Теоретические подходы к изучению педагогических способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности.
Способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3
Глава I. Общая характеристика педагогической деятельности…………………..5
1.1 Понятие и структура педагогической деятельности………………………......5
1.2 Функции и цели педагогической деятельности…………………………..…..13
1.3 Стиль педагогической деятельности………………………………………….15
1.4 Соответствие педагога своей профессии.………………….…………………17
Глава II. Теоретические подходы к изучению педагогических способностей....20
2.1 Понятие и сущность педагогических способностей…………………….…...20
2.2 Структура педагогических способностей……………………………..….…..23
2.3 Развитие педагогических способностей……………………………..………..27
2.4 Взаимосвязь педагогических способностей, их развития и успешной деятельностью педагога………………………………………………………...….30
Заключение……………………………………………………………………….…32
Список использованных источников………………………………………….…..34

Вложенные файлы: 1 файл

osnovnaya_chast 1.doc

— 729.00 Кб (Скачать файл)

2.3 Развитие педагогических  способностей

Современный педагог  сможет в полной мере реализовать  свой профессиональный потенциал в  зависимости от глубины понимания  сущности образования. Любой учитель  знает, что существуют два понимания внутренней стороны образовательного процесса: оно заключается или в развитии и формировании способностей или в приобретении систематических знаний. Ум выше знаний, так как, по словам П.Ф. Каптерева, владея умом, всегда приобретешь знания, а владея знаниями, не всегда приобретешь ум.

Способности не только проявляются  и существуют в деятельности, но в деятельности формируются, в ней  развиваются. В.Д.  Шадриковым было показано, что развитие способностей происходит в двух направлениях: «признанности» отдельных способностей, во-первых, к системе деятельности, их интеграции и, во-вторых, к предметному миру, к требованиям деятельности, т.е. «восхождению» к конкретным, частным проявлениям общих способностей. Отмеченные аспекты тесно взаимосвязаны, и развитие способностей осуществляется в единстве этих двух аспектов.

Обучаемость и креативность, как и специальные способности, развиваются при благоприятных  условиях среды на базе общего интеллекта. Поэтому они в большей мере зависят от средовых, нежели от генетических факторов, и в большей мере, чем общий интеллект, «привязаны» к определенному предметному содержанию. Время, яркость и степень дальнейшего развития педагогических способностей зависят от влияния образовательного пространства и активности самого учителя.

Педагогические способности  проявляются в динамике овладения  знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения профессиональной деятельности.

В своей книге «Человек и мир» С.Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития способностей, заключающееся в том, что развитие совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей19.

А.Н. Леонтьев выдвигает в своих трудах идею, что все психические функции и способности, свойственные человеку как общественному существу, развиваются и формулируются в результате овладения опытом предшествующих поколений. Овладение достижениями общественного развития, «перевод» их в «свои» способности происходит через других людей, т.е. в процессе общения, где ребенок, человек и научается адекватной деятельности. Таким образом, этот процесс является по своей функции процессом воспитания.

Развивая проблему способностей, Б.Г. Ананьев подчеркивает роль активной деятельности индивида в усвоении общественного опыта.


Способности развиваются первоначально как имитация культурного образца мышления и деятельности; затем происходит изменение исходного образца с последующей рефлексией и фиксацией отличий своего способа деятельности и культурного.

Без знания психологических  закономерностей и механизмов невозможно определить стратегию, общее направление  формирования и развития педагогических способностей и профессиональной деятельности учителя в целом. Для того чтобы стать творцом нужно освоить определенный уровень культуры, войти в определенную сферу жизнедеятельности с помощью другого человека – «образца творчества». Наличие подражательной способности обеспечивает «легкость входа», творческая способность (креативность, способность воображения) определяет продуктивность и оригинальность20.

Положительное влияние  профессиональной деятельности учителя  на развитие его педагогических способностей обусловлено следующими условиями:

1. деятельность должна  вызывать у педагога сильные  и устойчивые положительные эмоции;

2. деятельность учителя  должна носить по возможности  творческий, а не только репродуктивный  характер;

3. педагогу важно организовать свою деятельность так, чтобы он преследовал цели, всегда немного предвосхищающие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.

Выявить уровень развития педагогической деятельности можно  только на основе анализа этой деятельности. Педагогические способности имеют индивидуальную меру выражения. У всех педагогов примерно одинаковый набор профессиональных способностей, но качество их выраженности различное.

Основываясь на анализе  общих способностей, можно выделить следующие показатели уровня развития педагогических способностей:

1. успешный результат  деятельности;

2. оригинальность, самобытность  при выполнении работы;

3. степень преодоления  неблагоприятных условий среды;

4. быстрота овладения  новыми знаниями и навыками (хорошая обучаемость в той или иной области).

Интеллектуальные способности  учителя – это свойства его интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности с точки зрения скорости и правильности переработки информации в условиях решения педагогических задач, разнообразия и оригинальности идей, темпа и качества обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания и преобразования педагогической действительности21.

2.4 Взаимосвязь педагогических  способностей, их развития и успешной деятельностью педагога

Вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии, вопрос о педагогических способностях – с вопросом о профессиональной деятельности и личности учителя. Именно в процессе преодоления профессиональных и личностных трудностей происходит развитие (как спонтанное изменение) педагогических способностей, а их формирование (как целенаправленное изменение) осуществляется в специально организованных условиях системы вузовской и послевузовской подготовки педагогов.

Успешность педагогической деятельности зависит от комплекса способностей учителя. Высокие достижения в одной и той же деятельности могут обеспечиваться различным сочетанием способностей, поэтому можно говорить и об их различных типах.

Способность – это возможность. Достигнутый уровень – это реальность. По результативности каждый учитель может быть отнесен к одному из следующих уровней, при этом каждый последующий уровень включает в себя все предыдущие:

1) репродуктивный уровень: учитель может и умеет рассказать другим то, что знает сам;

2) адаптивный уровень: учитель умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;

3) локально-моделирующий  уровень: учитель владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность;

4) системно-моделирующий  деятельность и поведение уровень:  учитель владеет стратегиями  превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.

Учителя, находящиеся  на первых двух уровнях, не имеют специальных  педагогических способностей. Лишь при  переходе на третий уровень у учителя  проявляются педагогические способности тем больше, чем выше его уровень.

Все рассмотренные уровни взаимосвязаны. Педагог в процессе овладения профессиональными знаниями и умениями, в ходе деятельности переходит с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании всего вышеизложенного материала следует сделать ряд выводов. Отличие педагогической деятельности от любой производственной заключается в ее духовном характере, что определяет своеобразие всех ее компонентов.

Сущность педагогической деятельности заключается в «объектно-субъектном преобразовании личности». С этой точки  зрения справедливо утверждение  о том, что истинным объектом педагогической деятельности является не сам ученик, а педагогический процесс, представляющий собой систему взаимосвязанных учебно-воспитательных задач, в решении которых воспитанник принимает непосредственное участие и функционирует как главный компонент.

Цель педагогической деятельности – явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой – потребности и стремления отдельной личности.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Особенностью преподавательской  деятельности является ее сложный, неоднозначный  характер. Преподаватель имеет дело с развивающейся личностью, которая  обладает своей собственной индивидуальностью, причем в учебной группе обычно представлен широкий спектр юных личностей. К этому добавляются факторы неординарных, постоянно меняющихся условий педагогической деятельности, многообразия педагогических задач.

Среди психологических  характеристик общепризнанными  являются педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогическое самосознание, педагогическое воображение, педагогическая самооценка, педагогическая наблюдательность, педагогическое прогнозирование, толерантность, эмпатия и др.

Под педагогическими  способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, ее (психологические) качества, которые отвечают (соответствуют) требованиям, предъявляемым педагогической деятельностью к человеку-исполнителю (т.е. учителю) и определяют тем самым успешное овладение этой деятельностью.

В структуре педагогических способностей выделяют три подструктуры:

– личностные способности (характерологические черты): расположенность к детям, выдержка и самообладание;

– дидактические способности (связанные с передачей информации учащимся): способность объяснять, экспрессивно-речевые способности, академические способности;

– организационно-коммуникативные способности (связанные с организаторской функцией и общением): организаторские способности, коммуникативные способности, перцептивные способности, суггестивная способность (волевое воздействие на учащихся), педагогический такт, педагогическое воображение (способность предвидеть последствия своих действий).

На мой взгляд, современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач, быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез.

Список использованных источников

1. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2011. – 304 с.

2. Борытко, Н. М. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. – 3-е изд. – М. : Академия, 2009. – 496 с.

3. Волынкин, В. И. Педагогика в схемах и таблицах [Текст] : учеб. пособие / В. И. Волынкин. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 282 с.

4. Ефремов, О. Ю. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов / О. Ю. Ефремов. – 1-е изд. – СПб. : Питер, 2010. – 352 с.

5. Завада, Г. В. Педагогика высшей школы [Текст] : учебное пособие / Г. В. Завада, О. В. Бушмина. – Казань : КГЭУ, 2008. – 376 с.

6. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. И. Загвязинский. – М. : Академия, 2008. – 345 с.

7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов / И. А. Зимняя. – 2-е издание, дополненное, исправленное и переработанное. – М. : Логос, 2009. – 384 с. 

8. Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст] : учеб. пособие / Г. М. Коджаспирова. – М. : Айрис-Пресс, 2008. – 256 с.

9. Константинов, Н. А. История педагогики [Текст] : учебник для вузов / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 447 с.

10. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Кузьмина. – М. : Высшая школа, 2001. – 119 с.

11. Марцинковская, Т. Д. Психология и педагогика [Текст] : учебник / Т. Д. Марцинковская, Л. А. Григорович. – М. : Проспект, 2010. – 464 с.

12. Минияров, В. М. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / В. М. Минияров. – М. : НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 288 с.

13. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения [Текст] : учеб. пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 176 с.

14. Пешкова, В. Е. Педагогика. Курс лекций [Текст] : учеб. пособие / В. Е. Пешкова. – Майкоп: АдыгГУ, 2010. – 650 с.

Информация о работе Теоретические подходы к изучению педагогических способностей