Теоретические сенсорного воспиная ребенка в процессе игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что младший дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка. Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж», занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности необходимые не только для перехода к следующему «этажу», но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение.

Вложенные файлы: 1 файл

Р 13111606(и) кур.р. методика обучения.docx

— 93.74 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 1 видно, что дошкольники контрольной группы почти все показали высокий уровень активности, лишь только двое детей показали низкий уровень.

Таблица 2. Результаты экспериментальной группы

№ задач

1

2

 

4

Уровень активности

1

2

2

3

3

низкий

2

2

2

2

2

низкий

3

6

6

6

7

Высокий

4

4

6

7

7

Высокий

5

4

4

2

2

Средний


 

Из таблицы 2 видно, что из пяти дошкольников экспериментальной группы три участника показали низкий уровень, два высокий и один дошкольник показал средний уровень активности.

Рисунок 1. Сравнительный анализ обеих групп

Из рисунка 1 видно, что в контрольной группе с заданиями справились 90% детей, в экспериментальной группе с заданием справились 40% дошкольников, что говорит о более низком уровне сенсорного развития детей.

Развитие сенсорных способностей, формирование системы сенсорных эталонов и перцептивных действий детей младшего дошкольного возрастав условиях современного ДОУ действительно возможно при включении задач сенсорного воспитания в различные виды деятельности (игры, конструирование, изобразительную деятельность), организованны преимущественно в таких формах, как сенсорные занятия, дидактическая игра, игра-экспериментирование в совместной деятельности воспитателя с детьми.

В качестве рекомендации предлагается модель сенсорного воспитания детей:

Модель сенсорного воспитания в ДОУ

Цель:

целенаправленное и систематическое обогащение сенсорного опыта детей как основы познания мира предметов и явлений, их свойств и качеств, а так же развитие сенсорных способностей  

Задачи:

1. Формирование у детей  систем перцептивных действий;

2.  Формирование у детей систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

3.  Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в разнообразной деятельности.  

Принципы:

1.Непрерывная связь содержания  сенсорного воспитания с детским  опытом.

2. Целенаправленность.

3.Учет возрастных психофизиологических  особенностей и индивидуальных  различий детей.

4. Систематичности и последовательности, определенной повторяемости и  концентричности.

5.Взаимодействие общественного  и семейного воспитания.

Направления работы


Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие со специалистами

Организация детской деятельности:  

познавательно-речевая деятельность, художественно-эстетическая деятельность, конструктивная деятельность, игровая деятельность.

1.Педагогическое просвещение  родителей по вопросам сенсорного  воспитания;

2.Организация совместной  деятельности родителей и педагогов, способствующая сенсорному воспитанию  детей 

Развитие сенсорных способностей детей посредством включения в различные виды деятельности.

Организационно-управленческий компонент

Формы работы

Игры: Творческие: театрализованные, сюжетно-ролевые. Игры с правилами: подвижные, дидактические: настольно-печатные, игры с предметами и игрушками, музыкально-дидактические игры.

Занятия: Сенсорные занятия. Занятия по продуктивным видам деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование, ФЭМП.

1. Консультации, беседы, устная  информация, семинары-практикумы, просмотр  открытых занятий.

2. Участие в обогащении  и создании развивающей среды, домашние задания для закрепления  знаний.

Музыкальные занятия, занятия по физической культуре, дидактические игры, подвижные игры, досуги, развлечения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, сенсорное развитие ребенка - это развитие его чувств и восприятий. Ощущение и восприятие у детей дошкольного возраста развиваются достаточно интенсивно, под влиянием воспитания, в процессе усвоения ребенком знаний и умений.

Сенсорные эталоны - представления, которые сложились в обществе об основных качествах предметов (цвет, форма, величина, высота звука и т.д.). Постепенное ознакомления детей с различными видами сенсорных эталонов и их систематизация - одна из важнейших задач сенсорного воспитания в дошкольном возрасте. Его основой должна быть организация взрослыми действий детей по обследованию и запоминанию основных разновидностей каждого свойства, которое осуществляется прежде всего в процессе их обучения рисованию, конструированию, лепке и др.

Параллельно ребенок усваивает слова, обозначающие основные разновидности свойств предметов. Слово-название закрепляет сенсорный эталон, позволяет точнее и осознанно его применять. Но это возможно при условии, что слова-названия вводятся на основе собственных действий ребенка по обследованию и использования соответствующих стандартов.

Действия восприятия формируются в зависимости от овладения теми видами деятельности, требующими выявления и учета свойств предметов и явлений. Развитие зрительного восприятия связан прежде всего с продуктивными видами деятельности (рисованием, аппликацией, конструированием). Фонематический слух развивается в процессе речевого общения, а звуковысотный слух - на музыкальных занятиях (с помощью игр-упражнений, построенных по принципу моделирования звуковысотных отношений).

 

 

 

 

Список литературы

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1981. - 224 с.

2. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.

3. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М.: Академия, 2003. - 464 с.

4. Дидактические материалы Е.И. Тихеевой и Е.Н. Водовозовой в практике ДОУ. Гуськова О.А. - Ж-л "Управление", №6, 2008. - с.106.

5. Жирнова Н.Н., Анилова Е.А. Отечественные педагоги конца 19-начала 20 в. о роли дидактической игрушки в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. - Ж-л "Управление ДОУ", 2009г.,№7 - с.96.

6. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. - М. Просвещение, 1963. - 98 с.

7. Камышанова К.И. Ребёнок от рождения до трёх лет. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 140 с.

8. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 224 с.

9. Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей. - Ж-л "Справочник ст. воспитателя"№1, 2010. - с.58

10. Павлова Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2003. - 95 с.

11. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.576 с.

12. Развиваем сенсорику и мелкую моторику. Кирпичникова Н. - Ж-л."Д/в", 2005г., № 2 - с 76

13. Сенсорная комната: новые возможности использования. Мутагорова С.Н., Безуглая И.Г. - Ж-л "Воспитатель ДОУ", 2010г.,№9 - с.7.

14. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 256 с.

15. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 72 с.

 

 

 

 

 

 

1Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.576 с.

2Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 224 с.

3Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1981. - 224 с.

4Дидактические материалы Е.И. Тихеевой и Е.Н. Водовозовой в практике ДОУ. Гуськова О.А. - Ж-л "Управление", №6, 2008. - с.106.

5Павлова Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2003. - 95 с.

6Камышанова К.И. Ребёнок от рождения до трёх лет. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 140 с.

7Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.

8Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М.: Академия, 2003. - 464 с.

9Сенсорная комната: новые возможности использования. Мутагорова С.Н., Безуглая И.Г. - Ж-л "Воспитатель ДОУ", 2010г.,№9 - с.7.

10Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 256 с.

11Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 72 с.

12 Развиваем сенсорику и мелкую моторику. Кирпичникова Н. - Ж-л."Д/в", 2005г., № 2 - с 76

13Жирнова Н.Н., Анилова Е.А. Отечественные педагоги конца 19-начала 20 в. о роли дидактической игрушки в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. - Ж-л "Управление ДОУ", 2009г.,№7 - с.96.

14Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. - М. Просвещение, 1963. - 98 с.

15Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей. - Ж-л "Справочник ст. воспитателя"№1, 2010. - с.58

16Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей. - Ж-л "Справочник ст. воспитателя"№1, 2010. - с.58

17Павлова Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2003. - 95 с.

18 Жирнова Н.Н., Анилова Е.А. Отечественные педагоги конца 19-начала 20 в. о роли дидактической игрушки в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. - Ж-л "Управление ДОУ", 2009г.,№7 - с.96.


Информация о работе Теоретические сенсорного воспиная ребенка в процессе игры