда ли, что вы не чувствуете  себя достаточно уверенно и  спокойно, когда приходится говорить  что-то большой группе людей?

19. Верно ли, что у вас очень  много друзей?

20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

Информация о работе Теоретические основы коммуникативной культуры младших школьников