Теоретические сенсорного воспиная ребенка в процессе игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что младший дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка. Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж», занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности необходимые не только для перехода к следующему «этажу», но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение.

Вложенные файлы: 1 файл

Р 13111606(и) кур.р. методика обучения.docx

— 93.74 Кб (Скачать файл)

Дидактические игры весьма сложны для руководства. Чтобы дидактическая игра не превратилась в занятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание (заключение).8

Отбор познавательных задач для дидактических игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей. Формами реализации игрового действия могут выступать:

1) разнообразные игровые  манипуляции с предметами и  игрушками — подбор, складывание  и раскладывание их, нанизывание, прокатывание;

2) «зачин», который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма);

3) осуществление поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова;

4) загадывание и отгадывание загадок;

5) выполнение определенной роли;

б) соревнование (индивидуальное или коллективное);

7) особые игровые движения, такие как хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий.

Дидактическая игра решает задачи умственного, физического и эстетического развития каждого ребенка. В игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов. Важнейший психологический секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции, общения и т. д. Дидактическая игра завершает и выражает процесс сопоставления и отделения сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств, явлений от общественно принятых эталонов.9

Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий . Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), подбирать и группировать предметы по общим признакам, различать и воспроизводить музыкальные звуки по высоте, тембру, динамике. Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. В дидактической игре обучение тесно связано с задачами воспитания, когда совместно с усвоением знаний создаются условия для воспитания у ребят дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки.

Однако, чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения. В методику проведения дидактической игры входят: объявление названия игры; сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения) и порядке использования игрового материала; объяснение хода игры (игровых задании); показ воспитателем выполнения отдельных действий; подведение итогов игры и объявление победителя.

Объявление игры может проходить в обычной форме, когда педагог произносит ее название и направляет внимание детей на имеющийся дидактический материал, объекты действительности. Названия многих игр говорят уже о том, что и как надо выполнять, например, «Найди дерево по описанию», « Угадай что это?», «Считай дальше», «Выложи фигуру», «Загадай, мы отгадаем» и др.

Игры с природным материалом таят в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного отношения к ней.10

Основные принципы игр с природными материалами: совмещение элементов игр и труда, переход от игр творческих к играм с природными материалами, постепенное усложнение обучающих задач и условий игры, повышение творческой активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности, единство обучающих и воспитательских воздействий. Психологическое воздействие игры: развитие основных психологических процессов, эстетических, формирование чувства любви к природе. Ведь для детей это одновременно и игра, и работа, и обучение. Формирование в игре начальных форм самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений между сверстниками.

Для игр с природными материалами должно быть просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение сухое с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с доступным освещением для проведения практических и теоретических занятий. Должна быть соответствующая материальная база. Красиво оформленное учебное помещение, чистота и порядок в нем, правильно организованные места для игр с природным материалом, имеют большое воспитательное значение.

Все это дисциплинирует детей, способствует культуре труда и творческой активности. Учебное оборудование помещения включает комплект полок, стеллажей, инструменты и приспособления, необходимые для организации игр с природным материалом, хранения и показа наглядных пособий.

Природный материал – кладовая для развития детского творчества. Дошкольников нужно учить использовать его в играх (изготавливать различные поделки, игрушки из снега, песка, природного материала: желудей, каштанов, шишек, соломы, бересты и т.д.). С прогулки в лес дети часто приносят желуди, шишки, веточки, а с экскурсии к водоему – красивые камешки, ракушки. Дети подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато – коричневые, рогоз цилиндрический, с мягкой бархотистой поверхностью, коричневый.11

В старших группах для игр детей широко используется естественный природный материал: снег, вода, песок, шишки, ракушки, желуди. Он дает ребенку наибольшие возможности для проявления творчества, фантазии. Чтобы игры протекали успешно, необходимо целенаправленное руководство со стороны воспитателя. Рассмотрим это на примере организации игры со снегом. В основе строительства из снега лежит лепка. Пластичность материала позволяет осуществлять любой замысел, но из снега строить труднее, чем из готовых форм. Поэтому надо знакомить детей с разным свойством снега, воды, льда. Знание их поможет ребенку в каждом конкретном случае определить, какой признак будет играть главную роль в успешном выполнении задания.

В процессе наблюдений, организованных педагогом, дети уясняют, почему в одних случаях снег бывает мягким, а в других рассыпчатым, узнают, что в последнем случае его сначала нужно собрать в кучу (в большой вал) прихлопнуть и дать время на то, чтобы он слежался, стал плотным. Вода на морозе замерзает и образует лед. Его не возьмешь лопатой. От ледяной глыбы можно откалывать кусочки, срезать или выдалбливать лишнее острой лопатой. Изо льда хорошо делать лодки, кузов машины, колеса. Эти постройки прочнее снежных. Дети замораживают воду в формочках, наблюдают, как образуются льдинки. Украшают разноцветными льдинками свои участки, елку, деревья. При таких наблюдениях ребенок не получает готовых сведений от взрослых, а добывает их сам в процессе активной деятельности. Это облегчает ему ориентировку в характере предстоящей работы, помогает планировать свои действия. Строительство из снега надо начинать с заготовки валов. На участке в специально отведенном месте воспитатель показывает детям приемы сгребания, уплотнения, сбивания снега лопатой. Когда валы слежатся, он учит воспитанников превращать их в снежные постройки. Начинать надо с самого простого – домиков. Объяснение педагог начинает показом приемов обработки снега, напоминает, как можно лопатой прорубить окно, сделать вход. После того, как домик будет готов, развертывается игра с постройкой. По мере овладения детьми навыками, необходимыми для работы, воспитатель показывает им, как можно сделать скульптурные изображения. При создании скульптурных изображений: людей, животных, отдельные их части лепятся из снега, смоченного водой. Для прочности готовую постройку следует полить водой, можно разрисовать ее.12

Летом в теплую и жаркую погоду дети любят играть с водой. Это могут быть игры в «ручеек» или «речку» с подготовленными заранее оборудованием и атрибутами. Вокруг сооружений, выполненных на берегу речки из песка (пристань, шлюзы, лодочная станция, мосты) развертываются длительные игры. При этом детям приходится решать и познавательные задачи: определить, где и почему быстрее течет река, как поднять ее уровень при закрытии шлюз а, как пропустить кораблик через шлюз, чтобы не допустить аварию. В летних условиях удобным и интересным материалом для игр является песок. Чтобы заинтересовать детей, воспитатель до начала прогулки может построить дом из песка, а затем предложить детям соорудить еще одну постройку. Тут же он показывает приемы: как прихлопывать и срезать песок лопаткой или дощечкой, как придавать песочной куче определенную форму. Кроме домов можно выполнять и другие постройки, например гараж для машин. Чтобы песок не осыпался, его надо предварительно утрамбовать, а затем осторожно лопатками сделать углубления для машин, дорогу, забор. Для игр с песком хороши деревянные бруски, палочки, природный материал, формочки. Большое место в детских играх занимает сооружение построек из снега, песка, а если таких материалов нет, то из стульев, досок, ящиков, камней. Постройка помогает детям лучше представить обстановку, в которой развиваются действия, приблизить действия участников игры к реальности. Воспитателю нужно показать, какие постройки можно сделать из строительного материала, песка и снега и как с ним играть. Кроме свободных игр с природным материалом, следует давать детям задания игрового порядка, воспроизвести конструкцию по образцу, по рисунку, больше проводить игр для развития творческих способностей. Учит детей строить и конструировать из природного материала и во время игры и на специальных занятиях.

Игрушки из природного материала служат для игр и обладают следующими преимуществами:

1.поделки дети делают  из природного материала;

2.при создании поделок  используется ограниченное количество  инструментов;

3.техника выполнения является  простой, а, следовательно, доступной;

4.изделия из природного  материала прочны, оригинальны, изящны  и неповторимы.

Окружающая нас природа радует изобилием форм, цвета. Каждое время года богато своими дарами, от красивых зеленых травинок и цветочных лепестков до богатых плодов осени и сухих, на первый взгляд неприметных растений, которые мы считаем сорняками. Красота природы становится участницей детских игр: дети собирают цветы, листья и плетут из них венки, составляют букеты. Если они находят большой лист лопуха, он гут же превращается в зонтик, защищающий их от солнца, плоды репейника служат для изготовления интересных поделок и игрушек. Природа богата материалом, который дети могут использовать в игре. Ценность таких игр состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из природы и создает неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой. В природных материалах ребята видят красоту и согласованность форм, гармонию, кроме того, они узнают характерные особенности материала: форму запах, цвет, строение. В дальнейшем, имея определенный опыт, они способны отвечать на разнообразные вопросы: что бывает твердым, сочным, мягким? Где есть косточка? Что растет на елках и соснах? Какие деревья бывают лиственными и хвойными? Что растет на лугу, в поле? Что бывает большим и маленьким?

У детей не только обогащается словарный запас, но и развивается аналитическое мышление, они стараются соотносить с увиденным свои поделки, дать им разные названия (древесные корни или ветки виноградной лозы могут показаться ребенку похожим на какое – нибудь животное, а для большего сходства надо лишь добавить отдельные детали). Практически нет такого природного материала (за исключением ядовитых растений) которые нельзя было бы использовать для поделок. В процессе изготовления игрушек из природного материала у детей развивается творческое мышление, глазомер, изобретательность, умение целесообразно и бережно использовать дары природы; проявляются трудолюбие и усидчивость.

Очень важно создать в игре условия для совершенствования сенсорного опыта ребенка. Например, в младшем дошкольном возрасте: « Подбери фигуры», « Соберем пирамидку» и т.д.; в старшем дошкольном возрасте для сенсорного развития используются такие игры, как» геометрическое лото», Домино « Предмет и форма» и т.д.13

Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические задачи могут остаться невыполненными. Поэтому правила игры задаются воспитателем до ее начала и носят обучающий и организующий характер. Вначале объясняется детям игровое задание, а потом способ его выполнения.

Овладению игровыми действиями и правилами способствует правильная оценка, даваемая педагогом участникам игры. Ориентирующая и стимулирующая функции такой оценки используются для выражения правильности выполнения ребенком задания, поощрения его усилий и достижений и содействуют перспективности в достижении игровой цели. Особенно важна ее роль при определении победителя в игре. По ходу игры дети получают фишки (жетоны) за каждый правильный ответ. В конце игры подсчитывается число фишек, полученных каждым участником. Считается победителем тот, кто получил больше фишек за правильные ответы. В лице победителя ребята видят образец для подражания и в своих играх стремятся действовать так же. Лучше, если выигрывает не один ребенок, а вся команда (звено), каждый участник которой старается достигнуть лучших результатов для всей группы товарищей. Бывает, что дети нарушают правила игры, объясняя это тем, что не знают, как надо их выполнять, или забыли о них. Воспитателю следует помнить, что усвоение правил не происходит быстро. Требуется многократное их повторение в последующих играх, проверка усвоения, чтобы убедиться в том, что дети будут все делать правильно.

Заканчивая игру, воспитатель должен напоминать детям название игры, отдельные игровые правила. При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила и способы действий.

Необходимость повторности игры определяется и тем, что не все ее участники одинаково успешно овладевают всеми элементами дидактических игр до такой степени, чтобы они переходили в их самостоятельную деятельность.

Как правило, чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого педагогом используется внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей, замена наглядного дидактического материала на словесный и т. д.

Руководя дидактической игрой, воспитатель должен помнить о добровольности участия в ней детей. В этом отношении игра открывает большие, по сравнению с учебной деятельностью, возможности для проявления инициативы, творческого поиска, возникновения со стороны детей вопросов, предложений по содержанию игры. Нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.

 

 

 

 

 

1.3. Анализ исследования  и проблемы сенсорного воспитания  детей в дошкольном возрасте

Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, размером, по возможности - с основными разновидностями этих свойств.

Детей раннего возраста еще рано знакомить с сенсорными эталонами, подавать им систематические знания о свойствах предметов. Однако знания должны строиться таким образом, чтобы в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, дети были способны усваивать сходные и отличительные черты свойств предметов. Эталонная система содержит в себе основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, сиреневый), а также черный и белый; пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал); три размеры ( большой, средний, малый), поэтому целесообразно в первую очередь формировать у ребенка представление о эти формы, цветовые тона, размеры.14

Информация о работе Теоретические сенсорного воспиная ребенка в процессе игры