Теоретические сенсорного воспиная ребенка в процессе игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что младший дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка. Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж», занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности необходимые не только для перехода к следующему «этажу», но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение.

Вложенные файлы: 1 файл

Р 13111606(и) кур.р. методика обучения.docx

— 93.74 Кб (Скачать файл)

Эстетическая сторона занятий с сенсорного воспитания в основном определяется качеством дидактического материала. Чистые цветные тона, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий нравятся детям, а значит - способствуют накоплению сенсорных представлений.

В современной практике дошкольных учреждений наблюдаются две тенденции в организации обучения. Часть педагогов предлагает совсем отказаться от коллективных занятий, заменив их играми, индивидуальными беседами и другими формами работы. Причем, иногда наблюдается вообще спонтанная форма, исходя из интересов и потребностей детей, решения дидактических задач. Другие педагоги отдают предпочтение коллективной форме, индивидуальное и дифференцированное обучение используют как дополнение к основной - коллективной.

В последние десятилетия вопросы развивающего обучения рассматриваются в тесной связи с интеграцией программных задач, различных видов деятельности детей, особенно это присуще обучению дошкольников математике. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более естественным является приобретение знаний, умений в игровой, конструктивной, двигательной, изобразительной деятельности. Поэтому рекомендуется один-два раза в месяц проводить интегрированные занятия: математика и рисование, математика и физкультура, конструирования и математики, аппликация и математика и тому подобное.

На сенсорное воспитание младших дошкольников также влияет трудовая деятельность. Первоначальные предпосылки развития трудовой деятельности и трудового воспитания детей закладываются в раннем возрасте. В качестве предпосылок становления трудовой деятельности рассматриваются развитие произвольных движений, формирование связи между действием и результатом и развитие результативных действий, развитие орудийных действий, развитие продуктивной деятельности, стремление к самостоятельному решению доступных практических задач.

Развитие результативных действий начинается с формирования произвольных движений, рук ребенка к концу первого полугодия жизни. Постепенно они дифференцируются и приспосабливаются к форме, величине, местоположению предмета. Затем во втором полугодии отдельные движения объединяются в системы, и ребенок оказывается способным достигать объективного результата — захватывать погремушку и греметь ею, выбрасывать предметы из коляски и т. п. Это результативные повторные действия. Они характеризуются целесообразностью, так как ребенок повторяет их для достижения элементарного результата. К концу года при обучающем воздействии взрослого такие целесообразные результативные действия усложняются: дети вкладывают полые предметы один в другой, нанизывают колечки на стержень, складывают мелкие предметы в коробку и т. п.

 

 

Глава 2. Педагогические условия сенсорного воспитания ребенка в процессе игры

2.1 Выявление уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста

В отечественной педагогике наблюдается повышенный интерес к проблемам сенсорного воспитания: проводятся научно-практические конференции по вопросам всестороннего развития личности ребенка; обобщаются психолого-педагогические данные, направленные на развитие сенсорных способностей и личностных качеств на младшего дошкольного возраста; выходят в свет правительственные постановления, касающиеся проблем воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста и др. Это позволило создать систему сенсорного воспитания. Изменения в социальной и экономической сфере, перестройка в жизни общества знаменуют собой начало нового периода и в сфере народного образования.15

С целью изучения воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста на базе МА ДОУ № 187, г. Хабаровск проходил эксперимент, в котором участвовало 10 детей 2 -й младшей группы.

Цель эксперимента: изучение процесса воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста в результате использования дидактических игр.

В эксперименте участвовало 2 группы детей раннего возраста - экспериментальная и контрольная.

На первом этапе эксперимента (констатирующий) была проведена диагностика. Целью данной диагностики было выявление уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей раннего возраста.

В начале эксперимента была изучена специфика учебно-воспитательного процесса детского сада, особенности работы в группах раннего возраста.

2.2. Особенности работы  педагога по сенсорному воспитанию  детей

Изучив особенности и содержание работы по формированию сенсорной культуры в раннем детстве была проведена диагностика.

Для диагностики знаний о качестве и свойствах предметов с детьми раннего возраста использовалась методика Пилюгина Э.Г., основанная на задачах разного типа деятельности.

В задачах использовались красный, желтый, зеленый цвет.

Мы отобрали 7 заданий разного типа деятельности:

- Группировка предметов

- Выбор по образцу

- Элементарные конструктивные действия

В первых двух задачах дети группировали предметы красного и зеленого цвета.

1 Задание: Детям предлагались две полоски гладкого картона 4x18 см красного и синего цвета и 6 кружков (3 красных и синих). Надо было положить кружки на «дорожку» так, чтобы они «спрятались».

2 Задание: Детям показывает 5 брусков, составленных «башней» (наложенным друг на друга), цвета: красного или синего. Детям давали 5 брусков красного и 5 брусков синего , перемешанных произвольно, и предлагали сделать «башню» такого же цвета, как у взрослого. Якщо ребенок не мог отобрать предметы соответствующего цвета и разместить их в заданном порядке, то взрослый подробно демонстрировало выполнение задачи. Вторая задача, как и предыдущее, могло быть выполнено по-разному, но наиболее высокий уровень его выполнения требовал применения более сложных действий с цветом, чем разложение кружков на «дорожках»: ребенок должен был. Сделать соотношение  цветов отбираемых предметов с цветом образца который находился от него на некотором расстоянии. Следующая группа задач предусматривала выбор по образцу одного из двух цветовых объектов (брусков). В третьем, четвертом и пятом задании ставилась задача выбора цвета.

3 Задание: Детям давали красный и синий бруски. Сначала ребенку предлагался выбор по образцу. Однако при этом вводились слова-названия цвета. Показывая красный брусок, объясняли: «Это красный», - потом давали синий брусок и тоже объясняли: «Это синий». После того как ребенок рассмотрел предметы, названия повторялись еще раз. Далее по предъявлению наглядного и словесного образца ребенок находил такой же предмет и давал его взрослому.

4 задание изменяется цвет объектов и використовуютьсяопредмеченное слова-названия. Показывая ребенку желтый брусок, говорили, что это лисичка. При показе красного следовало объяснение, что это билочка. Потом взрослый показывал ребенку желтый или красный брусок и пропонувавзнайты такую же «лисичку» или «белочку» в себя. Выбор по зразкомпредьявлявся детям по 4 раза.16

Обработка результатов: показатели активности оценивают по следующей шкале: 3балла-максимальная выраженность показателя 2балла-средняя выраженность, 1 балл-низкая.

Согласно 1 уровень проявления активности-14-18 баллов, 2 уровень-7-14 баллов , 3 уровень-0-7баллов.

При обработке данных анализируют активность детей в ходе выполнения задач по 2 параметрам. Показатели оценивают по шкале баллов и определяют уровень проявления активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Методы и приемы  работы в играх с природным  материалом

Для развития сенсорной культуры детей, нами была проведена систематическая работа с использованием следующих дидактических игр в экспериментальной группе детей 3-х лет:

1. Найди, что покажу.

Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.

Игровое действие. Поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем.

Правило. Под салфетку заглядывать нельзя.

Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется».

Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, добавляя овощи и фрукты, похожие по форме, но отличающиеся по окраске. Например: свеклу, репу; лимон, картофель; помидор, яблоко и др.17

2. Найди, что назову.

Дидактическая задача. Найти предмет по слову-названию.

Игровое действие. Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов. Правило. Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, помидор, яблоко и др.). Во все вазы заглядывать нельзя.

Оборудование. Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др.), разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста).

Ход игры. Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме». Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку)». И т.п.

3. Угадай, что в руке

Дидактическая задача. Узнать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Игровое действие. Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.

Правило. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь.

Ход игры. Дети стоят, образуя круг. В руки, отведенные за спину, воспитатель раскладывает овощи и фрукты. Затем показывает всем любой из овощей. Дети, у которых в руках такой же, по команде подбегают к воспитателю. Примечание. Игра рекомендуется для детей 3—4 лет

4. Чудесный мешочек

Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанного предмета.

Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.

Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный).

Ход игры. Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)». По очереди задание выполняют все дети.

Примечание. В последующем при повторении игры мешочек наполняют заранее. Дети не должны видеть, что туда прячут.

5. Угадай, что съел

Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов. Игровое действие. Угадывание на вкус.

Правила. Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.

Оборудование. Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для контроля и сравнения.

Ход игры. Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки), воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе».

После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей. Примечание. В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса: «Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)18

6. Найди, о чем расскажу.

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие. Угадывание растения по описанию признаков.

Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя.

Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.

Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а по¬том назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

В результате использования дидактических игр сенсорного характера было отмечено, что многие малыши научились распознавать цвета предметов, выделять их характерные признаки.

Также было отмечено, что в результате проведенной работы с детьми раннего возраста повысилась сенсорная культура детей: малыши стали более сосредоточеннее относиться к выполнению задач и пытаться анализировать свои практические действия.

Использование дидактических игр стимулировало и развитие психических процессов: многие дети стали более наблюдательными и внимательными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Анализ результатов исследования и рекомендаций для родителей и педагогов

Анализ результатов исследования представлен в таблицах № 1 и № 2.

Таблица 1. Результаты контрольной группы

№ задач

1

2

3

4

Уровень активности

1Бузунова Даша

4

5

6

6

Высокий

2Орлов Георгии

4

6

6

4

Высокий

3Невлютова Лиза

4

4

4

4

Средний

4Ларина Лиза

4

4

4

2

Низкий

5Кромских Гоша

2

2

2

2

Низкий

Информация о работе Теоретические сенсорного воспиная ребенка в процессе игры