Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 04:28, курсовая работа
Модульное обучение - это такое обучение, при котором ученик полностью или частично самостоятельно работает по индивидуальной программе.
Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические положения модульной технологии обучения
1.1.Основы модульной системы образования……………………...4
1.2.Принципы и подходы в модульной технологии……………….7
1.3. Основные положения модульно-рейтинговой технологии обучения (МРТ)……………………………………………………...11
1.4.Особенности организации деятельности при модульном обучении
1.4.1. Взаимодействие ученика и учителя в условиях модульной технологии ……………………………………….14
1.4.2..Последовательность действий учителя при составлении модуля…………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………..19
Использованная литература……………………………………………………...21
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО
«Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Биолого-географический факультет
Кафедра методики преподавания биологии химии и географии
Модульная технология
(Курсовая работа)
Выполнила: студентка III курса
гр. БХ-10-2 Николаева М.А.
Проверила: профессор, доктор педагогических наук, зав. кафедры МПБХиГ Егорова К.Е.
Якутск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.2.Принципы и подходы в модульной технологии……………….7
1.3. Основные положения модульно-рейтинговой технологии обучения (МРТ)……………………………………………………...11
1.4.Особенности организации деятельности при модульном обучении
1.4.1. Взаимодействие ученика и учителя в условиях модульной технологии ……………………………………….14
1.4.2..Последовательность действий учителя при составлении модуля…………………………………………..17
Заключение……………………………………………………
Использованная литература……………
Введение
Цель современной школы – обеспечить образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для ее достижения необходимо кардинально поменять отношения ученика и учителя в учебном процессе. В настоящее время этот процесс в массовой школе страдает неразрешимыми противоречиями между фронтальными формами обучения и индивидуальным усвоением знаний, а также индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологии обучения; между преобладающим в школе объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером обучения, способствующим развитию способностей и интересов ученика.
Любое обучение призвано: развивать склонности и познавательные интересы ученика, формировать навыки и умения, быть мотивированным, дифференцированным и практико-ориентированным, готовить к непрерывному образованию, инициировать самообразование. Все это интегрируется в модульной технологии обучения.
Модульное обучение - это такое обучение, при котором ученик полностью или частично самостоятельно работает по индивидуальной программе.
Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Основные особенности метода:
Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий в себя: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:
Схематично модульную программу можно изобразить следующим образом:
Рис. 1 Схема модульной программы
1.2.Принципы и подходы в модульной технологии.
Чтобы данная методика была более результативной необходимо придерживаться следующих принципов модульной технологии:
1. Принцип модульности, включающий:
содержанием учебного материала.
Учащиеся знакомятся с целями учебных занятий по новой теме, структурой информационного блока, датой зачета, с целью пропедевтики изучения нового материала, тем самым планируют предстоящую деятельность. Технология учебного процесса способствует легкости, комфортности продвижения учащихся в этом процессе: ученик точно знает, что, когда и в каком объеме он должен сделать.
2. Определение разноуровневых дидактических целей:
Важное значение на уроке в реализации данного принципа приобретают: организация и управление деятельностью учащихся пр. целеполаганию, мотивации и определению темы занятия, которое реализуется на практике различными путями:
-на одних уроках, ученики совместно с учителем формулируют проблемный вопрос;
-на других
- учащиеся выходят на постановку
целей,
анализируя домашнее задание;
- на третьих
— учителем на доске
3. Принцип открытости, понимаемый как возможность дополнять, видоизменять информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности.
Входящие в идею открытости:
учет необходимости понимания
4. Принцип вариативности обучения реализуется путем использования на уроках нескольких альтернативных учебников, справочников, таблиц, что позволяет рассмотреть многие вопросы с разных позиций и выработать свой подход к их решению.
В устоявшейся структуре учебных занятий, а именно: целеполагание, входной контроль, учебно-познавательная деятельность учащихся, выходной контроль, итог - рефлексия - имеет место постоянная смена учебной деятельности.
Организация учебно-познавательного процесса в условиях вхождения в модульное обучение основана на обязательном формировании ОУУН и специальных умений и навыков (СУН). Соответствующие приемы деятельности, инструкции, советы учителя, алгоритмы составляются в сотрудничестве.
Обучение учащихся приемам учебной деятельности:
5.Принцип направленности обучения на развитие самостоятельности:
А именно через самостоятельную и контрольную работы с разноуровневыми заданиями; выбор ролей в деятельности групп; возможность выбора уровня домашнего задания, который осуществляется двумя путями:
а) когда учащиеся переписывают
домашнее задание полностью,
а дома, выполняя его по принципу от простого к сложному,
выходят на определение своего уровня
работы;
б) в ходе урока ребята суммируют в листе
контроля полученные
за выполнение тех или иных
заданий баллы, количество
которых и определяет уровень домашнего
задания.
Организационная структура
урока позволяет увеличить
6. Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы.
7.Принцип индивидуализации
обучения опирается на составление индивидуальных
программ по усвоению учебного материала
для
каждого ученика.
8.Принцип разносторонности методического консультирования реализуется через включение в модульные программы советов учителя, других объяснительных методов, облегчающих усвоение информации.
Если говорить о результативности, то необходимо сказать о том» что учащиеся справляются в полном составе с контрольными срезами.
Основные подходы модульного обучения:
Информация о работе Теоретические положения модульной технологии обучения