Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 04:28, курсовая работа
Модульное обучение - это такое обучение, при котором ученик полностью или частично самостоятельно работает по индивидуальной программе.
Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические положения модульной технологии обучения
1.1.Основы модульной системы образования……………………...4
1.2.Принципы и подходы в модульной технологии……………….7
1.3. Основные положения модульно-рейтинговой технологии обучения (МРТ)……………………………………………………...11
1.4.Особенности организации деятельности при модульном обучении
1.4.1. Взаимодействие ученика и учителя в условиях модульной технологии ……………………………………….14
1.4.2..Последовательность действий учителя при составлении модуля…………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………..19
Использованная литература……………………………………………………...21
1.3.Основные положения модульно-рейтинговой технологии обучения (МРТ)
Рейтинг – это суммарная интегральная оценка, характеризующая уровень и объём работы школьников в процессе усвоения учебного материала. Рейтинг - это объективный интегральный критерий качества знаний учащегося, равный сумме заработанных учеником баллов за различные контрольные мероприятия. Рейтинг - это модель оплаты учебного труда учащегося, ему присущи все черты реальной оплаты нашего труда. Заметим кстати, что любой неоплачиваемый труд, в том числе и учебный труд - один из сложнейших видов труда, принципиально не может быть эффективным.
В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая оценка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учеников, система поощрения хорошо успевающих школьников.
Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний включает следующие действия:
Модульно-рейтинговая технология представляет собой один из очень эффективных методов организации учебного процесса, стимулирующего заинтересованную работу учащихся. Это происходит за счет организации перехода от репродуктивного получения знаний к саморазвитию обучающегося и самосовершенствованию как ведущей цели обучения, за счет предоставления возможности обучаемому развивать в себе адекватную самооценку. Это повышает объективность в оценке знаний.
Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учеников учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня достижения школьников, тем самым, обеспечивая возможность самоуправления образовательной деятельностью.
Рейтинговая система исключает всякое унижение личности школьника, позволяет ученику самому оценивать свои способности и возможности, т. е. стимулирует его на добросовестную работу в течение триместра, года.
Одним из методов организации
обучения и контроля знаний учащихся
может служить модульно-
Модульная технология обучения и система рейтинга базируется на системных принципах:
Наиболее перспективной технологией самоуправления процессом познавательной деятельности, по мнению исследователей, является технология рейтинговой системы оценивания результатов обучения школьников. Основной результат применения такой системы – соответствие результатов деятельности ученика его личности.
Систематическое измерение знаний принципиально отличает МРТ от традиционной технологии, опирающейся на субъективное оценивание знаний. Измерение знаний в МРТ производится по многобалльной шкале. Сумма баллов, заработанная обучаемым при измерении знаний, равна его индивидуальному рейтингу.
Важнейшими составляющими педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками и личностно-деятельностный подход. Они занимают одно из центральных мест в технологии «Педагогики сотрудничества». Идеи этой технологии вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации".
В основу методики положены основополагающие принципы:
1.4.Особенности организации деятельности при модульном обучении
1.4.1. Взаимодействие ученика и учителя в условиях модульной технологии
Структура любого дидактического процесса состоит из трех взаимопроникающих компонентов: мотивации, собственно познавательной деятельности ученика и управленческой деятельности учителя.
Модульная технология является гуманистической технологией, т.к. ребёнок в ней является не объектом обучения, а субъектом. Развитие в процессе самостоятельной работы дает больший результат, чем попытки привить 'сверху' необходимые умения и навыки. Причём в отношении между учеником и учителем устанавливаются субъект - субъектные отношения, где учитель - партнёр в учении, а не 'даватель' знаний. Ученик учится сам, а учитель лишь осуществляет мотивационное управление его учением. Ученик свободен, его интересы не ущемляются, результаты работы основаны в первую очередь, на основе его самооценки. Следовательно, модульная технология - личностно - ориентированная технология, где в центре образовательной системы стоит личность ребенка, она же и является основной целью образовательной системы. Прочность и осознанность усвоения материала, развитие интеллекта также зависит от степени самостоятельности ученика в оперировании учебным материалом.
При традиционной системе обучения приемы организации самостоятельной индивидуальной работы применяются лишь эпизодически (как уже указывалось, вызвано это частотностью и многопредметностью, а значит повсеместным применением комбинированного урока). Это не позволяет в полной мере обеспечить саморазвитие ученика, привитие ему навыков самообразования. При модульной технологии приемы организации самостоятельной индивидуальной и групповой работы школьников приводятся в систему. Возможно использование всех известных педагогической науке методов обучения, в частности методов самостоятельной работы. Главное, чтобы эти методы позволяли достичь поставленной цели.
При преобладании самостоятельной работы учеников, учитель выполняет управленческие, организаторские функции. Он должен уметь поставить перед собой и учащимися цели их совместной деятельности, обеспечивая тем самым мотивацию их работы. Ставя цель, учитель должен определить, не только объем изучаемого материала, но и уровень усвоения, а это требует знания уровня обучаемости учеников. Следовательно, учитель должен обладать навыками психолого-педагогической диагностики уровней сформированности общеучебных и специальных умений и навыков учащихся. Кроме этого, учитель должен уметь поставить цель диагностично, а значит уметь прогнозировать конечный результат, планировать свою обучающую деятельность и учебную деятельность ученика.
Исходя из особенности работы учителя и ученика при модульном построении урока, в функции учителя (а, возможно, и ученика) входит обеспечение всех участников учения дидактическими материалами. Каждый ученик должен иметь перед собой алгоритмическое предписание, учебный материал и контрольные листы. И здесь есть отличия от традиционной системы построения подготовки к уроку. Учитель составляет модуль, как и раньше, составлял конспект урока. Но так как теперь его основные функции управляющие, то учитель должен обратить главное внимание на разработку своих действий по организации самостоятельной деятельности учащихся и своей собственной консультирующей работы. С этой целью возможно составление вкладного листа к модулю для педагога, где он прописывает возможные консультации.
Важным элементом совместной деятельности учителя и ученика является их рефлексивная деятельность. Это модное слово заменило теперь слово 'анализ' и не случайно. Сделано это с целью отделить суть понятия 'анализ' как метода исследования путем рассмотрения отдельных сторон какого-либо явления, процесса, от понятия 'самоанализ' - оценка своих собственных поступков. Понятие 'рефлексии' шире и глубже, т.к. включает в себя анализ действий, их причинно - следственные проявления. Рефлексия помогает ученику и учителю определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных методов и способов, примененных для достижения цели, а также провести самооценку. Рефлексия необходима как перед изучением модуля для определения базовых знаний и мотивации, так и как завершающий элемент модуля.
1.4.2.Последовательность действий учителя при составлении модуля
Первый шаг - определение интегрирующей цели модуля.
Второй шаг - Разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой того или иного типа учебного занятия.
Третий шаг - формулирование цели каждого учебного элемента.
Четвертый шаг - определение содержания каждого учебного элемента.
Пятый шаг - формулирование рекомендаций (советов) учащимся.
Наиболее удобна следующая форма учебного элемента (УЭ).
№ УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Советы учителя |
Рис. 2 Форма учебного элемента
Создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учащихся и учителя.
Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.); интегрируются целью модуля.
Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.
Изменяется принципиально деятельность учителя. Его главная задача - разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения осуществляет рефлексивное управление обучением.
Ограничения
Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.
Заключение
Модульное обучение возникло как альтернатива к традиционному. Оно интегрирует в себе все прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть – ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется рефлексивный подход. Сами учащиеся формулируют суть модульного обучения так: главное – то, каждый работает самостоятельно, имея возможность проконсультироваться у учителя, получить помощь товарища, в результате значительно глубже познается учебное содержание и, кроме того, все время можно себя контролировать.
Информация о работе Теоретические положения модульной технологии обучения